Ямбушева Валентина Евгеньевна
Экологический паспорт
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка - детский сад №14»
430016 РМ, г. Саранск,, ул. Полежаева д. 115 а, тел. 47-13-17
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
Публикация «Экологический паспорт» размещена в разделах
5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЯ.
Детский сад представляет собой двухэтажное кирпичное здание, перегородки – керамический камень, пенобетонные блоки. Перекрытия – железобетонные плиты, крыша – металлочерепица. Полы в д/с – керамогранит, линолеум и керамическая плитка. Отделка стен – акриловая покраска по грунту, керамическая плитка. Двери – алюминиевые (остекленные, деревянные, противопожарные металлические. Окна – пластиковые с тройным остеклением. В д/с - водопровод, канализация, наружное освещение, тепловые сети и сети горячего водоснабжения, телефонизация, кабельные ЛЭП 0,4 кВ и 6 кВ с трансформатором 2 КТПН 400/6/0,4 кВ. Отходы вывозные.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ.
В ДОУ тринадцать игровых комнат площадью 52 кв. м., тринадцать спален площадью 50-52 кв. м., тринадцать вестибюлей, площадью 19-25 кв. м., музыкальный зал площадью 82,5 кв. м., спортивный зал площадью 82,5 кв. м., бассейн 73,8 кв. м., пищеблок 98 кв. м., склады 31 кв. м., прачечная площадью 52 кв. м., 10 кабинетов специалистов. ДОУ обеспечено необходимой мебелью для детей, электрооборудованием в исправном техническом состоянии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА, МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МАДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №14»
Д/с находится в квартале, ограниченном улицами Полежаева, Ботевградская, Терешкова, Пролетарская, граничит с жилым массивом. Здание садика площадью 5336,3 кв. м построено в 2014 году. Площадь земельного участка 8020 кв. м. Расстояние от территории д/с до промышленных, коммунальных, с/х объектов, транспортных дорог и магистралей соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Источником загрязнения окружающей среды может являться внутриквартальная автодорога, подъездная к д/с и к ближайшим жилым домам. На территории 13 игровых площадок площадью 1584,4 кв. м., огражденных зеленой изгородью, деревьями. Две спортивные площадки площадью 432 кв. м. с необходимым физкультурным оборудованием. Игровые площадки имеют удобную и свободную планировки, соответствуют интересам детей.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР, ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ.
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке и вокруг участка достаточно много. Все они в неплохом состоянии, старые, засохшие деревья систематически спиливаются. Видовой состав деревьев: береза, рябина, клен, сосна, ель, ясень, рябина. Такие деревья, как сосна, ель, обладают фитонцидными свойствами, т. е. выделяют летучие вещества (фитонциды) убивающие болезнетворные микробы, очищающие воздух. Кустарники (ирга) в основном образуют живую изгородь.
На деревьях и кустарниках оседает 72% частиц пыли, поэтому зеленые насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.
Культурные растения: тюльпаны, бархатцы, герань, ирис, календула, нарцисс, мальва, очиток, незабудка, вербейник, хоста, лилия, агератум, петунья, пион, георгин, декоративный лук (аллиум, лихнис, гладиолус, цинния, флоксы, сентябринник, ромашка, салат, петрушка, редиска, бобы, лук, чеснок, кабачки, морковь, патиссоны, тыква и др.
Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, лопух, крапива, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, дымянка лекарственная, вьюнок полевой, осока красный петух, осот, лебеда, пикульник, хвощ, щирица, метлик однолетний, мокрица и др.
Животный мир: На территории д/ сада встречаются: вороны, галки, синицы, воробьи, снегири, свиристели, сороки, грачи, скворцы, трясогузки, ласточки, голуби; различные виды насекомых (бабочки, жуки, мухи, комары, осы, пчелы, шмели, муравьи) и пауки. Территорию д/с посещают кошки, собаки из близстоящих домов.
