Селина Людмила
Конспект занятия «В лесу родилась елочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В лесу родилась елочка»
Цель: формирование знаний об особенностях ели через проведение исследования.
Задачи:
- закреплять представление детей об особенностях ели;
- обучать детей общим умениям и навыкам исследовательской деятельности;
- формировать знания детей о значении ели в жизни животных и человека;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: исследование, ученые, план.
Публикация «Конспект занятия „В лесу родилась елочка“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: мольберт, карточки с изображением методов исследования, цветные маркеры, ватман, письмо и посылка с шишками от елочки, еловые семена, семена подсолнечника, подарки для елочки (карточки с изображением солнца, воды, птицы, т. д., мешочек для подарков.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня хотела прийти одна замечательная гостья. Что это за гостья, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
Дети: -Елка. (Если не отгадали, загадать еще одну загадку).
В. : Правильно, это елка. Но, к сожалению, елочка боится людей, ведь ее часто обижают: обламывают ветки, срубают под Новый год. Поэтому елочка не пришла к нам, а прислала письмо:
«Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется найти друзей.
Смею вас заверить, что мы, ели, заслуживаем любви и уважения.
Ведь мы, красивые, стройные, служим украшением лесов, парков, скверов, а еще приносим большую пользу: очищаем воздух, уменьшаем шум и можем вылечить вас, людей от многих болезней.
Дорогие дети, если вы хотите со мной дружить, то напишите мне письмо! С уважением елочка.»
В. :- Ребята! Вы хотите дружить с елочкой? Тогда нам необходимо как можно больше узнать о ней. Для этого нам нужно превратиться в исследователей. Вы согласны? Давайте начнем нашу работу и составим план исследования, как это делают настоящие ученые. Итак, мы сегодня будем узнавать много нового и интересного о нашей красавице-елочке (на мольберт крепим карточку с изображением ели) и будем писать ей письмо. Как же мы можем узнать что-нибудь о елочке? Что мы должны сделать сначала, с чего начинают исследование ученые? ( Подвести детей к ответу: «Подумать») Далее выстраиваем цепочку методов исследования: задать вопросы специалисту (взрослому, посмотреть в книгах, провести опыт. Вот у нас получился план исследования. Начинаем собирать материал. Все, что мы узнаем мы будем записывать-зарисовывать на большом листе- это будет наше письмо для елочки. Посмотрите на план. Что мы сделаем сначала?
Д. : - Подумаем.
В. : - Правильно, подумаем и вспомнить, что мы сами знаем о елочке.
Д. : - У елочки есть иголки.
В. : - Правильно, елочкины листочки- это иголки, которые называются хвоинки. Ель- это хвойное дерево. Чтобы это не забыть, нарисуйте на листе иголочки (воспитатель вызывает одного ребенка).
Ребенок изображает на ватмане иголки.
В:-Что еще мы можем рассказать об этом дереве?
Д. :- Елочка всегда зеленая.
В. :- Да, даже зимой, когда все деревья стоят голые, елочка радует нас своим зеленым нарядом. Ель так и называют «вечнозеленое» дерево, потому что деревьев, а по очереди. Поэтому елочка круглый год зеленая. Давайте зарисуем то, что мы вспомнили, Как можно это сделать?
Д. :- Нарисовать зеленым фломастером елочку.
Один из детей подходит к мольберту и рисует зеленую елочку на ватмане.
В. :- Хорошо, мы с вами подумали и записали, что ель- это хвойное, «вечнозеленое» дерево. Что можем сделать дальше?
Д. :- Спросить взрослого.
В. :- Подумайте, о чем бы вы хотели узнать, и задайте вопрос.
Д. :- Для чего елочке шишки?
В. :- Хороший вопрос! Действительно, на елке вырастают шишки, они очень красивые, удлиненные, изящные. А нужны они елочке для того, что в них появляются семена. Посмотрите, елочка прислала нам посылку. Откроем? Что это?
Д. :- Шишки.
В. :- А еще здесь записка.
«Ребята, я передаю вам посылку с шишками, но не все эти шишки мои. Есть еще и сосновые, и шишки лиственницы. Попробуйте выбрать те, которые принадлежат мне.»
- Ну что, вы готовы справиться с этим заданием? Тогда приступайте. (Дети выбирают еловые шишки.)
Внимательно рассмотрите шишки. Шишка покрыта множеством чешуек. Под каждой из них прячутся два очень маленьких коричневых семечка-орешка. (Рассматривание семян.) У семени есть перепончатое крылышко- своеобразный пропеллер. Это крылышко помогает ветру разносить семена, которые быстро вращаются, но медленно падают. В лесу вблизи елей можно встретить множество маленьких елочек, которые выросли из упавших на землю семян.
Сейчас мы проверим, как же путешествуют семена ели по ветру. Как мы можем это сделать?
Д. :- Провести опыт.
