Ольга Морозова
Экскурсия «Растения — земли украшение»
▼ Скачать +Заказ
Экскурсия «Растения – земли украшение»
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей обобщенное представление о том, как растения приспосабливаются к осенним изменениям;
- уточнить представления детей о значении деревьев в жизни человека;
- учить видеть взаимосвязь явлений в природе;
Развивающие:
- развивать связную речь, память;
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Подготовительная работа:
Публикация «Экскурсия „Растения — земли украшение“» размещена в разделах
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Наблюдения за деревьями, беседа о сезонных изменениях в их жизни, заучивание стихов об осени, загадывание загадок о растениях.
Ход экскурсии
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию. Давайте вспомним, как нужно себя вести во время пути? (Ответы детей.)
- Итак, начинаем наше путешествие.
Скажите, какие деревья вы видите вокруг? (Берёзы)
- Без листвы трудно определить деревья, но это дерево мы безошибочно узнаём в любое время года, нашу красавицу – березку.
- Как мы узнаём берёзу? (Ответы детей.)
- Идём дальше к цветнику. Летом цветник радовал нас своей зеленью, разнообразием цветов.
-Какие цветы росли в нашем цветнике? (Бархотки, календула, флоксы, астры, тюльпаны. Нарциссы.)
- давайте вспомним, как летом мы ухаживали за цветами? (Рыхлили землю, поливали, выпалывали сорняки около цветов.)
- А какого ухода требует цветник осенью? (Обрезать цветы под корень, не топтать его, собрать семена.)
- Почему нельзя ходить по цветнику, топтать землю? (Через затоптанную землю цветам будет трудно прорастать.)
- с приходом осени осиротел наш цветник без цветов.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Идём дальше. А вот и наша красавица ёлка. Какая она? (Пышная, зелёная, красивая.)
- А почему она так ярко выглядит, как вы думаете? (Ответы детей.)
- О ней есть загадка: «Зимой и летом одним цветом».
- А что ещё вы знаете о ёлке? (Ёлка – хвойное дерево, у неё не листва, а иголки – хвоя.)
- Каждую весну и лето ель растет, на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны. можно посчитать. По этим разветвлениям можно посчитать, сколько лет ёлке.
- Надо ли заботиться о елях? Как? (Стряхивать тяжёлый снег с её веток, поливать в засуху.)
- Ребята, можно ли ломать верхушку у ёлки?
- Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой. Она начинает расти не вверх, а в стороны.
Слышится голос почтальона Печкина.
Почтальон. Подождите, подождите! Вам телеграмма, получите!
Воспитатель. Спасибо, уважаемый почтальон Печкин. Давайте её прочитаем:
«Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась, а ведь вокруг меня когда- то росли десять ёлочек-красавиц. Но под Новый год появились в лесу люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли… Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили. И стройные зелёные ёлочки превратились в мусор… А какие славные они были. Правда и детей мне жаль… Что за праздник без ёлки? Как же быть?» Ёлочка лесная.
- Действительно, как же быть, как правильно поступить в таком случае? (Покупать ёлки искусственные или специально выращенные в питомниках для праздника.)
- Об этом письме надо рассказать всем взрослым, чтобы они на Новый год не срубали ёлок, а берегли нашу природу.
- Путешествие наше продолжается, и мы с вами вышли на берёзовую аллею.
Ребёнок. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
- Как вы думаете, сейчас наши берёзки ясные, кипучие или грустные, плакучие? (Грустные, плакучие.)
- Почему? (Жалко расставаться с листвой.)
- Кто знает, почему листья желтеют осенью?
- Грустят берёзки без зелёной листвы, давайте мы с вами подбодрим их нежными словами. Подойдите к ним, обнимите их, пошепчите нежные слова.
- Какие же слова вы говорили берёзкам? (Красивая, стройная, кудрявая, белоствольная.)
- Обнимая березку вы смогли понять, какая она по возрасту? Как определяли?
- Ствол толстый, кора корявая - дереву много лет.
- Да, эти берёзы уже старые. Давным – давно на этом месте не было ничего, здесь был пустырь. Потом построили детский сад, а чтобы было красиво, посадили берёзки. Они были маленькие, тоненькие, с гладким белым стволом. Прошли годы, берёзки выросли.
- А для чего деревьям нужна кора? (Кора защищает внутреннюю часть дерева от повреждений, высыхания.)
- Через повреждённую кору проникают различные мошки, жучки и губят дерево.
- Ребята, для чего нам нужны деревья? (С деревьями красиво, они очищают воздух. Из древесины делают бумагу, мебель, музыкальные инструменты, краски, чернила. Плетут корзины, веники.)
- Да, ребята, с растениями на земле очень красиво, а люди широко используют древесину.
- Какие пословицы о деревьях, растениях вы знаете?
-Растения – земли украшение.
- Какие деревья кроме берёз нам ещё знакомы? (Ответы детей.)
Игра «Назови правильно»
Цель: упражнять детей в умении находить листья соответствующего дерева, развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Ход игры: воспитатель превращает детей в листья (раздаёт листья берёзы, клёна, рябины.) По команде «ветер» дети с листьями бегают, кружатся. По команде «солнце» дети с листочками с одного дерева должны собраться вместе. Дети – листья называют, с какого они дерева. Игра проводится 2-3 раза, дети меняются листьями.
- Отпустим листья, пусть они летят.
Дети с воспитателем идут дальше по дорожке. Останавливаются у клёна.
- Какое это дерево? (Клён.)
- Что вы можете сказать о нём? (Листья русского клёна похожи на ладошку.)
- Летом клён умеет предсказывать погоду. Перед дождём у него появляются капельки воды в том месте, где листья прикрепляются к дереву.
- Вот какая пословица есть про клё н: «Заплакал клён - скоро погода испортится.»
- Клён и все другие деревья сбросили на зиму листву. Люди иногда листву сжигают. А можно ли это делать?
- Под листьями прячутся насекомые, сожжём листву – сожжём их. А ещё от сырости опавшие листья перегнивают, тем самым удобряя землю.
- Вот как много мы вспомнили про деревья и растения, растущие рядом с нами. Наша экскурсия закончилась, я предлагаю вам собрать букетики из кленовых листьев и украсить ими группу. А вечером, в свободное время нарисовать любое дерево, которое мы с вами встречали во время нашей экскурсии.