МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников на тему «Ты с природой не играй — Береги и охраняй»

Светлана Руденко
Экологическое воспитание дошкольников на тему «Ты с природой не играй — Береги и охраняй»
▼ Скачать + Заказать документы

"Ты с природой не играй - Береги и охраняй"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников на тему „Ты с природой не играй — Береги и охраняй“» размещена в разделах

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа : Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.

Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется:

природоведческая литература;

пособия;

схемы, таблицы;

дидактические пособия;

игры экологического содержания.

В детском саду создана экологическая комната, которая знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, так же есть аквариум с рыбками и черепашкой. Дети не только наблюдают за жизнедеятельностью, но и ухаживают за растениями и обитателями живого уголка.

На территории ДОУ обустроена экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали, кустарники разных пород, разной формы. Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты будем посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Так же знакомим детей с правилами поведения в природе. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Также мы приготовили для детей Красную книгу, в которую занесены редкие виды животных и растений Самарской области.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, экскурсии в экологическую комнату, экологический праздник).

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять всё живое. Мы считаем что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на участке в детском саду, насколько изменится все вокруг! Мы надеемся, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования.

Воспитатель ГБОУ СОШ №1

с/п д/с «Золотой Ключик» п. г. т. Суходол

Руденко Светлана Михайловна.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников на тему «Ты с природой не играй — Береги и охраняй»
Опубликовано: 31 мая 2015 в 16:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников на тему «Ты с природой не играй — Береги и охраняй»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Руденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД