Юлия Морозова
Конспект экскурсии в мини-музей «Липецкая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в мини-музей «Липецкая Хохлома»
Воспитатель:
Морозова Ю. Н.
Цель: Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников, через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству народных мастеров на примере Липецкой хохломской росписи.
Задачи:
Познакомить детей с историей одного из народных промыслов России – Липецкой хохломской росписью.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Липецкая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Липецкая область, город Липецк
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Привлечь внимание детей к русской народной культуре.
Продолжать знакомство детей с традициями Липецкой хохломской росписи («Колосок», «Травка», «Кудрина»).
Ход экскурсии.
Липецкая хохломская роспись по дереву – русский народный художественный промысел. Зародился он давным-давно, когда глухие Липецкие леса стали местом поселения людей, которые спасались от преследований грозного царя. Этих людей называли переселенцами, т. е. беглецами. Они строили себе избы (дома, занимались охотой, ловили рыбу, вели хозяйство.
На новых землях люди были вынуждены заняться ремеслом в зимнее время. В деревнях появились первые мастера, которые делали из липы посуду и расписывали ее. Дерево рубили и обтёсывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки-баклуши, специальным инструментом выдалбливали углублённые части предметов, а остальное доделывали ножом.
Деревянная посуда с самых древних времё н была у русского человека в большом употреблении: ковши, обеденные миски и ложки разных форм и размеров. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой было неудобно: древесина впитывает жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что если намазать посуду маслом, то она легче моется, посуда дольше сохраняется. Тогда стали покрывать посуду маслом, и рисовать простые узоры, которая называлась - текстурная роспись.
Первоначально слово «хохлома» означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень привозили свои изделия.
Как же делают такую красоту?
Промысел зародился ещё в XVIII веке в окрестностях Липецка. Традиционно предметы быта (миски, чаши, ковши, разливательные ложки и др.) изготавливались вручную из древесины липы, произрастающей в этой местности в изобилии. На изготовление любого изделия, будь то маленькая ложка или большой декоративный набор, по технологии уходит ровно 72 дня. Все работы мастеров до сих пор - авторские и индивидуальные.
Возрождение промысла на липецкой земле произошло 25 апреля 1971 года, когда на базе углебрикетной фабрики был создан цех художественной росписи. Инициатором этого события был Евгений Прокофьевич Чалых – в то время начальник управления топливной промышленности. Много сил к становлению липецкой школы приложили многие мастера. Но с особой теплотой и любовью вспоминают на фабрике Марфу Фёдоровну Синёву.
Большое влияние на становление стиля росписи оказало изучение мотивов елецких кружев. Много времени провели художницы, входившие в творческую группу фабрики, в Липецком краеведческом музее : изучали зверей и птиц родного края. Этим объясняется то, что в липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и животных. Богатая и живописная южнорусская природа определила «парчёвый» характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал символом благополучия в липецких мотивах. Кроме того на фабрике стали расписывать в этом же стиле и изделия из металла (самовары).
Как известно, «Липецкие узоры» отличаются от Хохломской росписи. Хохлома имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой, а в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали используют и другие всевозможные цвета: голубой, белый, пурпурный, изумрудный и др. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком.
Существуют разные виды орнамента.
«Колосок» - символизирует благополучие и плодородие. Пишется желтым или золотым цветом.
«Травка» - узор из крупных и мелких травинок. Они напоминают осоку. Ещё этот орнамент называют «осочка». Она пишется красным и чёрным цветом.
«Кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Сюжетную «палехскую роспись» рассматривали, и одни из первых в России стали переносить ее не только на деревянные изделия, но и на металлические.
В нашем музее представлены различные изделия Липецкие хохломских мастеров.
Липецкие хохломские росписи украшают предметы – чаши, ковши, ложки, самовары, чайные сервизы, подсвечники и т. д.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня Липецкие хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.