Наталья Макарова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия «Зимняя экскурсия»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимняя экскурсия
Программное содержание.
Дать представление о лесе как сообщество множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья, ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус – высокие кустарники и подрастающие деревца. Нижний ярус – это трава, кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который скрывает и согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут, так как условия для жизни недостаточно: очень холодно, мало снега, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежища. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, - это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект занятия „Зимняя экскурсия“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Примерный ход экскурсии
1. В группе. Воспитатель, используя старичка – лесовичка, объясняет цель экскурсии, говорит о лесе как о много – ярусном доме, в котором много жильцов – растений и животных. Лесовичок помогает назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу, обсуждает их происхождение. Останавливает детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагает поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Воспитатель обращает внимание на красоту пейзажа, затем обсуждает равновысокость деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Воспитатель обращает внимание на деревья и кустарники, обсуждает с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находят ели и сосну – только они остаются зимой зелеными, а потом самыми красивыми. Рассматривают иглы ели – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.
Воспитатель предлагает узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно узнать деревья. Рассматривают карточки, сравнивают их с деревьями, узнают их названия. Воспитатель предлагает каждому выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебя очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем воспитатель обращает внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, - следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем – то брошенные шишки. Отыскивают места, где под снегом есть зеленые травы, раскапывают, смотрят на них, обсуждают, почему они могли остаться такими, снова закапывают, чтобы им не было холодно. Воспитатель беседует с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах – «этажах». Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Воспитатель предлагает сделать «живую картинку» - «Если я был деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобой будем, добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
С. Погореловский
5. На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе воспитатель дает детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагает желающим нарисовать свои впечатления.
Цель занятия :
Уточнить представления детей о росте и развитии растений.
Задачи:
Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки с ситечком.
Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.
Воспитатель : – Незнайка, ты почему такой грустный?
Незнайка: – Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы?» Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!
Воспитатель : – Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.
-Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)
Незнайка: – Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.
физ. минутка:
Снег идет, снег идет!
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнемся,
за дела опять возьмемся.
Воспитатель : – Ребята, а что такое семена?
Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение).
-Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)
Незнайка: – И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!
Воспитатель – Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)
Незнайка: – И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле – крабле - бумс» и сосна вырастет, правда?
Воспитатель : – Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)
Воспитатель : – Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?
Незнайка: – Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.
Воспитатель : – Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:
- Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Воспитатель : - Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем в нашу теплицу, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лески водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.
Незнайка: – Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания.
Воспитатель : – До свидания Незнайка, обязательно приходи к нам посмотреть, как растет наша редиска.