Ольга Полежаева
Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Публикация «Экскурсия как средство развития начала патриотических чувств» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников с помощью экскурсии позволяет заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в дошкольном возрасте. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства : интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Экскурсионные прогулки позволяют дошкольникам лучше узнать свой край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.
Экскурсионная деятельность – это одна из форм, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсии в формировании эмоциональной сферы детей; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу.
Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие детей.
Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.
Экскурсии для дошкольников можно разделить на два блока.
Первый блок – занятия – экскурсии.
Второй блок экскурсий – это пешеходные и автобусные по окрестностям.
Моя работа по патриотическому воспитанию в этом году объединила оба блока экскурсий.
Сначала был проведен цикл занятий-экскурсий по теме «Я и мой город», к которым были подготовлены презентации с фотографиями видов улиц и проспектов, памятников города, планом кремля и фотографиями его башен.
Целью данных занятий - воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, улице, городу.
Задачи: формировать основы понятия «я - коломчанин», знакомить детей с понятиями «улица», «проспект»; пробудить интерес к истории своего города, его главному архитектурному памятнику-кремлю. Познакомить детей с названиями некоторых его башен, с происхождением этих названий; формировать грамматический строй речи и расширять словарный запас.
Затем были проведены совместно с родителями пешеходные экскурсии выходного дня по историческим и памятным местам родного города.
Приобщение детей к экскурсионной деятельности позволяет мне решать следующие образовательные задачи: повышать интерес ребят к изучению города, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть, коммуникативную культуру, что способствует общему развитию личности ребенка.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, моей основной задачей стало превратить экскурсию в живую беседу. Для этого помимо занятий мы обсуждали с детьми, на что обратить особое внимание, обсуждали маршрут. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, я использовала разнообразные дидактические игры, например: «Что перепутано?»
Воспитатель намеренно неправильно дает названия тем или иным объектам, детям предлагается исправить ошибки; «Подбери слово» (город какой? (чистый, красивый, кремль какой? (древний, надежный)
После рассказа о нескольких объектах проводила мини-опросы по услышанному материалу для его лучшего усвоения: как называется твой родной город, какие улицы в городе ты знаешь, как называются башни кремля?.
Исходя из проделанной работы, я могу сделать вывод, что экскурсии дополняют знания детей, полученные на занятиях, дают сведения об истории родного города, могут быть использованы как обобщающее занятие по теме или закрепление знаний, полученных в НОД.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
И в заключение предлагаю вашему вниманию презентацию к данной статье