Хрулёва Ольга Ивановна
Экологический проект «Добрые крышечки» в рамках Всероссийского проекта «Разделяй и умножай»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологический проект. «Добрые крышечки»
в рамках Всероссийского проекта
«Разделяй и умножай»
8 группа раннего возраста
Воспитатель: Хрулева О. И.
• № Информация о проекте Содержание
1 Название проекта «Экологический проект. «Добрые крышечки»
в рамках Всероссийского проекта
Темочки:
2 Проблема Актуалность проблемы: загрязнения планеты Земля мусором. Сегодня очень актуальна и останется такой еще долгое время, пока человечество неизобретет совершенно новые, новаторские способы утилизации всех видов отходов. Проблема: Культура поведения людей, детей Для чего нужен раздельный мусор?
3 Авторы Воспитатель МОУ СОШ №52 Хрулева О. И.
4 Участники воспитатели, дети раннего возраста и их родители.
5 Тип Познавательно-игровой.
6 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
7 Цель: Цель проекта : привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
8 Задачи: Задачи проекта :
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать умение играть дружно, вместе.
3. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему
4. экологическое воспитание детей раннего возраста ; вовлечение родителей в активное сотрудничество с детским садом
9 Методы и приёмы • Социально-нравственное развитие.
• Развитие продуктивной деятельности.
• Познавательно-исследовательское развитие.
• Приобщение к художественной литературе.
10 Этапы проекта 1 Этап : Подготовительный
Составление паспорта проекта.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Подбор презентаций для просмотра.
Подбор материала для изготовления подделок,рисунков
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта
2. Основной. Непосредственная реализация проекта :
- Беседы по теме проекта : «Что такое мусор?», «Мусор правильно соберем и планету сбережём» (Приложение № 1)- Чтение литературы по теме проекта.
Экологические сказки о мусоре : «Зайчик и медвежонок»,
«Маша и Медведь», «Нет места мусору»,
«Сказка про Хламище-окаянище».
- Слушание и разучивание стихов о природе и экологии :
М. Львовский «Земля, моя планета голубая»,Я. Аким «Наша планета»,
В. Чижов «В природе столько красоты»,М. Дудин «Берегите землю»,
Е. Смирнова «Давайте вместе землю украшать», А. Усачев «Хоть трава не расти», Р. Алдонина «Экологическая», Л. Фадеева «О загрязнении».
- Прослушивание музыки со звуками природы, песни «Мы хотим, чтоб птицы пели». О. А Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду
Дидактическая игра сортировка мусора (цели, фото, описание) (Приложение № 2)
- Оформление уголка для сбора крышечек «Добрые крышечки».
(Приложение №3)
- Процесс сбора и вывоза крышечек на пункт приема вторсырья (Приложение №4)
11 Практическая значимость проекта 3. Консультация для родителей (Приложение № 5)
4. Итоговый
- Подведение итогов реализации проекта.
Вид проекта : практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Актуальность: проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется такой еще долгое время, пока человечество не изобретет совершенно новые, новаторские способы утилизации всех видов отходов.
Проблема: Мы выбрасываем пластиковый мусор, не задумываясь над тем, что сдав его на переработку, можем сделать добрые дела : сберечь природу и здоровье людей.
Цель: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
Задачи:
- просвещение детей и родителей о пользе раздельного сбора мусора;
- развитие умения видеть и чувствовать красоту родной природы;
- вовлечение родителей в активное сотрудничество с детским садом
- формирование и развитие навыков селективного сбора мусора;
- оказание помощи детям с особенностями развития;
- воспитание у детей активной жизненной позиции и экологической культуры.
Участники проекта :
1. Дети, воспитанники детского сада.
2. Воспитатели группы.
3. Родители и другие члены семьи воспитанников.
Сроки реализации проекта : 1марта 2024 г – 30 августа 2024.
Суть проекта : Проект призывает каждого проявить заботу о других, оказать помощь без каких-либо материальных средств, используя в качестве ценного ресурса привычный всем "мусор" – пластиковые крышечки от пищевых продуктов.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап.
- Постановка проблемной ситуации: «Что будет с окружающим миром и планетой, если мусор не убирать?»
- Подбор информации по теме проекта.
- Постановка целей и задач проекта.
- Составление плана работы по реализации проекта.
2. Основной. Непосредственная реализация проекта :
- Беседы по теме проекта : «Что такое мусор?», «Мусор правильно соберем и планету сбережём» (Приложение № 1)
- Чтение литературы по теме проекта.
Экологические сказки о мусоре : «Зайчик и медвежонок»,
«Маша и Медведь», «Нет места мусору»,
«Сказка про Хламище-окаянище».
Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».
- Слушание стихов о природе и экологии :
М. Львовский «Земля, моя планета голубая»,Я. Аким «Наша планета»,
В. Чижов «В природе столько красоты»,М. Дудин «Берегите землю»,
Е. Смирнова «Давайте вместе землю украшать», А. Усачев «Хоть трава не расти», Р. Алдонина «Экологическая», Л. Фадеева «О загрязнении».
- Прослушивание музыки со звуками природы, песни «Мы хотим, чтоб птицы пели».
- Дидактическая игра сортировка мусора (цели, фото, описание) (Приложение № 2)
- Оформление уголка для сбора крышечек «Добрые крышечки».
(Приложение №3)
- Процесс сбора и вывоза крышечек на пункт приема вторсырья (Приложение №4)
3. Консультация для родителей (Приложение № 5)
4. Итоговый
- Подведение итогов реализации проекта.
Приложение № 1
«Что такое мусор?»
Цель: рассказать детям о том, что "мусора" в природе не существует. Мусор создает человек, потому что не всегда правильно себя ведёт. Донести до детей понимание того, что очень плохо засорять окружающую среду, оставлять мусор после похода к реке, в лес, на прогулке, использовать бросовый материал повторно. Воспитание в детях культуры поведения на улицах города и в природе, соблюдать чистоту и порядок.
Материал для беседы: картинки с содержанием об отдыхе детей, о прогулке в лесу; пакеты, бумажные и пластиковые коробки.
Ход беседы:
- Ребята, помните, мы недавно играли в игру "Стань другом природы" и видели, как правильно нужно вести себя в природе, хотите ещё раз вспомнить правила поведения в природе (Рассматривая иллюстрации, дети с помощью педагога комментируют увиденное и делают выводы)
- Дети, а вы всегда правильно себя ведёте на природе, на улице? Куда вы деваете мусор? Назовите, что мы, выбрасываем в мусорное ведро, урну или мусорный контейнер? (Дети перечисляют).
- Скажите, как станет вокруг, если все люди будут культурным, аккуратными, будут правильно себя вести на улице, на природе? А если мы неправильно будем относиться к природе, то скоро вся планета покроется мусором. А под мусором ничего не будет расти, не будет травки, не красивых цветов, других растений.
- Вы хотя ещё маленькие, но можете помочь сделать наш город, нашу планету чище.
Приглашаю вас прогуляться по улицам нашего города.
Физкультминутка.
Мы по улицам идём
На которых мы живём
Мы бумажки и стекляшки
Собираем и кладём
Раз - в ведро, а два- в корзину!
Наклоняем дружно спину!
Если дружно потрудится
Всё вокруг преобразится!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
- А вы знаете, что многое из того, что выбрасывается, может нам пригодится? Как вы думаете, что можно сделать из этих коробочек? (воспитатель демонстрирует коробочки и выслушать предложения детей)
Чтение стихотворения
Травка -муравка сосна поднялась,
Птица -синица за зерно взялась
Зайки – за капусту,
Мышки- за корку
Ребятки за молоко.
О. А Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду
В завершении беседы дети совместно с воспитателем подводят итоги.
