Иночкина Надежда
Сценарий экологического квеста для второй младшей группы детского сада «Путешествие по временам года»
Тема: «Экологический квест для детей младшей группы
«Путешествие по временам года»
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа : вторая младшая группа
Цель: Систематизировать представления у детей о временах года и их признаках.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Сценарий экологического квеста для второй младшей группы детского сада „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лето. Экологические сценарии развлечнний
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- совершенствовать и закрепить представления детей о признаках времен года;
- активизировать и расширить словарный запас детей;
- учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, активизировать внимание ребенка;
- формировать элементарные причинно-следственные связи;
- развивать умение наблюдать и сопоставлять;
- развивать мелкую моторику рук;
- стимулировать любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение играть дружно, помогать друг другу;
- побуждать детей к самостоятельности и активности в выполнении заданий;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : обогащение словарного запаса детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : рассуждения детей о причинах изменений произошедших в природе.
ОО «Познавательное развитие» :рассматривание иллюстраций по временам года, систематизация знаний.
ОО «Физическое развитие» : развитие двигательной активности
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : привитие нравственных ценностей и чувства прекрасного, слушание музыкальных произведений.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного и активного словаря.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие» : чтение стихов и рассказов о природе, отгадывание загадок.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо
ОО «Познавательное развитие» : занятия по природе, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, индивидуальная работа
ОО «Физическое развитие» : разучивание подвижных игр.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание cдетьми
картин на тему «Времена года»
Место поведения: групповое пространство МАДОУ.
Аудитория: младший дошкольный возраст.
Адресность: младший дошкольный возраст.
Предварительная работа: оформление зон, подготовка карточек с заданиями, подбор иллюстраций, аудио- и видеозаписей.
Материал:
Демонстрационный: дидактический материал, сюжетные карточки.
Оборудование: заготовки из глины, дощечки, влажные салфетки
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, пояснения.
Практический: обследование предметов, игры.
Мотив детской деятельности : игра - путешествие
Ход квеста:
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо. Откроем его и прочтем, что же в нем написано? (Откроем)
«Дорогие ребята! Мы с вами зимой много играли, дружили и веселились. Вы любовались мной. Но сейчас я попал в беду. Хулиганы сломали меня! Мне очень нужна ваша помощь. Для того, чтобы мне помочь, вам необходимо отправиться в путешествие «Времена года»
Ваш друг»
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь другу? (Да)
-Кто-нибудь догадался от кого это письмо? (Нет) Давайте мы с вами отправимся в путешествие, в конце которого сможем понять, кому же нужна наша помощь. (Давайте)
Дети отправляются на помощь другу.
1 станция «Весна»
Воспитатель включает аудиозапись с пением птиц.
-Птицы прилетают с теплых краев, начинают вить гнезда, очень красиво поют. Кто-нибудь догадался, какое это время года? (Весна)
Если дети затрудняются ответить, можно продолжить…
Воспитатель: Солнышко светит ярче и греет теплее. Снег начинает таять, по дорожкам бегут ручейки и детишки выбегают пускать кораблики.
На деревьях появляются первые листочки. А в лесу распускаются подснежники.
-Теперь вы можете сказать какое это время года? (Весна)
Задание: «Выберем одежду для прогулки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки. Вам нужно выбрать вещи, которые необходимо надеть на прогулку весной.
Количество предложенных карточек с одеждой зависит от уровня развития детей.
Воспитатель Какие вы молодцы! Теперь мы можем так одеться, когда наступит весна.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, которые остались. Как вы думаете, какая карточка лишняя? Не такая, как все. (Ведро)
Помочь детям, если они затрудняются ответить.
Если дети допустили ошибку в задании, можно предложить им отгадать загадку.
На небе живет,
Садится и встает.
Светит в оконце,
Что же это?
(СОЛНЦЕ)
Воспитатель: Молодцы! Вашему другу понравилось, как вы выполнили это задание, и он дарит вам карточку с ведерком. Мы возьмем ее с собой и отправимся в другое время года.
2 станция «Лето»
Воспитатель включает видеозапись (отрывок из мультфильма «Вот оно какое, наше лето.»)
Воспитатель: В какое время года мы с вами попали? (Лето)
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! За весною приходит лето.
Лето-это прекрасное время года. Его очень ждут не только люди, но и животные, и растения. Летом солнышко светит ярче и становится жарко. Все цветет и улыбается. Деревья стоят в зеленой листве. Теперь можно ходить в платьишках и шортиках. Пчелки и бабочки летают над разными цветочками. Детишки купаются и загорают на солнышке.
- Чем занимается детвора летом? (Купаются в речке, загорают на солнышке, играют в мячик, лепят куличики в песочнице, ходят за ягодами) Можно при этом показывать сюжетные картинки.
