Наталья Грудцына
Экскурсия-викторина «Чудеса в русской избе» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия-викторина
«Чудеса в русской избе»
Возрастная аудитория : старший дошкольный возраст
Место проведения: музейное пространство «Русская изба»
Ведущий: здравствуйте, дорогие друзья! Сейчас мы с вами попадем в одно волшебное место. Чудеса там происходят! Да, и чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Русская изба
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Вот волшебный наш музей,
Заходи сюда скорей
И бери с собой друзей.
Двери открываются,
Сказка начинается!
Дети произносят заклинание. Ведущий достает из лукошка ключ. Открывает двери в музей.
Ведущий: Добро пожаловать в нашу избу русскую. Перенеслись мы с вами лет так на 200 назад, когда наши предки еще не знали, что такое интернет. Когда жили в деревнях и строили для житья избы. А как вы думаете, друзья мои, из чего строили избы? Из дерева, конечно. Но не все деревья подходили для строительства. Какие же деревья использовалась в строительстве?
Не старые, не молодые. Не дряхлые и прогнившие, а здоровые. Ели, сосны, лиственницы, дубы, березы.
Топором рубили деревья, складывали из них бревна. Сначала делали сруб – основу избы. Затем уже клали бревна, создавая стены, прорубали дверь и окна. А в завершении делали самое главное – крышу, чтобы ни дождь, ни снег не смогли в дом пробраться.
Вот и изба готова. А кого первым запускали в дом? Кошку или курицу. Считалось, что эти животные чувствуют благоприятную энергетику дома, а также, отгоняют злых духов.
Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим в нашей избе? Обычно в избе была всего одна комната и называлась она горницей. А вот прихожую в избе называли сени.
Первое, что бросается в глаза – это печь белокаменная. Без печи изба не изба. Ведь печь была главной кормилицей в доме. Ребята, а как использовали печь?
Дети отвечают
Чугунок или горшок – специальная посуда для печи, в которой готовили еду – кашу, супы, мясо, овощи. Чугунок ставили в печь и там при температуре 500 градусов) шел процесс приготовления. А чтобы достать раскаленный чугунок из печи требовался специальный инструмент – ухват (показывает).
Раньше люди верили, что на печи живет домовой – дух дома. Его не обижали, а наоборот, старались с ним подружиться, чтобы он охранял дом и не тревожил людей. Вот на нашей печи тоже живет домовенок Кузя. И любит он играть с гостями в разные игры. Вот и сейчас Кузьма хочет с вами в викторину поиграть. А ну-ка, поглядим, как хорошо вы сказки народные знаете.
Достают у Кузи свиток с заданием. Задание № 1. Викторина по сказкам.
1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди+
3) утки-крякушки
2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в барашка
2) в козлёночка+
3) в ягнёночка
3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
1) от злой мачехи+
2) от бабы Яги
3) от Змея Горыныча
4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1) петух+
2) гусь
3) индюк
5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
1) на деревянных
2) на курьих+
3) на железных
6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1) «Волк и семеро козлят» +
2) «Волк и три поросёнка
3) «Ненасытный Волк»
7. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой+ («Петушок, золотой гребешок)
8. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1) редиску
2) редьку
3) репку+
9. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
1) вёдра+
2) кастрюли
3) чайники
10. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
1) медведь+
2) волк
3) чудо-юдо
11. Кто поё т льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
Ответ: лиса
12. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»
Ведущий: Какие же молодцы! Кузя, все сказки знают наши ребята. А вот за это даю вам кусочек мозаики волшебной. Соберите ее полностью и найдете птицу счастья! Ведущий отдает детям кусочек паззла.
Ведущий: А мы идем дальше по нашей избе! Ребята, поглядите, в избе нашей всего одна комната. А в ней помещалась вся большая семья – папа, мама, бабушка, дедушка, дети и внуки. И у каждого был свой уголок. Считалось, что в избе есть мужская сторона и женская. Давайте подумаем, что же было на женской стороне избы?
Дети отвечают. Переходят к ткацкому станку.
