Светлана Карлашова
Экологическое воспитание дошкольников. «Экологическая тропинка» как элемент развивающей предметной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. В это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, „Экологическая тропинка“ как элемент развивающей предметной среды» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребёнка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно передо мной как педагогом встает задача формирования у ребят основ культуры рационального природопользования.
Проблема, над которой я работаю – формирование экологической культуры дошкольников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе.
Задачи:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природно-охранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В решении вопросов экологического воспитания могут разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игра, физическая деятельность.
В своей работе я использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения занятий, употребляю следующие методы и приемы работы: игровой, словесный, наглядный, моделирование ситуаций.
Как один из важных методов я использую здоровьесберегающие технологии : использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.
Формировать бережное отношение детей к природе помогают занятия, построенные согласно временам года, целевые прогулки и экскурсии на природе, демонстрации мультфильмов, видеофильмов, трудовые действия в уголке природы, наблюдения за ежедневными изменениями погоды, растениями на участке, за поведением насекомых, птиц и, конечно, как итог - утренники, праздники.
В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.
В своей работе я часто использую различные игры. Например, игра «Морские камешки». Игра развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, помогает укреплять знание цвета, названий геометрических фигур, определение величины, предупреждавет дисграфию, способствует умению видеть строку при вкладывании камешков в определённом порядке. Кроме того, у ребёнка формируется связная речь. Все задания можно выполнять под аудиозапись шума морского прибоя.
Экскурсии также имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Это прекрасная возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу. Экскурсии и целевые прогулки способствуют воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости, доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. А вот на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родной природе.
Особое место в моей работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Овладение приё мами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Особую роль в экологическом воспитании дошкольников играет правильная организация предметно-развивающей среды. Важно создать условия для познавательной деятельности ребёнка, возможности экспериментирования с природным материалом, усиления интереса к явлениям природы.
В своей группе и на участке я стараюсь создать именно такую предметно-развивающую среду, используя технологию Н. А. Рыжовой. Она состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.
Особое внимание уделяю экологической тропинке на нашем участке, так как она выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции в экологическом воспитании. Часто задают вопрос: «С чего начинать создание тропинки?» Ответ прост: оглянитесь вокруг, посмотрите, что интересного растёт на территории вашего детского сада, какие птицы украшают ваши клумбы. Всё, что вам сразу покажется привлекательным, ярким, будет таковым и для малышей и может быть включено в экологическую тропинку.
Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории. Был собран и систематизирован материал по остановкам экологической тропинки. Основными критериями выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В состав видовых точек экологической тропинки я включила те объекты, которые уже есть на территории: разные виды деревьев, травянистые растения, клумбы. Возле каждого объекта тропинки вместе с детьми выставили табличку с названием. Информация на табличках краткая и выразительная с использованием символов и рисунков. Была разработана схема-маршрут «Экологической тропы». Первая остановка - это искусственный водоём. Возле водоёма можно проводить интересные беседы; кто живёт в водоёме? Обитатели водоёмов нашего края. Также можно рассмотреть макеты обитателей водоёма.
Самая объёмная остановка по информации – это, конечно, дендрарий. Здесь ребята знакомятся с деревьями, кустарниками, которые растут на участке, а также с их особенностями: возраст деревьев, строение, отличительные черты, лекарственные свойства. Ещё в дендрарий мы добавили птиц, которых замечали на территории и вблизи нашего участка. Каждую птичку нарисовали, подписали, заламинировали. Теперь прикрепляем рисунки к веточкам деревьев, как только увидим птиц весной. Осенью мы убираем картинки, так как некоторые птицы улетают на юг. На одном из деревьев есть настоящее гнездо синички.
Небольшой естественный водоём оборудовали в террариуме, в нём живёт всеми любимая черепаха Ася. Она живёт у нас всю весну и лето, дети её кормят, наблюдают. Осенью мы её отпускаем в открытый водоём, чтобы она смогла перезимовать в естественных условиях. Сюда же мы добавили макеты пресмыкающихся: тритон, змеи (уж и гадюка, крокодил, ящерица.
Следующую остановку мы решили назвать травянистая растительность. Сюда же добавили лекарственную аптеку. Практически все травы, растущие на нашем участке, имеют лекарственные свойства. Информация о них также содержится в папке экологической тропинки. Здесь у нас живёт семейство ежей, муравьи.
Аквариум – последняя остановка. Обитатели нашего аквариума - это гуппи, улитки «катушка», водоросли. В будущем планируем немного разнообразить обитателей аквариума. Для этого необходимо изучить особенности совместимости рыб.
Закрепление знаний, полученных на экологической тропинке, проходит при помощи календаря природы, представленного в виде финеологичиского дерева. На нём дети самостоятельно могут изменить ситуацию в зависимости от времени года (птички, листочки, цветы, плоды).
Для повышения интереса к занятиям на тропе мы с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного героя «Боровичка». Этот персонаж помогает мне проводить познавательные прогулки: периодически «оживает», посылает детям письма-задания. В корзинке у «Боровичка» всегда найдутся вкусные сюрпризы для детей за старание.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Во время таких прогулок воспитанники моей группы с удовольствием играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для развития мышления, речи, памяти, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам, желание их беречь и сохранять.