Наталья Видяйло
Экологический проект «В мире цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Жемчужинка»
«В мире цветов».
Автор проекта : Видяйло Наталья Николаевна
Воспитатель 1 кв. категориии
участники проекта :
Дети старшей группы,родители
г. о. г. Бор
2017г.
Актуальность проекта.
У детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний и представлений о многообразии мира цветов цветов
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Образовательная область: познавательное развитие
Участники: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский
Формирование мотива к предстоящей деятельности по модели 3 вопросов:
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Проблемный вопрос: Какие бывают цветы и зачем они на Земле?
Цель: Формирование осознанно - правильного отношения к представителям цветущего растительного мира, знакомство с разнообразием цветущих растений.
Задачи:
Углублять знания детей о цветах и их разнообразии
Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия:комнатные растения,садовые,луговые,лесные цветы
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение отражать свои впечатленияот общения с природой в рисунках и поделках.
Формировать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Методы проекта :
исследовательский: опыты, наблюдения;
словесный: беседы, чтение литературы
Практический: применение знаний в практической деятельности
Информативно-рецептивный метод: проблемные вопросы, наблюдения, рассматривание, демонстрация наглядных средств
Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры драматизации, развивающие игры, подвижные игры.
Эпизодические приё мы: загадки, упражнения, имитации, игровые действия,слушание музыки
Формы работы:
Сбор информации о цветущих растениях.
Подбор иллюстративного и фото - материала.
Чтение художественной литературы, художественного материала.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Экскурсии.
Настольно-печатные игры.
Наблюдения.
Индивидуальная работа с детьми.
Выставка детских рисунков.
Презентация проекта.
Консультация и оформление наглядного материала для родителей
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
Сроки реализации проекта : 2 недели
Ожидаемый результат:
знания детей
цветы — это растения
характерные особенности внешнего вида и строения цветов,преиодичности цветения (первоцветы,летние,осенние цветы)
зависимость роста и развития от внешних условий (влага,питательная почва,свет,тепло)
способы выращивания цветов (в общих чертах)
способы размножения некоторых цветов
устройство и назначение цветника (в общих чертах)
отдельные цветущие лекарственные растения (медуница,ландыш,мать-и-мачеха,одуванчик и. т. д.)
значение цветов в жизни человека
умения детей
узнавать цветы в природе и на картинках,называть их
различать цветы по месту произрастания (садовые,луговые,полевые,лесные,водные)
составлять описательный рассказ о цветке
Продукт реализации проекта :
Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник цветов»
Лепбук «Цветы»(совместное творчество детей и родителей)
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
Цель: Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.
Содержание:
- Формировать мотив для работы по проекту «В мире цветов» у специалистов, детей, родителей.
- Подобрать материал совместной деятельности с детьми.
- Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
- Оформить наглядную информацию для родителей.
II этап – практический.
Цель: Знакомство с разнообразием мира цветов.
Содержание работы по образовательным областям:
Физическое развитие:
Оздоровительное занятие «Цветы и времена года»
П/ и:
«Цветы и пчелы»;
«Я знаю пять цветов»игры с мячом
«Цветочные названия»игры с мячом
«Найди свой цветок»;
«Собери цветок»;
«С цветка на цветок»;
«Вдоль цветочков по дорожке на одной ножке»;
«Найди своё место»;
«Живая клумба»;
«Колокольчик зазвени»
«Садовник»
Эстафета:
«Кто быстрей соберёт букет»,
«Раз, два, три, четыре, пять – будем клумбы поливать»;
«Венок»;
«Посадим цветы».
Пальчиковые игры:
«Рос высокий цветок»;
«Алые цветы»;
«Маки»;
«Цветы»;
«Цветок распустился»;
«Посадим цветы».
Утренняя гимнастика:
«Волшебные цветы»
«Ромашковая поляна»
Хороводные игры:
«Плетем венок»
«Мы на луг ходили»;
«Галя по садочку гуляла»
Художественно-эстетическое развитие:
Дидактическая игра «Собери лепестки цветка из оттенков»
Занятие «Знатоки цветов»(интегрированное)
Занятие «Букет из цветов»
Рисование (коллективная работа) «Цветы на поляне».
«Мой любимый цветок»
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Слушание музыки:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»;
В. Моцарт «Цветы»;
П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
Разучивание песни «Лето»
Развлечение «Праздник цветов»
Речевое развитие:
Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»
Дидактическая игра «Расскажи о себе»
Дидактическая игра «Лесные цветы»
Разгадывание и составление простейших кроссвордов
Составление описательного рассказа о цветах с использованием опорной схемы.
Чтение художественной литературы:
Шорыгина Т. «Цветы, какие они?»
Пришвин М. «Золотой луг»
Румынская сказка «Ромашка» - белый цветочек, золотая серединка».
Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик – семицветик» .
Чтение сказки Е. А. Алябьева «История одного цветника»
Разучивание стихов о цветах, отгадывание загадок.
Д/и «Кто больше назовёт цветов?»
Д/и «Из каких цветов венок?»
Логоритмическое упражнение «Колдокольчик»
Чтение стихов с сопровождающими движениями «Цветик-колокольчик»
Упражнение на автоматизацию звука «Ч» и «Щ»
Социально-коммуникативное развитие:
Игра-перевоплощение «Если бы я был цветком».
Этюд «Цветок»
Беседа «Знакомство с профессией садовника».
Дидактическаягра «Садовник».
Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»
Игра «Путешествие на луг»
Настольно- печатные игры:
Парочки.
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Четвёртый лишний»
«Что где растёт»
Познавательное развитие:
Экскурсия на клумбу
Экскурсия на луг
Наблюдение за цветами на клумбе,на лугу
Опыты: «Зависимость роста и цветения цветущих растений от погодных условий (солнца, света и воды) и ухаживания за ними».
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Найди причину»
Дидактическая игра «Лесные цветы»
III этап – оценочно-рефлексивный.
Цель: Обобщение знаний, представлений о цветах.
Воспитание интереса у родителей и детей к познавательной деятельности.
Продукты проекта :
Лепбук «Цветы»
Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник цветов»
В ходе проекта :
Был обогащен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собрали огромный материал о цветах, систематизирован и обобщен, как опыт работы в данном проекте.
У детей проявился интерес к познанию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом детей значительно обогатился словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия цветка то к концу – более 10.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развилось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках.
Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список литературы:
Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
“Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.