Наталья Долотовская
Экскурсия «В гости к сивучам»
Тема: «В гости к сивучам»
Цели: продолжить знакомство ребят с животным миром Камчатки, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей наяву с сивучами, их средой обитания, повадками;
- воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к животным, которые в ней обитают;
- развивать интерес и любознательность к окружающему нас миру;
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций на тему «Морские животные».
2. Беседы о различных обитателей морских глубин.
3. Чтение художественных произведений о морских обитателях.
Публикация «Экскурсия „В гости к сивучам“» размещена в разделах
4. Просмотр слайд шоу «Водный мир»
Организационная работа: предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии, плана размещения детей.
Участники экскурсии: дети, родители, воспитатели.
Организация и ход экскурсии:
Воспитатель: Дети, сегодня мы поедем на экскурсию на пирс. Мы будем с вами наблюдать за сивучами. Я хочу вам рассказать о правиле поведения на экскурсии.
На территории пирса ЗАПРЕЩЕНО:
1. Кормить сивучей.
2. Дразнить, пугать и трогать сивучей.
3. Бросать в воду к сивучам различные предметы.
4. Перелезать через ограждения.
5. Стучать по ограждениям различными предметами и руками, с целью заставить сивучей перемещаться.
6. Протягивать через ограждения руки и ноги.
Как будем идти? По какой дороге? Где нужно идти, если нет тротуара?
Дети: Нужно идти парами, руки не бросать и не обгонять друг друга; по обочине дороги.
Прибыв на место, воспитатель начинает рассказ:
В природе существует большая разновидность ушастых тюленей. Среди них есть один из крупных и величественных представителей – сивуч. По- другому его ещё называют морским львом. Когда люди слышат слово «лев» все непроизвольно представляют роскошную гриву и мощные лапы царя зверей. Это гордое название принадлежит не только ему, но и другому животному, у которого вместо массивных лап есть ласты, а вместо пышной гривы скудный волосяной покров.
Эти цари зверей обитают в водной стихии. В настоящее время сивучам угрожает вымирание, поэтому они занесены в Красную книгу.
Камчатка – одно из трёх мест в мире, где сивучи живут в черте города. Здесь они облюбовали бухту Моховую, в которую приходят с наступлением холодов и покидают её только в конце апреля. Понаблюдать за сивучами можно с оборудованной смотровой площадки. Сейчас мы с вами пройдём на смотровую площадку.
Пройдя на смотровую площадку, дети увидели лежбище сивучей.
Они были большие и рычали. Дети были в восторге, а воспитатель продолжила рассказ.
Воспитатель:
Самцов легко отличить от самок – они в 3-4 раза больше самок и имеют грузное телосложение с развитой гривой вокруг шеи. Их масса тела может превышать 1 тонну, а их протяжный рев, напоминающий гудок парохода, слышно за несколько километров, именно из-за этого рева их и прозвали морскими львами. Не смотря на неуклюжий вид на суше, на самом деле это очень мощные и ловкие звери, которые прекрасно плавают и ныряют.
Неуклюжие на суше!
Но игривые в воде!
Рыжевато-бурым брюшком!
На камнях они лежат!
Греет солнце мех короткий!
Очень жёсткий говорят!
Они кормятся рыбой, кальмарами и осьминогами. Сивучи могут легко подниматься из воды на высокие лежбища, цепляясь ластами за едва заметные скалистые выступы.
Сивучи живут группами. Их годовой цикл жизни разбит на 2 периода. Первый – кочевой, когда сивучи в основном держатся в воде, перемещаясь от одного места добычи корма к другому и выходят на сушу только для отдыха; второй – лежбищный период, когда большую часть времени сивучи проводят на суше, уходя в море подкормиться. Лежбища сивучей, размещаемые на скалистых мысах и камнях-островках.
В начале мая к береговым лежбищам сначала приплывают крупные самцы, которые занимают свои участки.
Эти участки будут не просто заняты, а завоеваны в жестоких боях с конкурентами. Когда территории обозначены и лидеры «названы», приходят самки. Зимой, когда камни обледеневают, залежки сивучей перемещаются на береговые пляжи, закрытые от сильных ветров.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, понравилась ли вам наша сегодняшняя экскурсия к сивучам? Что вам понравилось больше всего? Как по-другому называют сивучей? Должны ли люди заботиться о сивучах? Как мы можем это сделать?
- Наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с сивучами и пожелаем им удачно перезимовать.
После экскурсионная работа: выставка рисунков «В гостях у сивучей»; оформление альбома «Морские животные».