Любовь Невзорова
Экологический проект «Найдём в лесу друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Найдём в лесу друга»
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитатель: Невзорова Л. В.
Спецификой метода экологического проектирования обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:
Публикация «Экологический проект „Найдём в лесу друга“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогических процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.
При разработке экологического проекта «Найдём в лесу друга» мы исходили из того, что обучение должно быть увлекательным, познавательным, доступным для детей, а информация, знания усваиваться в естественной для дошкольников деятельности - игре.
Разработанный нами экологический проект «Найдём в лесу друга» носит творческо - информационный характер. Проект долгосрочный – длительностью 8 месяцев. Участниками проекта являются дети с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет, воспитатели группы, дефектолог, музыкальный руководитель, психолог, логопед.
Экологический проект «Найдём в лесу друга» осуществлялся в три этапа.
I этап - Подготовительный
В начале этапа была проведена с детьми беседа - тест на тему «С кем мы дружим?» Будучи одним из методов обучения, беседа применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе её создаётся возможность для использования полученных ими ранее знаний. Беседа - форма коллективного обсуждения темы, она требует от детей умения слушать товарища, дополнять ответ, подать реплику, задать вопрос. В ходе экологического проекта мы широко использовали данный метод работы, старались так строить разговор, чтобы привлечь к участию всех детей.
Цель беседы «С кем мы дружим?» - формировать представления о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Определить особенности понимания связей между миром животных и миром человека.
Из полученных ответов мы сделали вывод, что дети хотят иметь друзей не только среди людей, но также хотят «подружиться» и с различными животными, что их очень интересуют животные средней полосы России. Одной из причин этого интереса, является то, что наше дошкольное учреждение расположено в очень живописном месте - вблизи растёт замечательный сосновый бор. Проведя дидактическую игру «Кто живёт в лесу?», было отмечено, что дети знают основных обитателей леса, явления окружающего мира. На предложение «подружиться» с ними они откликнулись с радостью.
Также на подготовительном этапе в ДОУ был проведён специальный семинар, где педагогические работники были познакомлены с содержанием и методикой проекта, его целями, задачами. Мы обсудили, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, дефектолог, музыкальный руководитель, психолог, логопед.
На подготовительном этапе были изготовлены специальные пособия и подобран материал для изучения животных.
Для того, что бы внести в проект дополнительный игровой момент, был сделан специальный почтовый ящик. Мы его поместили в уголке природы, оформили изображениями животных.
Изготовленное пособие ящик ощущений предназначен для определения предметов на ощупь. В него помещались разные предметы, связанные с темой проекта. Дети определяли предметы на ощупь, называли их и объясняли своё решение. Упражнения на развитие сенсорных эталонов использовались как на занятии, так и в свободной деятельности.
Изготовили дидактическую игру «Корм для животных», где дети определяли пищевые цепочки обитателей леса. Подобраны фотографии, иллюстрации с изображением животных; мультфильмы о животных («Храбрый заяц», «Лиса Патрикеевна», «Волчище - серый хвостище» и др., созданы мультимедийные презентации. Были изготовлены и подобраны костюмы животных (зайца, лисы, ежа, волка, медведя и т. д.) для проведения праздников и развлечений. Подобрали стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки о животных.
II этап - Основной
В основе экологического проекта лежит игровой приём - написание писем животным. При организации работы был выбран коллективный вариант - мы с детьми составляли коллективное послание животным. Предварительно побеседовав с детьми, мы выбрали первое животное, с которым бы дети хотели подружиться. Так как начало нашего проекта выпало на начало октября, период, когда животные готовятся к зиме, то более углублённое знакомство с жизнью белки стало вполне актуально. Во время беседы, предварительно выявив имеющиеся у детей знания о жизни этого животного, спросила: «Чтобы вы хотели написать белке?». Обсуждение проходило в игровой форме - вариант своего ответа говорил тот ребёнок, которому был брошен мяч. На основе высказываний детей, проведя обобщение, было составлено коллективное письмо группы. Письма по объёму были небольшие. В них дети рассказывали о себе: чем занимаются, как живут. Спрашивали животных об их жизни, есть ли у них враги, предлагали подружиться, приглашали в гости. Конверты для писем были предварительно сделаны детьми во время СОД по ручному труду. На конверт была приклеена «марка» - изображение животного - адресата. Отметив, что чтобы письмо попало к животному, на конверте необходимо написать адрес. У каждого животного есть своя «страна», «квартира» (место обитания, следовательно, можно считать, что есть и адрес. Предложение составить адрес животного помогает сформировать у детей первоначальные представления о месте обитания животных и о том, где они распространены. Было отмечено, что для того чтобы письмо выглядело как настоящее, для того чтобы получить ответ, нужно указать на конверте свой адрес и кто написал это письмо. В подготовленный конверт дети вкладывали письмо, рисунки - подарок животному, конверт запечатывали и отпускали в почтовый ящик.