-Умнички! Все правильно!
Задание: Собери картинки.
Уровень развития детей, соответствующий возрастной норме:
Воспитатель Молодцы ребята! Справились с заданием. Посмотрите внимательно, не осталось ли лишней карточки? (осталась, морковка)
-Эта карточка ваша, берите ее себе. Готовы отправиться дальше? (Да)
В следующее время года мы отправимся, как кузнечики.
Физкультминутка:
«Прыгайте, кузнечики.»
Поднимайте плечики, (поднимать плечи вверх)
Прыгайте кузнечики, (подпрыгивать на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, (присесть на корточки, имитируя движения)
Тишину послушали. (приставить руку к уху, как бы прислушиваясь)
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко! (дети выполняют движения, согласно тексту)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отдохнули немного? (Да) Вот так незаметно мы добрались до следующего времени года
.
3 станция «Осень»
Воспитатель включает аудиозапись (шум дождя).
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, что вы слышите? (Дождь)
Воспитатель: Вы правы, это шум дождя. В какое время года начинают часто идти дожди? (Осень) Правильно, а какие еще изменения в природе происходят осенью? (выслушать ответы детей, если они затрудняются ответить, помочь им)
Воспитатель: Листочки на деревьях осенью окрашиваются в красивые красный и желтый цвета, а затем опадают. На улице становится холоднее, люди одеваются теплее. Часто идут холодные, моросящие дожди.
Птицы улетают в теплые края. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму. Животные в лесу тоже готовятся к зиме. Некоторые готовятся впасть в спячку, а некоторые делают запасы еды на зиму.
Ребята, давайте поможем зверятам разложить по корзинкам листочки.
Задание: Положи в корзинку с желтым листочком все желтые листья, а в корзинку с красным листочком все красные.
Дети выбирают только красные и желтые листочки и раскладывают их по корзинам.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все правильно сделали.
Ребята, еще зверушки собирают сухие веточки в лесу и стелют их в норках. Зверушки благодарят вас за помощь и дарят вам карточку. Что на ней нарисовано? (веточки)
-Берите ее себе. Мы с вами отправляемся в четвертое, последнее время года.
4 станция «Зима».
Воспитатель включает песенку «В лесу родилась елочка», либо отрывок из мф. «Снеговик-почтовик».
Воспитатель: Догадались, в какое время года мы попали? (Да, зима)
-Ребята, а сейчас какое время года у нас за окном? (Зима) А может быть осень? (нет, снег везде) Молодцы, все верно.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
Стали дни короче. Солнце светит мало.
Вот пришли морозы и зима настала!
-Небольшие животные спят в своих норках зимой, медведь впадает в спячку в берлоге. Лисичка и волк бегают по лесу в поисках еды. Зайчик поменял шубку.
Прилетели снегири. Зимой нужно помогать птичкам (вешать кормушки и подкармливать их)
- Что едят птички? (Зернышки, семечки, пшено)
-А как нужно одеваться зимой? (Тепло. Нужно надевать теплые сапожки, куртку, штанишки, шапку, шарфик и варежки).
-Во что можно поиграть зимой? (Кататься на горке, лепить снеговика, кататься на лыжах, санках и коньках, играть в снежки).
-А давайте мы с вами тоже полепим снежки? Но не из снега, а из белой глины. (Давайте)
-Какого цвета и формы у нас снежки? (Белые, круглые)
Задание: слепить из глины круглые шарики (снежки).
Воспитатель: Молодцы, какие аккуратные снежки у вас получились. Я вам даю за это карточку. Что на ней изображено? (Снежный ком)
-Все верно. Ребята, а какой праздник у нас бывает зимой? Когда приходит Дедушка Мороз? (Новый год)
-Правильно. А на Новый год случаются чудеса? (Да) Давайте сложим все ваши карточки в эту красивую коробочку (карточки с изображением ведра, моркови, веточек и снежного кома) и закроем глазки. (Воспитатель меняет карточки, и появляется карточка с изображением снеговика)
-Посмотрите, у нас тоже произошло чудо! Карточки превратились в одну большую. Кто на ней изображен? Правильно, снеговик.
-Вы помните про письмо, которое принес нам почтальон? Так вот это письмо было от Снеговика. Хулиганы поломали его. И что Снеговик просит? (Помочь ему). Вот мы и сделали снеговика. (Дети делают из комочков снеговиков, воспитатель делает нос и глаза)
Три шара, ведро, морковка
И для глаз два уголька;
Палки-руки вставим ловко-
Лепим мы снеговика!
-Какие вы молодцы! Смотрите, какой веселый у вас получился снеговик. Он радуется, что его друзья, помогли ему. Он просит вас бережно к нему относиться. И за хорошую работу Снеговик дарит вам свой портрет и веселую песенку. Давайте все вместе потанцуем.