Нина Михайлова
Экологическое воспитание дошкольников в процессе изучения природы.
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников в процессе изучения природы.
Наш детский сад санаторного типа находится в зеленой зоне. Со всех сторон окружен лесом.
Из своих наблюдений за поведением детей дошкольников в природе можно сделать вывод, что они наносят большой вред, уничтожая зеленую растительность, большое количество цветущих растений. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.
В процессе наблюдений, бесед, экскурсий рассказываю детям о необходимости охраны природы.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе изучения природы,» размещена в разделах
С первых же дней знакомлю детей с тем, что находится около детского сада, учу наблюдать за природой. Часто спрашиваю:
-Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?
-Что интересно в природе увидел, когда шел с родителями в детский сад?
С первых бесед о природе стараюсь заинтересовать детей, показать им красоту природы, ее неповторимость, ее хрупкость и ранимость. Беседуя, говорю: «Увидишь цветок, не рви его, любуйся им в природе. В руках он завянет, погибнет. Узнай как называется это растение, чем интересно.»
Развиваю у детей познавательные интересы, знакомлю с художественными произведениями Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, Г. Скребицкого и других. Пытаюсь дать детям основы экологических знаний, разбудить у них интерес к природе.
Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. На территории нашего детского сада есть муравейник.
Долго мы стояли, наблюдали за муравьями, уже устали наблюдать, а муравьи все еще не устали работать. Да как работают! Перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. Дети были поражены. Теперь, посещая это место, любуемся работягами-муравьями. Иногда применительно к себе говорим: «Трудимся сегодня, как наши муравьи»-и бываем очень горды этим.
Однажды на стене в группе обнаружили златоглазку. Предложила ребятам рассмотреть это насекомое, особенно его прозрачные крылышки и огромные глаза золотистого цвета. Объяснила, что за свои глаза насекомое и получило название-златоглазка. К нам оно залетело, чтобы перезимовать в тепле. В руки брать насекомое (как и бабочек, и стрекоз) не стоит: оно слишком хрупкое для наших рук. Рассказала, что личинки златоглазки уничтожают тлей.
В теплый солнечный день наблюдали за пауками-путешественниками. Называю их так, и ребята тут же интересуются, почему их так называют. Показываю ребятам летящую паутинку с паучком. Находим еще одного, готового к старту с веточки или травинки,-конечно же путешественники, а как же иначе? Показываю ребятам паука-крестовика. Опять: почему его так называют? Рассмотрев брюшко, ребята сами догадываются, почему он «крестовик». Объясняю, что пауки питаются насекомыми, многие из которых наносят человеку ущерб. Таких насекомых (мух, комаров, мошек и др.) пауки уничтожают даже больше, чем насекомоядные птицы. До этого многие ребята не могли пройти мимо сети паука, чтоб ее не порвать, а паука не уничтожить. Узнав о жизни и значении пауков, они изменили отношение к ним. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании.