Любовь Николаевна Шаронова
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами
Публикация «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все мы – дети Природы. Всё начинается с детства. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.
4 Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.
В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.
5 Наблюдение целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами и явлениями неживой природы, которые постоянно находятся возле них.
9 Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей принесет желаемые результаты. Мир неживой природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.
Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.
Требования к проведению наблюдения
Изучая метод наблюдения с методических позиций, ученые выделили ряд
требований, которые необходимо соблюдать при его организации
проведения.
1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными, носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
2. Для каждого частного, конкретного наблюдения следует отбирать
небольшой объем информации, поскольку представления об объектах и
явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в
процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования
педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое
последующее наблюдение должно уточнять, закреплять,
конкретизировать, расширять полученные ранее знания.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их
взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех признаков и явлений,
которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную
активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами,
предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и
систематизироваться с помощью использования других методов работы
с детьми по экологическому воспитанию.
Виды наблюдений
Распознающее наблюдение. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?».
Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок
обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной
деятельностью, либо, когда он знакомится с новым предметом или
явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система
исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает
информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и
мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение). Но они также
опираются на чувственный опыт ребенка.
Длительные наблюдения за изменение и развитием предметов и явлений.
Данный вид наблюдений строится на основе использования различных
видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении.
Имеют место и такие психические познавательные процессы, как мышление
и речь. Причем, сколько ребенок должен проследить, установить
произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значения этих
процессов (восприятие, мышления и речи) уравниваются. Определенное
значение приобретает и память.
Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
Кроме приведенной классификации предлагается по длительности
выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько
минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько
дней или даже недель.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято
выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.
Ориентируясь на поставленные воспитателем цели, наблюдения бывают
эпизодическими (цель – первичное ознакомление с объектом наблюдения,
длительные (цель – установление причинно-следственных связей и
зависимостей)
итоговые (цель – обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).
В целях закрепления представлений о мире природы, полученные детьми
в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы
фиксации наблюдаемого : календари природы и погоды, дневники
наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за
птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация наблюдаемого даст
детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту,
поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции,
которые ребенок испытал, пережил в процессе организуемых наблюдений
за миром природы.
Широко в практике работы дошкольных образовательных организаций
используется наглядный иллюстрированный материал, который стимулирует
познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы; помогает
закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе
непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей
представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в
данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме
того, в процессе использования наглядного иллюстрированного материала
дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе
(например, сезонные изменения в природе). Использование данного
материала способствует также обобщению и систематизации у детей
информации природоведческого содержания и характера.
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Поэтому, наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение.
Несложные опыты и экспериментирование
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в детстве, когда ребенок знакомится с предметами и осваивает сенсорные эталоны. С помощью экспериментирования ему легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире, удовлетворить свою любознательность.
Цель: создание условий для развития у дошкольников исследовательской деятельности. Формирование и расширение представлений об объектах через практическое познание.
Задачи:
- знакомить детей с окружающим миром;
- формировать представления о предметах, их свойствах и качествах;
- развивать речь, память, внимание, мелкую моторику, координацию движений, сенсорное восприятие.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Чтобы вовлечь дошкольников в экспериментальную деятельность, необходимы:
- совместная работа воспитателя и детей;
- помощь воспитателя;
- реальные практические действия детей;
- дробление одной процедуры (процесса) на несколько мелких;
- работа по желанию детей.
Важные нюансы:
- Маленького ребенка надо обучить культуре проведения опыта.
- В процессе работы необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы ребенок сам смог прийти к выводу и решить проблему (например, попытавшись слепить пирожки из сухого песка, он сделает вывод, что для этого песок нужно намочить); если ребенок затрудняется – помогите ему.
- Воспитатель ведет ребенка от простого к сложному, от ощущения к понятию, от конкретного к обобщению.
- Отношения ребенка и воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности и представлении малышу свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Занятия повторяются – для лучшего восприятия и осмысления.
- Способы проведения опытов: демонстрационные – исследование организует педагог, индивидуальные – опыт ставит каждый ребенок, и групповые. Самый эффективный способ – это когда дошкольник провел опыт самостоятельно.
- Важен не только опыт, но и связь результатов данной деятельности с повседневной жизнью, наблюдениями, трудом и использование их в играх.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.
«Вода»
Знакомство с водой и ее свойствами. Прозрачная, но если ее окрасить, например в синий цвет, то становится синей; без вкуса, но если добавить соль, станет соленой, если положить сахар – сладкой; без запаха, но если капнуть, например валерианы, приобретает ее запах. Не имеет формы, но если ее налить в кувшин, приобретает форму кувшина.
Самостоятельная деятельность детей. Вылавливание шариков из воды (тонут или плавают, переливание из кувшина в кувшин, водяная мельница.
«Песок»
Исследование песка и его свойств. Сухой песок – сыпется (через сито, воронку, а влажный лепится и не сыпется через воронку; состоит из маленьких камешков – песчинок.
Самостоятельная деятельность детей. Рисование на песке, следы и отпечатки, «Веселые куличики», «Найди игрушку», «Песочная мельница» и т. п.
«Твердый – мягкий»
Познакомить со свойствами камня и глины (камень – твердый, глина – мягкая, если стучать камнем – громкий звук, а глиной – тихий).
Самостоятельная деятельность детей. Постройка домика для черепашки из камней, сооружение дорожки из камней, сортировка камней; лепка шариков из глины и т. п.
«Воздух»
Знакомство со свойствами воздуха и его значением (дует ветерок, дуем на кораблик в воде, дуем через трубочку в воду – это воздух). Надуваем шарик, а затем выпускаем оттуда воздух – он дует на детей. Воздух везде вокруг нас, и мы им дышим.
Самостоятельная работа. Дети дуют на кораблик в воде, дуют через трубочку в воде, машут веером. Педагог помогает сделать вывод: воздух необходим человеку.
«Крупы»
Учить различать крупы и бобовые (манка, гречка, горох, фасоль, называть их. Рассказать, что можно из них приготовить.
Самостоятельная работа. Сортировка круп, игра «Найди игрушку в фасоли».
«Магнит»
Познакомить с магнитом и его свойствами (какие предметы магнитятся, а какие нет.
Самостоятельная деятельность детей. Поднять скрепку или какой – либо другой предмет со дна бутылки магнитом.
«Лупа»
Познакомить с лупой и ее свойствами. Лупа увеличивает предметы.
Самостоятельная деятельность детей. Работа с лупой.
Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.