Светлана Старжевская
Экологический проект «Трудовой десант»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида
№1 «Ласточка»
старшая группа № 6 «Радуга»
Составила:
Воспитатель высшей категории Старжевская С. Ю.
Тема: «Трудовой десант»
Публикация «Экологический проект „Трудовой десант“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Цель: решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через трудовое воспитание, используя метод проектов: ответить на все жалобы, поступившие от растений и животных, обитающих в группе и на участке ДОУ.
.
Задачи:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков в трудовой деятельности
- совершенствовать трудовые навыки и умения детей воспитывать желание делать что-то полезное
Продолжительность проекта: 1 год
[i]Участники проекта[/i]: дети старшей группы, культуре, воспитатель, родители
Форма проведения:
с детьми совместная деятельность;
с родителями консультации, выставки методической литературы
Актуальность.
«Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви
к Родине».
(Сухомлинский В. А.)
«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И мы стараемся придерживаться этих слов.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
В настоящее время трудовое воспитание детей дошкольного возраста приобретает особо важное значение особенно в городских условиях. В городе не в каждой семье есть приусадебный участок, где можно рыхлить землю, сажать овощи и цветы, и многое другое. Поэтому, мы в детском саду, начиная с ранней весны, выращиваем рассаду овощных и цветочных культур. В течение лета дети за ними ухаживают и облагораживают.
Ожидаемые универсальные образовательные результаты проекта:
дети имеют представление о труде в природе;
знают о взаимосвязи человека и природы, испытывают чувства гордости от результатов своего труда;
Главные принципы работы по реализации проекта:
принцип активной включенности каждого ребенка в трудовое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
принцип систематичности и последовательности в организации трудового процесса, что предполагает систематическую работу в данном направлении, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих;
основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов;
принцип наглядности;
принцип «не навреди»
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта трудовой деятельности;
принцип взаимосвязи с семьей
Возможные образовательные ситуации:
чтение стихов «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
рассматривание альбомов;
чтение русских народных сказок; рассказов
изготовление почтового ящика
подбор картинного материала;
просмотр презентаций
По окончанию образовательного события в группе могут появится:
раскраски по теме;
книги и фотографии;
фотоальбомов «Я и мой огород», «Птичья столовая»;
презентации;
растения в уголке природы пересаженные с клумбы
кормушки и скворечники на участке детского сада
Механизмы реализации проекта:
проект реализуется через интеграцию экологического развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к экологической работе вместе с другими направлениями воспитания
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:
совместная деятельность с детьми: индивидуальная работа, дидактические игры, праздники и развлечения, участие в трудовом десанте, походы, беседы о растениях, природе, окружающем мире, «День земли», «День птиц»;
самостоятельная деятельность детей: выполнение трудовых поручений на участке, огороде, в уголке природы, рассматривание альбомов, иллюстраций;
интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
ответственный месяц
1. Определение темы и проблемы будущего проекта,
постановка цели и задач воспитатель сентябрь
2 Изучение и подборка литературы по данной теме
воспитатель сентябрь
3 Подбор и изготовление дидактического материала,
разработка конспектов мероприятий. воспитатель сентябрь
II этап - организационный
1 Оформление информации для родителей по проведению
мероприятий данного проекта (консультации, буклеты)
воспитатель сентябрь
2 Подготовительная работа с воспитанниками ДОУ.
Чтение рассказов М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова.
воспитатель сентябрь
3. Выбор объектов, от которых можно получить
сигнал SOS воспитатель сентябрь
4. Подбор стихов загадок «Братья наши меньшие» воспитатель сентябрь
III этап - основной (практический)
Каждый месяц меняется содержание основного этапа
этапы проекта ответственные сроки
1 Проведение с детьми беседы:
«Путешествие в природу»
«Огород круглый год»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«О чем рассказали цветы»и др.
воспитатель,дети в течении всего
проекта
2 «Помоги дереву» – операция
«Сломанная веточка» все участники проекта март-
сентябрь
3 «Пересади растение» - осенью
с клумбы в группу воспитатель,дети октябрь
4 Трудовой десант на участке (в цветнике)
«Собери листья», «Собери семена» все участники проекта сентябрь-октябрь
5 Трудовой десант «Птичья столовая» –
развесить кормушки, ежедневная подкормка птиц
все участники проекта ноябрь - март
6. Операция «Растения – живые существа» –
трудовой десант «снежное покрывало для дерева»
воспитатель,дети ноябрь-январь
7. Операция «Внимание растения»,
обратить внимание на проблемы растения.
воспитатель,дети в течении всего
проекта
8. Трудовой десант «Как помочь растениям?» -
рыхление, мытьё, полив, опрыскивание
воспитатель,дети в течении всего
проекта
9. «Витамины на окне» - посадка лука все участники проекта февраль
10. Операция «Птицы прилетели!» воспитатель,дети март-май
11. Трудовой десант «Самый чистый участок» воспитатель,дети в течении
всего проекта 12. Трудовой десант «Посади цветок» –
посадка рассады воспитатель,дети март
13. Трудовой десант «Мы сажали огород» –
высадка рассады овощей, посадка семян.
воспитатель,дети май
14. Трудовой десант на огороде
ежедневный полив грядок с овощами воспитатель,дети май-сентябрь
15.«Урожай у нас хорош!» –
уборка урожая овощей воспитатель,дети сентябрь, октябрь
16. Проведение экологического праздника все участники проекта август
17. Фото выставка детского труда воспитатель в течении всего проекта
18. Рассказывание стихов,
пословиц и поговорок по теме все участники проекта май
Теоретическая значимость: внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к экологическому воспитанию подрастающего поколения, в процессе трудовой деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в том, что сформировалась познавательная способность детей (умение наблюдать, анализировать, сравнивать. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети видят непосредственный результат своего труда.
Таким образом, можно утверждать, что трудовая деятельность, имеющая экологически-ориентированный характер, является важнейшим фактором для повышения уровня экологического образования дошкольников.