Надежда Шишкина
Экологический проект «Росточек» детского сада №1 г. Малмыжа
▼ Скачать +Заказ
экологический проект "росточек" детского сада №1 г. Малмыжа
«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Проект «Росточек».
Публикация «Экологический проект „Росточек“ детского сада №1 г, Малмыжа» размещена в разделах
Детский сад еще молодой, он открылся 5 декабря 2006 года и включает в себя лишь три группы. Педагогический коллектив – 7 человек. Мы работаем по программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Т. Н. Дороновой «Радуга»
Наш детский сад №1 г. Малмыжа расположен вблизи лесной зоны, на окраине города, что имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной является возможность общения с природой, рядом с лесом расположен стадион, недалеко находится чистый родник, а если немного пройти, то увидишь речку Шошму и заливные луга. Это играет не последнюю роль в сохранении и укреплении здоровья детей. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты. Отрицательная сторона – в 2 километрах от детского сада находится «городская свалка мусора», которую поджигают, а дым распространяется по всей округе и при сильном ветре достигает территории детского сада. Ухудшаются климатические условия, загрязняется окружающий лес, что отражается на здоровье детей (астма, бронхиты, дети-алергики).
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты природы.
О влиянии красоты природы написано и сказано немало. В последнее время слова о необходимости экологического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна.
Наши дети уже пришли в этот мир, вот, почему особые надежды мы возлагаем на экологическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к природе надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставила нас по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий, игр по экологическому воспитанию, создание эколого–развивающей среды.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования является «Экологическое воспитание дошкольников средствами эколого-развивающей среды».
Актуальность темы мы видим том, что в образовательном процессе совместная деятельность воспитателя и детей в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения. Одним из средств этой работы является совместная деятельность педагога и детей в группе, в экологической комнате, в огороде.
Более 70% времени ребенок проводит в стенах детского сада. Это время, когда ребенок растет, развивается, поэтому забота о здоровье ребенка занимает в нашем ДОУ приоритетные позиции. Анализируя состояние здоровья детей нашего учреждения, мы выявили в 2008г достаточно низкий процент посещаемости 75% и низкий процент детей, ни разу не болевших – 8,3%. Основные болезни, которыми болели дети – это ОРЗ, бронхиты. В 2010году 45 % детей родились с ослабленным здоровьем в нашем районе, где в основном ППЦНС. Осмыслив и осознав проблему здоровья детей, было принято решение: создать в ДОУ оптимальные условия, где также важную роль играет эколого-развивающая среда.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Время реализации проекта «Росточек» - долговременный.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами эколого-развивающей среды.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию экологической культуры дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс формирования можно сделать более естественным, эффективным.
Анализ развивающей среды детского сада позволил выявить некоторые
проблемы:
- в детском саду не созданы условия для экологического воспитания дошкольников;
- среда в группах не в полной мере соответствует экологическим и гигиеническим требованиям;
- вестибюль, коридоры эстетически не оформлены
- требуется создание эколого-развивающей среды.
Предполагается, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников, то можно получить следующие результаты:
— повысится уровень экологического развития дошкольников;
—появиться комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников, где будет установлена связь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
— повысится эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— вырастут показатели в развитии личности дошкольника в целом.
Цель: создать комфортные условия для всех участников учебно-воспитательного процесса, обеспечить комплексное развитие каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, а также сформировать у детей отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим содержанием, психологическую готовность ребенка к школе, развивая у него восприятие, экологическую деятельность, творчество посредством создания и развития эколого-развивающей среды.
Задачи:
• Воспитание экологической культуры и развитие ребенка в коллективе;
• Умение моделировать экологическую пространственно-предметную развивающую среду;
• Наслаждение красотой природы и поведением животных;
• Формирование нравственных качеств маленького человека.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что создается эколого-развивающая среда, разрабатывается система занятий по экологическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры, определена последовательность и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
База исследования
МДОУ д/с №1 г. Малмыжа
Ожидаемые результаты:
• Богатая эколого-развивающая среда
• Эстетически оформленные помещения детского сада
• Повышение авторитета ДОУ в глазах детей, родителей
Срок реализации проекта : сентябрь 2008 – май 2012 гг.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
- методические пособия;
- свободные помещения;
- дидактический материал;
- демонстрационный материал.