В. :- Возьмите на ладошку несколько семян. Теперь мы превратимся в ветер. Давайте подуем на семена и посмотрим, как они кружатся и медленно падают. В этом семенам помогает маленькое крылышко. ( Проведение сравнительного эксперимента с семенами подсолнечника: -Ребята, возьмите семена подсолнечника, положите на ладошку. Давайте подуем на них. Что происходит? Как семена падают? Какие семена было легче сдуть? Почему)
Теперь мы знаем, для чего нужны шишки?
Д. :- В них живут семена. Когда они попадают на землю, из них вырастают маленькие елочки.
В. :- Давайте зарисуем то, что мы узнали. Как это сделать? (Нарисовать шишку и семя).
А сейчас давайте представим, что я дерево-мама, а вы мои семена-детки. (Проводится физминутка под соответствующую музыку).
Я- дерево-мама, а вы- мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке. .
На дереве-маме вы долго висели,
Но ветер примчался, и вы полетели.
Умчаться от мамы подальше хотите,
Вас ветер подхватит, и вы улетите!
Вам крылышки ваши летать помогают,
Где вы приземлитесь, лишь ветер узнает.
На землю родную вы все упадете,
Земля вас накормит, земля- это дом.
Весною вас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастете зеленым ростком
И маме помашете зеленым листком.
Игра «Я-дерево-мама» помогает закрепить знания о распространении семян ветром. Воспитатель изображает дерево, дети- летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве-стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка, семена летят. Дети машут руками, разбегаются в разные стороны. Следующий этап- летающие семена падают на землю- ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель, приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.
В. :- Итак, ребята, мы уже с вами подумали и многое вспомнили, задавали вопрос, проводили опыт. Как еще мы можем получить информацию о елочке?
Д. :- Почитать книгу.
В. :- Как вы думаете, какая книга нам поможет? (Предлагаю несколько книг. Ребенок выбирает нужную книгу и объясняет свой выбор). Давайте откроем книгу и почитаем. (Читает отрывок из книги Н. А. Рыжовой «Деревья: от Акации до Ясеня» : «Темные, отдаленные участки елового леса выбирают для зимней спячки медведи. С ельниками связаны многие птицы. Мухоловки-пеструшки ловят на лету насекомых. Зимой семена поедают синицы. Клесты-еловики выковыривают клювом-клещами семена из шишек. Насекомых, спрятавшихся под корой в древесине, ищет большой пестрый дятел. Не прочь отведать семян и белка.») Что же мы можем написать в нашем письме? С кем дружит елочка в лесу?
Д. :- С птицами, с белочкой, с разными насекомыми.
В. :- Давайте нарисуем на листе то, что мы узнали из книги. (Ребенок рисует на листе птичку, какое-нибудь животное и жучка.)
Это будет означать, что для многих обитателей леса елочка служит пищей, домом или укрытием. Ребята, как вы думаете, а может елочка что-нибудь дать человеку, как-нибудь ему помочь?
Д. : -Да. (Выслушиваются ответы детей).
В. :- Оказывается, елочка дружит не только с лесными обитателями, она и для человека большой друг и помощник: легкая и мягкая древесина ели используется при строительстве, при изготовлении мебели, из нее делают бумагу, а также многие музыкальные инструменты (напр. гитару, скрипку, пианино). А еще ель помогает нам быть здоровыми, т. к. издает приятный запах и очищает воздух от бактерий. Из хвои и еловых почек делают настой, в котором очень много витаминов. Этот настой помогает людям вылечиться от многих болезней. Т. е. человек издавна использовал ель, как растение-целитель. Итак, скажите, ребята, какую пользу приносит ель человеку?
Ответы детей.
В. :- Запишем это при помощи некоторых знаков. Например, можно нарисовать стол, это будет означать, что из ели изготавливают мебель, книжку- изготовление бумаги, красный крест- лечебные свойства.
Вот и написали мы с вами письмо для елочки. Давайте прочитаем, что же у нас получилось. (Рассказ нескольких детей).
Как вы думаете, елочка обрадуется нашему письму? А чтобы ей было еще веселее давайте в этот красивый мешочек положим подарки, которые мы приготовили для елочки и ваши пожелания.
Дети дарят подарки: карточки с изображением капельки воды, снежинки, земли, дождевого червяка, солнышка и т. д. и объясняют значение этих подарков:
-Я дарю елочке капельку воды, пусть она напоит и умоет елочку.
- Я дарю елочке птицу. Она будет ей другом и спасет от жуков-короедов.
- Я дарю елочке дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить елочку.
- Я дарю елочке солнышко, пусть оно согревает ее, чтобы она росла высокой и стройной.
- Я дарю елочке землю-почву, чтобы она лучше росла. Пусть земля кормит и поит ее.
- Я дарю елочке шишку. Пусть у нее будет много шишек с семенами.
- Я дарю елочке ветер. Он поможет разнести ее семена по всему лесу, чтобы появилось много маленьких елочек.
Спасибо большое, ребята! Я думаю, когда елочка получит письмо и ваши подарки, она поймет, что вы ее настоящие друзья, ведь вы столько знаете о ее жизни и никогда не станете причинять елочке вреда.