Светлана Руденко
Экологическое воспитание дошкольников на тему «Ты с природой не играй — Береги и охраняй»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ты с природой не играй - Береги и охраняй"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников на тему „Ты с природой не играй — Береги и охраняй“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа : Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.
Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется:
природоведческая литература;
пособия;
схемы, таблицы;
дидактические пособия;
игры экологического содержания.
В детском саду создана экологическая комната, которая знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, так же есть аквариум с рыбками и черепашкой. Дети не только наблюдают за жизнедеятельностью, но и ухаживают за растениями и обитателями живого уголка.
На территории ДОУ обустроена экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали, кустарники разных пород, разной формы. Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты будем посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
На тропе мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Так же знакомим детей с правилами поведения в природе. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Также мы приготовили для детей Красную книгу, в которую занесены редкие виды животных и растений Самарской области.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, экскурсии в экологическую комнату, экологический праздник).
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять всё живое. Мы считаем что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на участке в детском саду, насколько изменится все вокруг! Мы надеемся, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования.
Воспитатель ГБОУ СОШ №1
с/п д/с «Золотой Ключик» п. г. т. Суходол
Руденко Светлана Михайловна.