Почва:
В результате антропогенного воздействия почвенный покров на территории д/с значительно изменен и представлен урбаноземами. Т. к. наибольшее изменение структуры почвенного покрова наблюдается в промышленных и селитебнотранспортных ландшафтах, где на значительной территории они перекрыты техногенными отложениями, мощность которых на отдельных участках превышает 1 м. Еще большую мощность (до 5 м) техногенные отложения имеют в жилых кварталах центральной части города в районе ул. Терешковой и Пролетарской, а также на территории «Биохимика». Это связано с засыпкой техногенным грунтом расположенных здесь оврагов и ложбин.
Почва в основном глинистая. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц. На игровых площадках вытоптанность до 70%, грунт очень плотный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.
Зонирование территории
На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
- зона застройки;
- зона игровой территории (групповые площадки созданы для каждой группы;
покрытие – травяное, грунтовое; дорожки- асфальтовые).
Территория закрыта для посещения посторонними, за этим ведется строгий контроль.
- спортивная зона (зона с оборудованием для подвижных игр; зона с гимнастическим оборудованием и спортивным снаряжением; беговая дорожка; яма для прыжков; корригирующая дорожка).
- хозяйственная зона (огород, веранды для хранения с/х инвентаря).
- зеленая зона.
Зеленая зона территории детского сада защищает от пыли, шума, ветра, прямых солнечных лучей (в летний период).
Затененная зона в летний период охватывает почти всю территорию участка, так как деревья высажены вкруговую, плюс тени от веранд. Южная зона открыта для доступа света. На ней располагаются спортивные площадки. Территории под растительностью составляют 50 -55% площади, участки, покрытые асфальтом 30 -25%. Забор вокруг сада в удовлетвори-тельном состоянии.
Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен домами пятиэтажками и высокими деревьями, смягчающими порывы ветра. Нормативное значение ветрового давления – 30 кгс/м2. Ветровой режим характеризуется преобладанием Ю и ЮВ направлениями ветров в зимний период, В и СВ – в летний период. Средняя скорость ветра колеблется от 6,9 м/сек. зимой и до 4,4 м/сек. летом.
Загрязнение территории
Запыленность территории детского сада средняя, т. к. автодорога с южной и западной части отделена от ДОУ жилыми домами и несколькими рядами деревьев и кустарников. Но попадание вредных веществ - возможно (газообразных от проходящего транспорта, решетчатый забор пропускает пыль. Можно посадить вдоль забора живую изгородь из вьющихся цветов. С востока территория имеет общий забор с Детской республиканской больницей вдоль которого посажены березы. В северной и западной части территория д/с граничит с жилым кварталом. Источником загрязнения окружающей среды является дорога, подъездная к д/с и к ближайшим жилым домам.
Участок чистый, регулярно убирается штатным дворником. На территории д/с есть мусоросборник. Территория образовательного учреждения закрыта для доступа
посторонних лиц. Дети частично привлекаются к наведению порядка на
территории своих участков.
Шумовой фон умеренный. Вдоль забора по территории детского сада растут березы, второй ярус образуют кустарники. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Шум проезжающих машин слышен на южной и западной части участка. Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада в центральные ворота и простой автомобилей занимает не более 1 часа.
БЫТОВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:
- уборки помещений (Жавель-солид,
- мытья посуды («Биолан»,
- чистки сантехники («Sanfor WC Gel»,
- мытья рук (туалетное мыло,
- уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ГБУЗ Республики Мордовия Республиканской дезинфицирующей станции,
- стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).
Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты.
Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовые химические вещества с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся.
Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются
в отсутствие детей.
ВЛИЯНИЕ ДОУ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Коллектив учреждения работает над тем, чтобы не только дети, но и взрос- лые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.
В ДОУ используется вода из артезианских скважин. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт. Загрязнённая вода уходит в канализационные стоки, а затем на очистные сооружения. За водоснабжение отвечает МП «Саранскгорводоканал». Платеж бухгалтерия осуществляет по водосчётчику.
В д/с используются лампы накаливания, лампы дневного света. В ДОУ существует централизованное отопление от ОАО «Сарансктеплотранс».
Температурный режим удерживается путём кратковременного и долгосрочного проветривания помещения, сквозного проветривания во время отсутствия детей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14» работает по программе «Детство».
Главная цель: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.) .
