Ирина Сашникова
Занятие по экологическому воспитанию «Экскурсия в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в зимний лес.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – коммуникативная, музыкально - художественная
Цели: создать условия для обобщения представлений детей о зиме как времени года, отметить характерные признаки зимы в природе; обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года; совершенствовать умение видеть красоту зимней природы, красоту зимы описанную поэтами в стихах, формировать такие качества как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Экскурсия в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Задачи: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (её отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); воспитывать желание помогать и заботиться живых существах в зимнее время.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года сопровождая эмоциональной речью; отрабатывать интонационную выразительность речи; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: картины на зимнюю тематику, орешки, шишки, морковка, бочонок мёда, зёрнышки, хлебные крошки, игрушка – снежинка, маски – шапочки (волк, сорока, мышка, игрушки Медведь, Белка, Заяц, целлофановые пакеты для речевой игры, музыка Чайковского «Зима) отрывок из цикла «Времена года»
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель читает стихотворение:
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину,
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Воспитатель : Когда к нам приходит зима? (в декабре)
ИГРА «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ»
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы.
- Давайте послушаем как обращаются к зиме поэты…
Здравствуй в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка – зима!
- Как поэт называет зиму?
Краткая беседа о зиме
- Какая земля зимой?
- Растут ли зимой цветы? Почему не растут?
- Что происходит с деревьями зимой?
- В какие игры вы любите играть зимой?
- Что вам больше всего нравится зимой?
- Каких птиц можно встретить зимой?
- Что делают зимой звери в лесу?
- Как человек может помочь птицам, зверям зимой?
Воспитатель : А давайте узнаем как звери и птицы зимуют, хотите? Тогда сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощение.
(Дети берут орешки, зёрнышки, хлебные крошки, морковкой, бочонок мёда. Педагог подводит детей в зал где находится сказочный лес).
Вы готовы зайти в сказочный лес?
Дети: Да! Да!
Воспитатель : Вы только посмотрите по сторонам!
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Хотите встретиться с хозяйкой этого леса? (Ответы детей.) Как же к ней добраться? (Дети предлагаю различные варианты, и останавливаются на одном. …
В царство снега мы идём,
Громко песенку поё м:
Тра-ля-ля …
Дети маршируют, слова произносятся громко
В царство снега мы идём,
Тихо песенку поё м:
Тра-ля-ля
Дети идут на носочках, слова произносятся тихо
Из «ледяного» домика выходит Зима и приветствует детей.
Зима: Тишина в моём царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете, дети?
Проводится дыхательное упражнение «Аромат» Е. Макшанцевой (вместо цветка используются снежинки).
Воспитатель : Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю – ка я одну снежинку и понюхаю её.
Не спеша, нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:
- Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором
«А-ро-мат!»
Упражнение выполняется несколько раз.
Воспитатель : Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.)
Воспитатель : Подул ветер, засвистел между голых веток, какие звуки вам слышатся?
Дети: С – с – с! Ш – ш – ш! С – с – с! Ш – ш – ш!
Воспитатель : Ветерок подул сильнее зашумели сосны, зазвенели на их ветках сосульки. Как они звенят?
Дети: Дз – дз – дзынь! Дз – дз – дзынь!
Воспитатель : Вспорхнули из – под снега перепёлки. Захлопали крыльями.
Дети: Ф – р – р – р! Ф – р – р – р! Ф – р – р – р!
Воспитатель : Перелетает с ветки на ветку синичка и весело цокает.
Дети: Ц – ц – ц! Цок – цок! Ц– ц – ц! Цок – цок!
Воспитатель : Дятел долбит дупло выстукивая дробь, словно на барабане.
Дети: Д – д – д – тук! Д – д – д – тук!
Воспитатель : Интересно, о чём говорят зимой лесные жители? Давайте послушаем.
Сорока: Эй, волк! Чего ты хмурый такой?
Волк: От голода.
Сорока: А рёбра что торчат – выпирают?
Волк: От голода.
Сорока: А воешь от чего?
Волк: От голода.
Сорока: Вот и говори с тобой! Заладил как сорока: от голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый?
Волк: От голода! Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи, до весны. А где ещё та весна? За горами, да за морями.