Так как работа в рамках экологического проекта строится на основе интегрированного подхода, то были затронуты все образовательные области, и на протяжении всего времени, начиная с того момента, когда написали письмо, и до получения ответа, в основном вся наша деятельность была посвящена этому животному. Со специалистами ДОУ был составлен план, в котором была отмечена вся предстоящая работа.
Была проведена увлекательная целевая прогулка в хвойный лес «В гости к белочке». Во время прогулки продолжалось закрепление знаний детей об изменениях в лесу, которые произошли с наступлением осени. Закреплялось знание хвойных пород деревьев, умение называть сходство и различие. Воспитывалась культура поведения в лесу: не шуметь, не ломать ветки деревьев, не топтать ядовитые грибы (поганки, мухоморы) - их используют в пищу птицы и звери. Развивалась у детей наблюдательность. В начале проекта не у всех детей было осознанное понимание того, что лес - это дом диких животных, птиц, насекомых, а мы приходим туда только в гости. Поэтому особое внимание старалась уделить воспитанию сочувствия к живой природе, бережного к ней отношения, умению наблюдать и рассматривать, не причиняя окружающему вреда.
Очень интересным и увлекательным было посещение краеведческого музея, где дети познакомились с животными нашего края, среди которых были макеты и беличьей семьи, рассматривание живой белки, которая живёт в местном парке.
Вызвал у детей большой интерес показ познавательной сказки с использованием настольного театра «Белка и бурундучок», где дети в игровой форме познакомились с жизнью белки и бурундука. Развлечение вызвало у детей интерес к животному миру природы, формировало умение его оберегать.
Составление ответов животных детям представляет собой непростую задачу. Следует отметить, что получение писем от животных способствует повышению интереса детей к работе по данной технологии, усиливает образовательное и воспитательное значение используемого приёма. При составлении ответов, мы придерживалась того, что в письме должна содержаться информация, дополняющая письма детей. Письмо - ответ составлялся на основе научных данных. Отдельные факты из жизни животного, информация об особенностях его образа жизни и другие сведения включались в общую канву текста и преподносились от имени животного. Письма от животных составлялись в литературной форме. Тексты были не только познавательными, но и весёлыми, вызывающими у детей улыбку. В письме животные задавали детям такие вопросы, которые позволяли взглянуть на привычные вещи с другой точки зрения - точки зрения животного, а не человека. Детям очень нравилось, когда их спрашивали, едят ли они такую же пищу, как и животные, ведут ли похожий образ жизни и т. д. Письмо составлялось таким образом, что дети чувствовали, что не только они писали животному как равному, но и животное пишет им - как другу. Большую радость у детей вызывали подарки от животных - семена растений, листья, фотографии. Очень интересной оказалась идея изготовления фотоальбомов животных. У каждого ребёнка был заведён свой личный фотоальбом «Мои лесные друзья», в который дети вклеивали не только полученные фотографии, но и свои рисунки новых лесных друзей.
Аналогичным образом, мы проводили работу по ознакомлению детей с образом жизни, повадками и других животных. Дети познакомились с ежом, лисой, зайцем, волком, медведем, рысью, кабаном, лосём. Писали письма и птицам: синице, снегирю, дятлу.
III этап - Заключительный
Заключительным этапом нашего экологического проекта «Найдём в лесу друга» была презентация экологического праздника «Весна в лесу». На празднике были представлены животные, с которыми дети познакомились и подружились в течение проекта.
Разработанный и проведённый метод экологического проекта «Найдём в лесу друга», показал, что полученные детьми знания о животных и растениях в увлекательной, игровой форме повысил у них интерес к окружающему миру природы.