Задачи:
- обобщение представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе;
- уточнение представлений об основных группах растений и животных;
- установление связей между особенностями внешнего вида, поведением животного и временем года;
- систематизация представлений о местах обитания домашних, диких зверей, насекомых;
- обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются;
- понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- природа бывает живая и неживая, знать о сезонных изменениях в природе,
- о домашних и диких животных,
- о перелетных и зимующих птицах,
- об условиях, необходимых для роста растений, об овощах и фруктах, о деревьях и кустарниках
Уметь:
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
- определять по внешнему виду птиц, рыб, насекомых, диких и домашних животных,
- различать и называть деревья, кустарники, травы по листьям, плодам.
Понимать:
- зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе,
- зависимость внешнего вида, строения тела, от места обитания животных,
- понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней.
Используемая литература:
1. Бондаренко, А. К. Дидак-е игры в д/с: кн. для воспитателя д/с / М: Просвещение, 1991.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Экология: практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ/В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию + CD / СПб. : Детство-Пресс, 2001.
5. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с / В. И. Логинова, Т И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др. ]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 244 с.
7. Дошкольное воспитание: журн. - 2004. - № 7.
8. Дрязгунова, В. А. Д/и для ознак. дошк-в с растениями / М. : Просвещение, 1981.
9. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошк-в / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
10. Иванова, А. И. Эколог. Набл-я и эксперименты в д/с. Мир растений / М. : ТЦ «Сфера», 2008.
11. Каменева, Л. А. «Мы». Программа экологического образования детей / Л. А. Каменева
[и др. ]; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-Пресс, 2000.
12. Корепанова, М. В. Познаю себя: программа познания ребенком самого себя / М. В. Ко-
репанова, Г. Г. Давыдова. - Волгоград: ООП ВЮИ МВД России, 1999.
13. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. : Просвещение, 2006. - 92 с.
14. Младший дошкольник в д/с. Как работать по программе «Детство»: учеб. -метод. пособие /Т. И. Бабаева [и др. ]. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
15. Николаева, С. Н. С/р игры в эколог-м воспитании дошк-в / М. : ГНОМ и Д, 2005.
16. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в д/с /С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Экологические игры:
"Четвертый лишний"; Аудиозаписи:
"Найди по описанию"; голоса птиц
"Лесная школа"; голоса животных
"Садовод";
"Как зовут тебя, деревце?";
"Дары природы";
"Зверята";
"Найди лишнего";
"Собери картинку"; Лото:
"Времена года";
"Ассоциации";
"Растения";
"Двойняшки";
"Кто где живет?";
"Соседи по планете";
"Родная природа".
Центры природы В каждой групповой комнате имеются уголки природы, где содержатся разнообразные комнатные растения (хлорофитум, циссус, сансевьера, бегония, бальзамин, разновидности кактуса, традесканция, герань, плющ, зефирантес, комнатный виноград, амалириус,фиалка, лилия, кала, папоротник,). В зимнее время создаются действующие огороды на окне.
В каждой группе оформлены нетрадиционные календари природы, собран разнообразный природный материал для развития творческих способностей детей. 1. Наборы диких и домашних животных.
2. Иллюстрации птиц, животных, насекомых, рыб, млекопитающих.
3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий: овощи, фрукты, кустарники, деревья, зимующие и кочующие птицы, домашние птицы, насекомые, звери средней полосы, животные жарких стран, домашние животные и их детёныши, дикие животные и их детёныши.
4. Экологические игры и картотека к ним, тематические игры, грамзаписи, видеофильмы, муляжи фруктов и овощей, экспонаты даров природы, поделки из природного материала, флористика.
5. План экологической тропинки и практический материал к ней.
6. Гербарии злаковых растений, лекарственных трав.
7. Напоминающие знаки.
8. Красная книга растительного и животного мира.
Собраны коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток, календарей. Для проведения занятий используются глобус, компас, карты России.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
С детьми в течение года в ДОУ проводятся эколо-гические викторины, занятия. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц. Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, открытые просмотры для родителей.