Рассказывают дети
1 ребенок:На Руси женщины в доме занимались тем, что ткали, пряли, шили, стирали, гладили, готовили еду. Поглядите, какой перед вами большой инструмент. А назывался он ткацкий станок.
Занимал в избе значительное место, деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Ткали не только ковры, но и дорожки, половики (от слова «половица»). По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Простые стелили на полу. Понаряднее и поярче — накрывали лавки, скамейки, сундуки.
А вот прялку и веретено (показывает) использовали для того, чтобы из шерсти животного (овцы) изготовить нить (спрясти).
2 ребенок: Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.
Ведущий показывает технологию прядения
3 ребенок:А вот какие утюги использовали в хозяйстве. Электричества раньше не было. Такой утюг нагревался на печи. А в такой (открывает крышку) клали раскаленный уголь. Горячий и тяжелый утюг отлично разглаживал одежду и скатерти.
Ведущий: А вот у нас Марьюшка здесь, живет за ткацким станком. Прядет по ночам волшебные нити. И тоже, как и Кузя, любит поиграть. Она для вас приготовила загадки русские народные!
Задание № 2. Загадки.
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Стоит копна: впереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
За задание вручается часть мозаики
Ведущий: Ребята, а мы с вами находимся в самом главном и святом месте русской избы, которое называется «красный угол».
1 ребенок: Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался «Красный угол». Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «Красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».
2 ребенок: В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол, за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).
Народ наш был очень верующий. Верили в обереги, символы, приметы. Посмотрите на рушники. Образ кого чаще всего изображали на них? Правильно, образ птицы. Ведь птица считалась символом счастья и благополучия. Делали и игрушки в форме птиц – свистульки.
3 ребенок: А вот посмотрите на наши чудеса – дымковские игрушки. Такие игрушки делали из красной глины, смешанной с речным песком. Лепили сначала отдельные детали, затем скрепляли их и помещали в печь для обжига. А уж потом белили и раскрашивали. И получалась такая красота!
Наши птички тоже любят поиграть. И что же они вам приготовили? Давайте посмотрим.
Задание № 3
А ну-ка, продолжи пословицы русские
Терпение и труд … (все перетрут).
Дело мастера … (боится).
С волками жить … (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони … (недалеко падает).
Грамоте учиться … (всегда пригодится).
Один в поле … (не воин).
Ученье — свет … (а не ученье — тьма).
Что посеешь … (то и пожнешь).
Шила в мешке … (не утаишь).
Вручается часть паззла
Ведущий: А теперь мы с вами, ребята, находимся на мужской стороне и кухне. Что же мы видим? Какие предметы вам знакомы?
Дети называют «коромысло», «бочонок», «ножницы», «сито», «самовар», «серп». Про незнакомые предметы рассказывает ведущий.
Ведущий: Ступа и пест приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой круглый сосуд. Деревянные ступки могли представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью.
В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки.
1 ребенок: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Сундук, самовар, прялка, картины — какое многообразие вещей представлено в нашем музее. Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью.
2 ребенок: В русской деревне употреблялась гончарная, деревянная утварь, а также изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям.
3 ребенок: некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов, приобреталась на ярмарках. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. В русской деревне утварью называлось «украшение, убранство, наряды, драгоценности.
Ведущий:Так, ребята, а вот вас встречает сам хозяин дома – дядя Ваня. Трудится он день и ночь, но и на игры веселые время находит. Подготовил он и для вас такую.
Задание № 4. Проводится игра «Устаревшие слова». Дети находят синонимы к выражениям:
Длинная выя (шея)
Лазурные очи (глаза)
Указывать перстом (указательным пальцем)
Машет десницей (правой рукой)
Алые ланиты (щеки)
Вручается последняя часть паззла.
Закрепление изученного. Ведущий называет предметы, дети находят их. После этого дети собирают паззл-картинку «Два веселых гуся».
Исполняют куплет из песни «Жили у бабуси»
Ведущий: Ребята, обещала я вам волшебство, а вот и оно!
Открывает сундук. Оттуда достают волшебного гуся – игрушку.
Закрывают глаза, загадывают желание, гладят гуся.