Мышь: Не за морями, волк, весна, не, за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.
Воспитатель : Ребята давайте угостим наших героев. (Дети угощают Сороку – хлебными крошками, волка – ягодами, а мышку – зёрнышками) Вспомним других зверей наших лесов. Да посмотрим, как они зимуют?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель, зима и дети подходят к первому «сугробу» - берлоге медведя.
Зима: Кто там, в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладёт всегда.
Дети: Медведь!
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить?
Дети: Нет, нет! Не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.
ПРОВОДИТСЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ»
Как на горке – снег, снег
(«скрепят» маленькими мешочками с крахмалом, изображая снег)
И под горкой – снег, снег.
(те же действия)
А под снегом спит медведь.
(шумно вдыхают и выдыхают воздух или сопят, или храпят)
Тише, тише… Не шуметь.
(поворачиваются друг к другу, держа указательный палец у закрытого рта – тссс)
Воспитатель : Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу.
(Дети оставляют бочонок мёда в берлоге медведя)
Дети, зима и воспитатель подходят к следующему «сугробу» - домику зайчат.
Зима:
Маленький домик стоит на полянке.
Живёт в нём зайчиха, с ней детки – зайки.
Стало в доме тихо, зайки засыпают,
Мама их, зайчиха, песню напевает.
Воспитатель : (в руках игрушка – зайчиха).
Баю, баю, баиньки,
Засыпайте, заиньки.
Птички, не летайте,
Спать не мешайте.
Зима: Убаюкала мама – зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зимовке?
Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.
Воспитатель : А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?
Дети: Нет, они зимой не спят! Мы сейчас покажем, чем зайцы зимой занимаются.
ДЕТИ ИНСЦЕНИРУЮТ ПЕСНЮ «ЗАЙКА»
(муз. Г. Портнова, сл. В. Суслова)
Воспитатель : Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?
Дети: Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую травку из – под снега.
Воспитатель : Тогда давайте отдадим наше угощение зайчихе. Она покормит своих деток, когда те проснутся.
Дети отдают угощение (морковку)
Зима: Что за маленький зверёк?
Вверх – вниз по ёлке скок да скок.
Дети: Белка.
Воспитатель : А вы знаете, где у белочки домик? (В дупле на дереве.)
- А что они делали осенью, чтобы подготовится к зиме?
Зимушка, ты ведь волшебница – преврати на время наших деток в белочек, и всё увидишь сама.
Зима машет волшебной палочкой и превращает детей в белочек (надевает на них шапочки маски белочек).
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «БЕЛОЧКИ»
(муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой)
Воспитатель : А теперь давайте, дети, угостим нашу белочку. Что мы принесли для неё? (Отдают белочке грибы, орешки, шишки)
Что – то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
Ла – ла – ла – наступили холода
Дети хлопают в ладоши
Ул – ул – ул – холодный ветер дул
Дуют на ладоши
Тели – тели – тели – весь день метели
Вращение согнутых в локтях рук
Зима: Ну, что я вас совсем заморозила?
Воспитатель : А мы не боимся холода, мы умеем греться. Погреемся ребята?
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть
Дети медленно растирают одну ладонь о другую
Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки
Дети растирают ладони всё быстрее и быстрее
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня,
Вот, потрогайте меня!
Вытягивают вперёд раскрытые ладони.
Зима: Вот спасибо вам, ребята, побывали вы со мной в лесу, накормили всех зверюшек! А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой?
Дети: Да!
Воспитатель : Спасибо тебе зима за своё гостеприимство, весело у тебя в лесу. Но нам пора уже и честь знать, а то ветер засвистит, да пурга начнётся и тропинки заметет снегом! Уже темно становится, пора нам домой возвращаться. Зима ты нас не проводишь?
Зима: Скорей! Скорей! Я провожу вас.
Из царства снега мы идём,
Громко песенку поё м:
Тра – ля – ля – ля …
Дети маршируют, слова произнося громко
Из царства снега мы идём,
Тихо песенку поё м:
Тра – ля – ля –ля…
Дети идут на носочках, слова произнося тихо
Итог: Дети прощаются с зимой.