Здоровье, сохраняющее и интеллектуально – нравственное развитие детей. В этом направлении мы предусматриваем основное средство решения проблемы физического развития и укрепления здоровья дошкольников, через нравственно - патриотическое воспитание, решаем проблему знакомства с природой родного края, воспитания любви к родному краю, к России и параллельно предусматриваем проблему экологического воспитания, формирования бережного созидательного отношения к миру природы через развитие основ экологической культуры.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в районных конкурсах:
«Снежных и ледяных композиций» ;
«Благоустройство территорий и игровых
участков» ;
«Уголков природы и предметно-
развивающей среды».
Участвуют в выставках:
«Человек и природа»;
«Природа и фантазия».
В акциях:
«Каждой пичужке – по кормушке»;
«Скворечник»;
«Посади деревцо и цветок».
Экологическая тропа
С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста на территории ДОУ оборудована экологическая тропа. На экологической тропе организованы отделы:
Точка «Птичий двор». Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, их значением в природе, научить отличать зимующих и перелетных птиц, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники. Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводится праздник птиц.
Точка «Аптека Айболита». В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения и т. д. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. Объекты для наблюдений: одуванчик, подорожник, тысячелистник, мята, календула, ромашка, лопух, пастушья сумка, цикорий.
Точка «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями.
Работа на участке поможет развивает такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдение за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Точка «Метео-станция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, температура и давление воздуха, направление ветра и др.).
Точка «Березовая роща». Именно берёзу считают символом нашей страны. С давних времён об этом дереве слагали песни, стихи. Берёза неприхотлива, растёт и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на берёзе появляются цветы – малоприметные серёжки. Весной берёзки наряжаются в белые атласные сарафаны – сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой бересты, белеют. На белой коре берёзы – бересте чётко выделяются тёмные чёрточки, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Старые берёзы высокие. Стволы у них внизу тёмные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зелёные ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Берёзы очень любят солнечный свет, простор, не боятся ни трескучих морозов, не порывистых ветров, ни весенних заморозков. Берёза растёт очень быстро. С давних времён бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали.
Точка «Сосновый бор». Ёлка, или по-научному ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр. У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погиба- ет, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели – стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 м. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою – лиственница. Живет ель несколько сотен лет. Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Так же из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
Точка «Липовая аллея» Цель и задачи: - углубить знания детей о липе; сформиро-вать представления о роли липы для здоровья человека. В нашей стране липа не знает себе равных в качестве медоносного растения. Листья у нее округло-яйцевидные, зубчатые, редко цельно крайние. Цветки зеленовато-желтые. Нектаровыделение у липы столь обильно, что в лучах солнца на чашелистиках с внутренней стороны нектар кажется капельками осевшей росы. Ароматный мед липы («липец») по вкусовым
достоинствам считается одним из лучших. По нежности аромата ему уступает любой из известных сортов. С 1 га цветущих лип, пчелы собирают 1000 кг и более меда.
Точка «Муравейник». Цель: познакомить детей с образом жизни муравьёв, строением муравейника; получить представления о роли муравьёв в жизни леса.
Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде и прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. Муравьи не любят уединяться, они создают своеобразные муравьиные коло-нии. В каждой живут самцы, самки и рабочие муравьи. Хотя размеры муравьёв далеко не одинаковые, все они похожи друг на друга. Муравьи – живые барометры. Они активно помогают предсказать погоду. Так муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему:прячутся от дождя, плотно закрывая почти все «двери» своего дома. Муравьи приносят большую пользу, так как уничтожают массу вредных насекомых, улучшают почву, перемешивая, рыхля и удобряя её, своими ходами способствуют лучшей вентиляции.
Точка «Сельский дворик»Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились
птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
Выводы и рекомендации:
Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако можно разнообразить видовой состав деревьев, можно посадить плодовые деревья.
Можно расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники, посадить лекарственные растения; продолжать уход за огородом.
Необходимо регулярно рыхлить почву вокруг деревьев и кустарников.
Дополнить экологическую тропу новыми точками.
Можно построить искусственный водоем.
В целях оздоровления детей необходимо увеличить и пересмотреть присутствие комнатных озонных растений тропических и субтропических видов.
Пополнять методическую базу книжным фондом; приобретать и изготовлять дидактические игры; чаще проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Необходимо чаще проводить прогулки в парки, в лес.
Посвятить родительскому собранию экологический вопрос. Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей, заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.