Кадры:
- заведующая;
- старший воспитатель;
- педагоги.
Информационное
- литература;
- периодическая печать;
- Интернет.
Спонсоры
- приобретение материалов;
- частичный ремонт помещений.
Ожидаемые результаты:
— повышение уровня экологического развития дошкольников;
— повышение эффективности работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— создание и оборудование экологической комнаты, экологической тропы, комнаты для опытов, живого уголка, экологических уголков, мини-лабораторий…
— эстетическое оформление помещений детского сада;
— повышение авторитета ДОУ в глазах детей и родителей.
Этапы проекта :
1 этап –– подготовительный.
Подбор и изучение литературы.
Анкетирование родителей.
Подготовка оборудования для наблюдений
Экскурсии в музей, в лес, на поле, за пределы участка.
Целевые прогулки.
Изготовление дидактических игр:
Рассматривание фотографий и составление описательных рассказов по ним.
Отгадывание загадок.
Придумывание сказок совместно с родителями.
Консультация для родителей «Ответы и вопросы».
Оформление альбомов «Наши открытия».
Анализ существующей ситуации и поиск инноваций по оформлению эколого-развивающей среды в ДОУ
Составление экологического паспорта
2 этап – реализация проекта
- Постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
- Поиск пути решения проблемы.
- Экспериментальная деятельность.
- Отображение знаний в рисунках, аппликации, лепке.
-Обсуждение итогов, формулировка вывода - совершенствование среды в группах и оборудование экологической комнаты, живого уголка, комнаты для опытов, экологических уголков в группах, экологической тропы
3 этап – заключительный –
подведение итогов, анализ результатов создания эколого-развивающей среды.
В настоящее время реализуется 2 этап проекта.
План работы МДОУ д/с №1 г. Малмыжа
подготови-тельный
1. Анкетирование педагогов.
2. Анкетирование родителей.
3. Обсуждение ситуации на педагогическом совете.
4. Создание проекта.
5. Создание экологического паспорта
реализа-ция проекта
1. Совершенствование среды в группах
2. Конкурс экологических уголков Положение
3. Разработка положения по зимнему саду
4. Мини-проект : «Комната для опытов»
5. Подведение итогов конкурса экологических уголков
6. Мини-проект «Домик для Сони»
7. Мини-проект «Экологическая тропа в зимнем саду» (в стадии разработки)
8. Мини-проект «Посадка лука на зелень»
9. Мини-проект «Корм для морской свинки»
заключительный
1. Составление картотеки «Опыты» старшая группа
2. Создание экологического центра
3. Ввести в штат педагога-эколога
2. Конкурс «Самая лучшая группа»
3. Подведение итогов проекта :
-Анкетирование педагогов.
4. Выступление на родительском собрании
«Эколого-развивающая среда в д/с»
Работа с родителями по реализации проекта (план)
Требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда в детском саду является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения». Полноценная предметная среда для детской деятельности в нашем саду - это по существу комфортные, большие по площади группы, где созданы условия для детей педагогами и родителями, где благоухают цветы, где свежий воздух, где чистота и уют.
Роль экологической среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Мы описываем основные из них, поскольку, на наш взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания эколого - развивающей среды.
Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле эколого-развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.
Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки, поскольку в литературе она достаточно освещена. Хочется подчеркнуть, что эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто мы не проектируем воспитательную деятельность, это как бы само собой разумеется. Однако эколого-развивающая среда, ее правильное наполнение тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем. Педагоги это учитывают. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения к природе. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.
И, наконец, развивающая функция. Почему среда получила такое название? Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л. С. Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда экологической деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в экологической деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в экологической деятельности) в группе ребенка
Принципы - это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой - его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства обеспечивает одновременное осуществление деятельностей по интересам.
