Татьяна Данищенко
Экскурсия в музей «Трудный хлеб»
▼ Скачать +Заказ
Экскурсия в музей «Русская изба»
для воспитанников подготовительной группы
Цель: Познакомить детей с особенностями посева, выращивания, уборки и обработки хлеба в старину.
Задачи:
Познавательное развитие:
-рассказать детям о старинных орудиях труда, связанных с выращиванием и заготовлением хлеба;
Публикация «Экскурсия в музей „Трудный хлеб“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие:
Художественное творчество: познакомить с техникой изготовления хлебных изделий из солёного теста.
Художественная литература:
-познакомить с произведениями малого фольклорного жанра (пословицы, загадки, потешки) по теме «Хлеб»;
Социально -коммуникативное развитие:
-совершенствовать навыки общения детей друг с другом, с педагогом.
Физическое развитие:
-познакомить с русскими народными подвижными играми «Мельница», «Дятел».
Литература:
1) Лагутина Т. В. народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки. М. : РИПОЛ классик, 2010. 2) Воспитатель, №5, 2010, с. 92. 3) Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 4) Соловьёва Е. В. Наследие. И быль и сказка. М. : Обруч, 2011.
Оборудование: иллюстративный материал по теме «Хлеб», экспонаты музея «Русская изба».
Ход экскурсии
1. Дети входят в изостудию по народную музыку, рассаживаются на лавки.
2. Хозяйка избы приветствует детей:
Заходи, честной народ!
Сегодня вас беседа ждёт,
Весёлая, пригожая,
На игру похожая.
Вместе с вами посидим,
О старине поговорим…
В старину-то говаривали: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И у меня на столе хлеб : козули, жаворонки, сушки да баранки.
*Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай
*Хлеб всему голова
*Худ обед, когда хлеба нет
А вы, ребята, любите хлебные изделия? А знаете, как в старину хлеб добывали? Тогда я вам расскажу.
3. Дети знакомятся с тем, как в старину выращивали хлеб, заучивают поговорки и пословицы, знакомятся с загадками, рассматривают репродукции и иллюстрации, экспонаты.
У каждой семьи в старину была земля, которую он мог обрабатывать и собирать с неё урожай.
*Весной – в цветном сарафане лежит,
Зимой – в белой рубашке спит (поле).
Чтобы получить с поля зерно, нужно было весной вспахать землю, на эту работу выходили все взрослые мужчины, иногда помогали и женщины. Незаменимым помощником для человека была лошадь.
*В страду одна забота – не стояла бы работа.
Пахали сохой (мелко пашет) или плугом (глубоко пашет).
*Глубже пахать – больше хлеба жевать.
*Железный рог всё поле перерыл (плуг)
А потом разбивали крупные глыбы земли на небольшие кусочки специальным приспособлением – бороной.
*Ног много, а с поля на спине едет (борона).
Всё лето мужчины, женщины и дети ухаживали за хлебом, пололи посевы. Ждали дождя.
*На дороге грязь – так овёс князь
*Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает
*Что посеешь, то и пожнёшь
*Как в мае дождь, так и будет рожь
А осенью начинали убирать хлеб. Мужчины косили колосья косами, а женщины жали серпами. Женщины, которые жнут колосья, называются жницы (Дети рассматривают репродукции). Пучки сжатых колосьев складывали вместе и связывали сноп.
Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь, так не встанет (сноп).
Снопы свозили к дому на телегах.
4. Дети знакомятся с потешкой «Жнеи».
А мы жнеи молодые,
У нас серпы золотые.
Мы всё поле пожали
И в копны поклали.
В поле копнами,
На гумне стогами,
На столе пирогами!
Дети тоже помогали, как могли, чтобы не потерять не зёрнышка из урожая, дети ходили и собирали по полю упавшие колоски.
5. Дети знакомятся с русской народной игрой «Дятел».
Водящий – дятел, играющие поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зёрнышко пшеницы,
Не нашёл и долбит сук,
Раздаё тся в лесу стук:
Тук, тук, тук, тук!
Дятел палкой стучит. Играющие считают, подбегают и говорят, сколько раз, кто угадал, становится дятлом.
После того, как хлеб был привезён к дому, его сушили в специальной постройке – рига или гумно, где специально для сушки была устроена печка. Высохшие снопы выкладывали на чисто подметенную землю и начинали выбивать из колосьев зерно при помощи специального приспособления, которое называлось цеп. Он представлял собой две палки с подвижным соединением. После того, как зерно обмолачивалось, убирали солому, а зерно провеивали на ветру и ссыпали в мешки. Часть готового зерна ссыпали в амбар, а другую отвозили на мельницу, чтобы смолоть муку.
6. Дети знакомятся с потешкой, вспоминают о ремесле мельника, рассматривают изображение мельниц.
Трах,тарарах,
Стоит дед на горах.
Воду пьёт,
Рукавом трясёт,
Зёрна трёт,
Белый ручеёк течёт. (мельница).
7. Дети играют в игру «Мели, мели, мельница».
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
(Дети кружатся вокруг себя, когда останавливаются, водящий смотрит – тот, кто пошатнулся, становится водящим).
8. Дети знакомятся с приготовлением хлебных изделий.
Посмотрите, у меня в избе есть такой мешочек, как вы думаете, с чем он? (дети рассматривают мешочек с хмелем, делятся предположениями). В старину хмель выращивали в огороде или собирали по берегам рек, его сушили и делали из него отвар, который добавляли в тесто. В хмеле содержатся вещества, которые заставляют тесто киснуть и подниматься, как современные дрожжи. А из готового теста хозяйка пекла хлебы, пироги.
9. Дети отгадывают загадки об орудиях труда и хлебных изделиях.
Дорогие ребятки,
Отгадайте загадки.
В мешочек руку опустите,
Мудрую загадку отыщите.
*Что в сковороду наливают
И вчетверо сгибают? (Блин)
*Возьму пыльно,
Сделаю жидко,
Брошу в пламень –
Будет, как камень. (Пирог)
*Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
*Я тебя одна не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
10. А у меня, ребята в избе приготовлено для вас тесто. И я вам предлагаю из него сделать для нашего стола различные хлебные изделия.
11. Дети вылепливают хлебные изделия и приносят их в красный угол.
-Вы уже, наверное, поняли, ребята, что «лёгкого» хлеба не бывает. Выращивание хлеба – это трудоёмкий и долгий процесс. Скажите, как мы должны с вами относиться к труду тех, кто выращивает, убирает и печёт для нас хлеб и к самому хлебу (дети отвечают на вопрос и прощаются с педагогом).