Беседа на тему: «Мусор правильно соберем и планету сбережём!»
Цель: Формирование основ экологической культуры, знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представления об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение видеть экологическую проблему.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
4. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на самой красивой планете под названием земля
Воспитатель: На нашей планете много лесов, гор, рек, морей, озер и т. д.
В недрах Земли хранится много природных ресурсов. За последние 30 лет человечество потребило 30% ископаемых ресурсов планеты. Но нашей планете угрожает беда. Чтоб узнать какая подойдите к столу. (Дети подходят к столу, на котором лежат картинки.)
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? ( дети называют изображения на картинках: фантики, мятые коробки, бутылки, сломанные игрушки, бумага, разбитое стекло и. т. д)
Воспитатель: Как можно все это можно назвать одним словом?
Дети: Мусор.
Воспитатель: Правильно. Но когда много мусора собирается в одном месте, то это называется – свалка. Свалки засоряют землю и очень опасны для всего живого на нашей планете. Во время дождя, снега, палящего солнца из мусора вытекают и испаряются ядовитые вещества, которые попадают в грунтовые воды, а потом в кран с питьевой водой и она становится опасной. Растения и животные не могут жить вблизи свалок, потому что вода и земля рядом с ней отравлены. И таких свалок очень, очень много.
Но есть способ спасти нашу замечательную планету – нужно мусор, который мы с вами выбрасываем сортировать. А потом из старых и ненужных вещей можно изготовить новые вещи. Например, из старых автомобильных шин - красивое покрытие для детской площадки, из использованных пластмассовых изделий - новые тазики, коврики для пола, а из старой исписанной бумаги сделают картонные коробки, книжки, тетрадки.
Чтобы научиться сортировать мусор, нам нужно понимать к какому классу отходов он относится, какую опасность представляет и как можно его использовать в дальнейшем.
И так какой бывает мусор?
Стеклотара.
Ущерб природе: битая стеклотара может вызывать ранения животных.
Вред человеку: битая стеклотара может вызывать ранения. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Способ вторичного использования: использование по прямому назначению или переплавка.
Макулатура
Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу. Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Пищевые отходы. (органические отходы)
Ущерб природе: практически не наносят.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами. Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Кирпичи.
Ущерб природе: практически не наносит.
Вред человеку: может наносить травмы.
Способ вторичного использования: переработка в крошку.
Изделия из тканей.
Ткани бывают синтетические и натуральные. Всё, написанное ниже, относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят.
Способ вторичного использования: компостирование. Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание.
Деревянные изделия.
Ущерб природе: не наносят.
Вред человеку: могут вызвать травмы.
Способ вторичного использования: переработка на бумагу или древесно-стружечный материал. Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание.
Консервные банки.
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Способ вторичного использования: переплавка вместе с металлом.
Металлолом.
Материал: железо или чугун.
Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металлов травмируют животных.
Вред человеку: вызывают различные травмы.
Способ вторичного использования: переплавка.
Фольга.
Материал: алюминий.
Ущерб природе: практически не наносит.
Способ вторичного использования: переплавка.
Упаковка для пищевых продуктов.
Материал: бумага и различные виды пластмасс.
Ущерб природе: могут быть проглочены животными.
Способ вторичного использования: не существует. Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода, хлороводород, ядовитые соединения. Категорически запрещается сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксиды.
Банки из-под напитков.
Материал: алюминий и его сплавы.
Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных.
Вред человеку: в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Способ вторичного использования: переплавка.
Изделия из пластмассы.
Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних.
Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Способ вторичного использования: переплавка.
Батарейки. Очень ядовитый мусор!
Материал: цинк, уголь, оксид марганца.
Ущерб природе: ядовиты для многих организмов.
Вред человеку: ядовиты для человека. Очень опасны и многие другие виды отходов: отслужившие свой срок картриджи и бытовая техника, энергосберегающие лампы и прочее. Причем складывать их запрещено на обычных свалках. Хотя для России во всех сферах запреты и законы малоэффективны.
Сортировать мусор нужно в отдельные ящики, которые называются экобоксы. (показ детям картинок с изображением экобоксов). Все они разного цвета.
В разных странах установлена единая цветовая схема мусорных контейнеров для различных видов отходов:
• зеленый – стекло (бутылки, стаканы);
• синий – бумага (газеты, журналы и другие печатные издания)
• желтый – картон (пустые картонные упаковки);
• черный (серый) – органические остатки ( пищевые отходы: очистки фруктов и овощей; компост, другие влажные отходы растительного и животного происхождения);
• оранжевый – пластиковые бутылки и пластиковые упаковки;
• коричневый – опасные отходы (батарейки);
• красный – неперерабатываемые отходы.
Такая схема кажется сложной лишь на первый взгляд, на самом деле к ней можно довольно быстро привыкнуть.
Раздельно собранные отходы — это НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНОЕ
Чтобы население планеты Земля более серьёзно относились к раздельному сбору мусора в некоторых странах мира разработали особые рекомендации.
Приложение № 2
Дидактическая игра "Сортируем мусор"
Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Задачи:
1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.
2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход игры:
Детям предлагается экологическая ситуация : «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор.
- Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить?
- Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».
Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются разноцветные крыжки Дети, называют цвет, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
«Составь по образцу»
Игровой материал: крышки, схемы картинок.
Ход: взрослый предлагает ребенку схему по которой он должен выкладывать рисунок из цветных крышек.
Данное пособие формирует навык самостоятельно раскладывать по схеме, развивает воображение и творчество детей, так же поможет ребенку формирование элементарных математических представлений.
Приложение № 3
Оформление уголка по сбору крышечек.
Изготовление плаката
Приложение № 4
Процесс сбора и вывоза крышечек на пункт приема вторсырья.
Приложение№5
Что сдавать в проект «Добрые Крышечки»
Образцы крышечек
Для проекта подходят ЧИСТЫЕ, ПЛАСТИКОВЫЕ крышечки. Как правило, это:
Завинчивающиеся крышки от питьевых продуктов (вода, соки, пиво, газированные напитки, квас, растительное масло, йогурты, молочные)
2 и 02 HDPE
4 и 04 LDPE
Крышечки от Иммунеле
Крышечки от упаковок тетра-пак (есть значок тетра-пак). Они все подходят, кроме плоских, прямоугольных. Внимание! Горлышки не принимаем из-за следов клея, фольги и картона!
Дой-паков: майонеза, горчицы, сгущёнки, кетчупа, детское пюре.
Крышечки из под молока, кефира, питьевых йогуртов, сливок, ряженки и прочих кисломолочных продуктов. Не всегда может быть указана маркировка, все подходят.
Крышечки из под соков и газированных напитков.
Крышечки от 5-литровых канистр из под воды, непищевых жидкостей (стеклоомывателей).
Колечки от крышек и ручки от 5-ти литровых бутылок подходят для проекта, но во избежание травмирования могут сниматься только взрослыми людьми!
Крышечки, на которых в треугольнике стоит буква B. Это не маркировка пластика; это логотип производителя - компании Bericap.
Крышечки от бутылей для кулеров.
ВАЖНО!
В крышечках встречаются различные компоненты:
вкладыши пластиковые,
вкладыши резиновые,
вставки бумажные,
наклейки, бумажные, полипропиленовые, фольгированные,
сыпучие гранулы
Всё это необходимо удалять, так как наличие таких вещей в крышечках существенно портит качество получаемого из них сырья!
Вывод.
1. Дети и родители задумались о значении и важности охраны окружающей среды, о сохранении чистоты пространства вокруг себя.
2. Было привлечено внимание к проблеме загрязнения планеты.
3. Расширились знания детей о том, как необходимо правильно сортировать мусор, как правильно его выбрасывать, как можно дать бытовым отходам «вторую жизнь» и нужно ли это делать.