Таким образом, принцип рациональности и целесообразности - это удобство, это простор, элегантность и воздушность помещения ДОУ.
Следующая позиция определена демократическими принципами воспитания, его всеобщностью и доступностью. Из этого следует, что оформление и оборудование детского сада, вся его предметно-пространственная среда, в том числе эколого-развивающая, активизирует эти тенденции, без внимания и вопросы индивидуального, личностного подхода к каждому ребенку в коллективе. Это значит, что вся окружающая детей среда у нас привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности.
Продолжая разговор об этом принципе, хочется остановиться и на таких моментах благоустройства детского сада, как умение всех наших педагогов гибко сочетать в интерьере необходимое с возможным. Создание экологической среды у нас позволяют площади, много в группах света и другие условия, отвечающие культурно-гигиеническим требованиям для развития растений, они растут, делают зону привлекательной для ребенка, так что она выполняет свои развивающие функции в полной мере.
Следующий немаловажный принцип - принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу "вижу - действую'' (М. И. Лисина).Мы говорили выше о том, что эколого-развивающая среда имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто все. Это на втором этапе развития деятельности, когда уже поставлена цель и ребенок начинает планировать ее реализацию (необходимо обеспечить ее материально, ребенок обязательно обратится к тому, чего не видит глаз, но держит память (где лежат необходимые для дела материалы). Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах открыто представлены коллекции, альбомы и. т. д., что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для развития ребенка.
Следующий немаловажный принцип проектирования и построения окружающего мира - соответствие экологической развивающей среды возрасту детей. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей среды детства. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать, или опережать его.
Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания соответствуют сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельном ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки-эверюшки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для экологических игр, игр с песком, водой и т. д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
В связи с этим принципом мы рекомендуем ориентироваться на такие показатели соответствия эколого-развивающей среды возрасту детей.
1. Младшая группа
Цель:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Дети, перехода от предметной к игровой деятельности, получают от эколого-развивающей среды возможности развития именно этих видов деятельности. Здесь мощно представлена эколого-развивающая среда предметной деятельности и связанных с ней условий экологического воспитания и развития детей, получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Общий вид группы - игровой, яркий, предметный. В экологических уголках есть макеты домашних животных, муляжи овощей, фруктов, шишки ели и сосны, ракушки, скорлупа грецких орехов… Альбомы, книги с животными. В мини-лаборатории – песок и вода.
2. Средняя группа
Цель:
Освоение экологических представлений. Развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Обеспечивается плавный переход от творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать игровые ситуации, игровое содержание, правила действий. Игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
В экологических уголках появляется больше материала для опытов в мини-лаборатории, выращивание рассады и лука, альбомы: времена года,животные,насекомые… картотека опытов и наблюдений. Модель аквариума, модель зоопарка. Добавляются коллекции (камушек, семена, плодов, гербарий листьев деревьев.
3. Старшая группа
Цель:
Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира, экологической культуры с опорой на опыт детей, систему знаний, взаимоотношения с природой.
Идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это развитие творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Среда должна быть, прежде всего, развитой сама. В экологических уголках : добавляются модели леса, пустыни, моря, муляжи насекомых, животных жарких стран, в мини-лабораторий: пластиковые емкости разных размеров, ситечки, воронки, мерные стаканчики, магниты, трубочки, скорлупа, береста, гербарии цветущих трав, лекарственных растений, коллекции ракушек, камушек. Огород на окне: опилки, чернозем для наблюдений за ростом растений. Добавляется природный материал: веточки соломка желуди…
По мнению А. И. Леонтьева, среда - это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура».
Экологическая среда - это, прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились у нас в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.
Создание развивающей экологической среды в образовательном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания : она приручает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. В своей работе мы используем программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», «Экологического воспитания детей дошкольного возраста» Т. А. Носковой
Требования к формированию и использованию развивающей среды.
К развивающей среде предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.
Педагогические: соответствие задачам и содержанию программы «Радуга», требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей экологической предметно-развивающей среды; возможность широкого использования для экологической, опытной деятельности ребенка и воспитателя.
Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.
Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо - и влагостойкость, несгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек.
Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждой группы.
Для реализации системы экологического воспитания детей большое значение имеет управленческая составляющая этого процесса. Административная группа ДОУ (заведующая, старший воспитатель, педагог-эколог) сосредоточила свое внимание на трех аспектах: поддержании в педагогическом коллективе интереса к этой области работы; создании и использовании в педагогическом процессе эколого-развивающей среды учреждения; организации систематических мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональной экологической культуры у воспитателей и детей всех возрастных групп.
На первом этапе был разработан план создания «экологических пространств» детского сада.
2009-2010 уч. год
Диагностика, наблюдения, исследования по экологизации деятельности дошкольников
Консультация по составлению проектов.
Проведение смотра-конкурса «Экологических уголков»
Разработка долгосрочного проекта «Лес - наше богатство»
Педсовет «Воспитание у детей любви к природе»
КВН «Лесной патруль»
Составление картотек, альбомов, дидактических игр, материалов, оформление уголков для родителей, коллекций, гербариев
Выполнение отдельных мини-проектов, консультация по составлению мульти-медийной презентации
Консультация по проведению природ оохранной акции «Наш дом Земля»
РМО по теме «Наш дом Земля».
Итоговая диагностика по экологии
2010-2011 уч. год
Выведение промежуточных результатов проекта «Лес наше богатство».
Диагностика дошкольников
Составление плана по созданию экологической тропы на территории ДОУ, точек.
Педсовет: «Экологические эрудиты». Решение педсовета о создании зимнего сада.
Методические разработки, по составлению паспорта комнатных растений
Работа с педагогами по подбору растений и животных для зимнего сада
Создание экологической тропы в зимнем саду. Методические разработки интегрированных занятий в рамках областной экспериментальной площадки.
Семинар практикум «Создание экологического паспорта детского сада»
Неделя экологической проектной деятельности. Консультация, беседа с музыкальным работником по составлению экологического праздника.
Подведение итогов работы проекта «Лес – наше богатство»
Итоговая диагностика.
Наш коллектив принял решение на педагогическом совете о создании эколого-развивающей среды в группах, в свободном помещении и на участках д/с.
На следующем этапе мы поставили перед собой задачу тесно связать и переплести экологическое образование и воспитательный процесс.
Трудная задача, но без ее решения мы бы не сдвинулись с места, если сами не постигли, не заинтересовались.
Вот здесь самое время сказать о месте педагога в экологическом воспитании. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует создает экологическую среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Сильный ребенок в экологическом развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на экологические вопросы. Другому ребенку достаточно только подсказать, подложить в экологическую среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т. д. Все эти виды использования экологической среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться.
Формировать у детей начало экологической культуры приступаем при наличии в жизненном пространстве эколого-развивающей среды - такого достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ; специальных "экологических пространств" : зимнего сада, цветников, "скульптур природного происхождения", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и всей прилегающей территории детского сада.
Изучив большое количество литературы, узнали, что много внимания уделяется оборудованию игровых и экологических комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, посещение музея, библиотеки. Еще осознали, что каждый детский сад всегда может быть по своему оформлению оригинален, индивидуален. Однако есть определенные противоречия между эстетическими качествами архитектуры ДОУ и их интерьерами. Дело в том, что здание построено надолго, естественно, что и архитектура на десятилетия остается неизменной. За это время творческие идеи педагогов и вкусы в целом изменились не один раз, испытав на себе воздействие новых идей в области культуры, искусства, экологии. Вот в этих-то конфликтных противостояниях морально устаревшей архитектуры и современного дизайна и выявились знания, вкус и такт персонала детского учреждения. Именно от их внутренней культуры и зависило в конечном итоге, каким будет облик нашего детского учреждения и уровень экологического воспитания детей средствами обстановки, интерьера, экстерьера, участка и т. д.
Для экологического образования дошкольников нами созданы: экологическая комната, комната для опытов, оформлен интерьер д/с по экологической теме. Название групп соответствует экологической тематике : младшая группа «Колокольчики», средняя группа «Лесовички», старшая группа «Пчелка» Существует традиция в детском саду –дети и родители садят деревья в «аллее выпускников».
Уголок природы - доступен детям и отвечает культурно-гигиеническим требованиям, дети могут наблюдать жизнь растений, ухаживать за ними. Изящно и грамотно оформилены эти уголки. Напольные композиции озеленения приподняты на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней. Используется центральная линейная и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Озеленение имеет «конструктивную основу» : это - небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу прибавлены полки, деревянные решетки, плетеные корзиночки для вазочки с растением. В уголке природы использованы фотографии пейзажей родного края. Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на ребенка. Растения в учреждении и на территории помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.
Интерьер всегда украшают работы детей из природного материала, со вкусом оформленные. Рядом с уголком размещается «Календарь природы», он различных форм и размеров ярко выявлены цветом условные знаки времени года и погоды. Сменные иллюстрации времен года размещены в одной плоскости с календарем и согласованы в цвете и по материалу. Дети отмечают изменения в природе. Рисунки, аппликации, поделки детей с сезонными явлениями. Уголок природы размещается в удобном для ребенка месте. Главная особенность и преимущество зеленой зоны - непосредственная близость его к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности.
В групповых комнатах ДОУ организованы мини-лаборатории для исследовательской деятельности, в том числе и самостоятельной, оборудование соответствует возрасту. Дети, как маленькие исследователи, исследуют свойства воды и песка, дерева и металла и т. д.
О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И. Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!».
Особое внимание мы уделили работе на экологической тропе. Экологическая тропа помогает включать детей в наблюдения за различными экологическими объектами, дает возможность развивать у детей различные физические навыки и качества. В качестве объектов экологической тропинки нами выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков солдатиков, небольшие водоемы, огород, отдельные камни, альпийская горка и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) показано на примере вытоптанных участков, уголка нетронутой природы, кормушек для птиц, замусоренных (или очищенных) водоемов, оврагов за пределами детского сада. Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям педагоги совместно с детьми выбрали «Хозяина тропинки» - сказочного героя. Его изображение находится в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он «прощается» с детьми). Периодически этот персонаж посылает детям письма - задания, участвовать в театрализованных праздниках. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например, «Точка Вяз». Информация на табличках краткая и выразительная, символы, рисунки. При оформлении табличек для объектов разным цветом выделены охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Рисунок охраняемого растения помещен в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. На экологической тропе имеется поляна, на которой можно устроить привал для отдыха, а также провести различные спортивные игры, соревнования и развлечения. Каждое такое путешествие приносит детям пользу для здоровья, укрепляет физические силы, обогащает новыми впечатлениями, учит их видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитывать доброту и отзывчивость, доставляет детям много радости. Также прогулки-походы – эффективное средство оздоровления детей, поэтому мы всегда поощряем их стремление к путешествиям.
Для организации экологической комнаты мы использовали освободившееся групповое помещение в наше ДОУ, разработано положение, план, назначена ответственной воспитатель Шагапова Г. Х.
Комнатные растения находятся в экологической комнате. При подборе и размещении растений мы учитывали их естественные места произрастания, разные условия жизнеобеспечения, различные жизненные формы (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, лекарственные, их экологические характеристики. На каждое растение составлен экологический паспорт, что значительно облегчает работу воспитателей ДОУ. Находящиеся животные в экологической комнате паспортизированы. Это и морская свинка Соня, черепаха Роня. Здесь же имеется уголок для инвентаря по уходу за растениями и животными и прочего оборудования. Та же самая экологическая тропа создана и в экологической комнате. Составлен план, созданы «Точки». С помощью родителей рассадили много новых растений. Выращивая небольшой росток дома, сажая его вместе с ребенком вот результат - с какой гордостью ребенок принес его в детский сад. Так появился уголок лекарственных растений, уголок тропических растений, коллекция бегоний…
Таким образом, экологическая комната дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. Дети учатся размышлять, сопоставлять и находить правильные решения в уходе за животными и растениями. Сделаны руками воспитателей макеты муравейника и осиных гнезд. В перспективе – создание макетов птичьих гнезд, скворечника, а родители – окажут помощь в создании водоема для морской черепахи.
В уголке есть библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, экологические журналы, дидактические экологические игры.
Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе нами создана комната для опытов. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытать при этом радость открытия и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей. «Опытная» размещается в отдельном небольшом помещении, в котором имеется необходимое оборудование: небольшие столики, стулья, стеллаж с полками, бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы для проведения опытов: стаканчики из под йогуртов, сметаны и других продуктов, коробки из-под конфет, тортов и т. п. ; пластмассовые ложки, палочки, ножи, трубочки для коктейля (новые, бумага для фильтрования, салфетки и пр. Для участия детей в выращивании корма для многих обитателей экологической комнаты (овес для морской свинки, салат для черепахи, наблюдении и проведении опытов с растениями, а также пополнение рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок, петрушка) – оборудование огород на подоконнике. Все это готовит ребенка к исследовательской деятельности.
Экстерьер и интерьер всего учреждения также оформлен с использованием изображений животных и растений, что воспитывает эстетический вкус детей.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован диагностический материал. Результаты представлены в таблице.
Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников
Уровень сформированности экологических знаний Младшая гр. Средняя гр. Старшая гр.
2009-
2010 2010-
2011 2009-
2010 2010-
2011 2009-
2010 2010-
2011
1 Экологическая культура 80% 88% 88% 92% 92% 98%
2 О мире животных 87% 95% 89% 98% 90% 98%
3 О растительном мире 88% 91% 89% 93% 90% 96%
4 О неживой природе 81% 86% 90% 92% 91% 93%
5 О временах года 82% 87% 88% 90% 92% 95%
Итог: 84% 89% 89% 93% 91% 96%
Из результатов диагностики видно, что заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и эколого-развивающая среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
ВЫВОД
В условиях перехода современного общества к устойчивому развитию становится очевидным, что экологическое образование нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.
Разнообразные базовые компоненты эколого-развивающей среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. В итоге обучения дошкольниками усваиваются этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе.
Осознание остроты экологической ситуации в стране и в мире пробуждает у ребенка чувство сопереживания и ответственности за судьбу человечества и живой природы в целом. Личностный аспект экологической культуры характеризуется проявлением высокого уровня целесообразности и нравственности поведения в природной и социальной среде, прогнозированием различных видов деятельности в природе, восприятия ее ценностей, как одного из условий решения экологической проблемы.
Итогом работы в нашем саду послужил долгосрочный проект «Лес - наше богатство», где каждый педагог работал над своим мини-проэктом (Деревья- Злобина Т. А., Животные – Коркина С. Н., Птицы – Шагапова Г. Х., Насекомые – Гильмутдинова Р. Н.). В этом году в работе другие мини - проекты – лекарственные растения, грибы, лесные цветы, ягоды леса.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к заключению о том, что важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты оказывают развивающее воздействие на ребенка. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, эколого-развивающей среды. Литература
1. Авдеева Н. Н., Л. О. Князева, Стеркина Р. Б. ОБЖ С. -Петербург детство пресс 2004г.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
3. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Лона-плюс г. Киров 2008г.
4. Доронова Т. Н. Природа искусство и изобразительная деятельность детей (Радуга) М. Просвещение 2007г.
5. Гризик Т. И. Познаю мир М. Просвещение 2004 г.
6. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет Воронеж 2007 г.
7. Гризик Т. И. Познаю мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2004г.
8. Гризик Т. И. Ребенок познает мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. М. «РОСМЭН» 2007г.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Метод. Рекомендации. Т. Ц. Сфера М. 2008г.
11. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Т. Ц. Сфера М. 2009г.
12. Иванова А. И. Программы ДОУ Экологического образования дошкольников Т. Ц. Сфера М. 2009г.
13. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с младшая и средняя группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.
14. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в д/с старшая и подготовительная группы Т. Ц. Сфера М. 2010г.