Ольга Шаматова
Экологическая викторина «Наши верные друзья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи занятия
Формирование у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Сообщить знания детей о птицах, животных, природе. Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методические приемы
Создание игровой ситуации, вопросы к детям, вопросы проблемного характера, создание проблемных ситуаций, демонстрация наглядных материалов, картин, сообщение новых знаний, игровые задания, действия, художественное слово, физкультминутка – Игра «Летает, плавает, бегает»
Публикация «Экологическая викторина „Наши верные друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Материалы и оборудование
Проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация (слайды к заданиям №2, №3, №5, №8, фон леса с изображением лесного пруда и картинки к нему (белка, сова, ёж, дятел, водомерка, лягушка, крот, бобёр,, корзинка с яичками, картинки знакомых детям птиц, медальки, несколько наборов разрезных картинок страуса и жирафа, большой плакат с ошибками в повадках и внешнем виде зверей.
Предварительная работа
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Экологические цепочки», рассматривание альбомов: «Живая природа», «Неживая природа»; рассматривание иллюстраций леса в разные времена года; чтение рассказов о природе:В. Бианки,М. Пришвина, Н. Сладкова,Е Чарушина; сказок, разгадывание загадок о животных и птицах, просмотр мультфильмов про бобра и крота; разучивание стихов о правилах поведения в лесу, наблюдения на прогулке
Индивидуально-дифференцированный подход.
Детей с низким уровнем развития побуждать ответить на вопросы, выполнять задания; детям с высоким уровнем развития задавать вопросы проблемного характера
Ход занятия.
Идёт Ворона с корзинкой. Крадётся.
Восп-ль: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Наши верные друзья».
Ворона натыкается на ведущего. Пугается на минуту, потом быстро приходит в себя.
Ворона: Что это вы тут расшумелись? Зачем собрались? Сидели бы дома себе, отдыхали.
Восп-ль: А мы собрались здесь поиграть - да поговорить о лесе и его обитателях.
Ворона (льстиво) : Хорошее дело, мои касатики. (Корзину прячет за спину и пятится).
Восп-ль: А что это ты, ворона, прячешь?
Ворона: Да так, ничего, подарочек деткам-птенцам несу.
Восп-ль (заглядывает в корзину) : Ой, что это такое? Да тут яички. Что это ты, Ворона, за старое принялась? Слыхано ли дело – птиц обижать, у них яички таскать. Видно нет у тебя, Ворона, ни стыда, ни совести.
Ворона: А защитнички! А сами-то сами, на себя посмотрите. Как в лесу себя ведё те: и деревья ломаете, и птенцов таскаете, и костры жгете, мусор оставляете.
Восп-ль: Ты ошибаешься, Ворона, наши ребята так себя не ведут. Они знают правила поведения в лесу. Вот слушай.
1. Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Как себя в лесу вести
Чтоб не стало плохо».
2. Плохо мусор размножать
Налево и направо.
Зверей и птичек обижать
Гнусная забава.
3. Если ты гнездо нашёл,
Ты его не трогай.
Проходи скорее ты
Окружной дорогой.
4. Тихо ты в лесу ходи,
Не пугай синичек.
Тишина нужна
Для зверят и птичек.
5. Хорошо, когда росток
Сам в лесу посадишь,
Или сломанный сучок
К дереву приладишь.
6. Мальчик радостный пошёл
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду плохо».
Ворона: Ох, касатики мои, умненькие, разумненькие. Простите меня, глупую. Можно, я с вами посижу, погляжу, ума-разума наберусь
Восп-ль: Хорошо, сиди.
Ворона садится, а в сторону говорит: Ишь ты, ещё срамят меня. Проучу я вас. Будете знать, как Ворону уважать, Вороне честь оказывать
Ворона: Ну, начинайте там свою эка… эка… экалагическую викторину
Восп-ль: Ребята, мы с вами сегодня будем выполнять разные интересные задания. За каждый правильный ответ вы получите по 1медали. А в конце мы узнаем, кто из нас самый сообразительный
Задание 1. «Где, кто живет»
Здесь в лесу (фон леса с изображением лесного пруда) живут разные животные
Надо правильно расположить где, кто живёт (белка, сова, ёж, водомерка, дятел, лягушка, крот, бобёр)
Дети выполняют задание (вставляют нужную картинку живого объекта).
Ворона в это время даё т неправильные подсказки:
«Сюда, сюда ставь….
Нет, нет, не сюда, не сюда ….
Ну, вот, надо было меня слушать»
Восп-ль: Ворона, не мешай, наши дети правильно выполнят задание
Задание 2. «Загадочные картинки»
А сейчас будем выполнять более сложное задание. По отдельным частям тела узнать животное, птицу.
На экране поочередно появляются слайды: ухо рыси, ухо филина, хвост глухаря, лапа крота, рога лося.
При выполнении задания воспитатель задает уточняющие вопросы о повадках, о способах питания.
Задание 3 «Чей нос, чьи лапы»
Пошли птицы на базар покупать себе носы и лапы. Давайте им поможем.
Ребенок объясняет, почему такой клюв нужен этой птице.
Ворона: Может быть, мне тоже нос свой поменять?
Вот этот мне очень нравится.
Восп-ль: Ребята, стоит ли Вороне менять нос?
(ответы детей – дополнительные медальки)
Нос короткий. Таким носом неудобно из земли жучков, червячков вынимать. Ну, Ворона, насмешила. Ты не только будешь смешно выглядеть, но и глупо.
Ворона Нет, такой хороший нос мне самой нужен (хвастается)
Задание 4 «Кто больше знает птиц»
На столе разложены картинки знакомых детям птиц
Восп-ль: Нужно назвать птицу, которую ты знаешь, и найти её среди других птиц
Ворона: Ой, что-то я тут засиделась с вами. Надо нам косточки размять
Игра называется «Летает, плавает, бегает»
Я назову вам объект живой природы, а вы должны изобразить, как он передвигается.
Ворона называет разных животных ( например: при слове «зайчик» дети начинают бежать или прыгать на месте; при слове «карась» имитируют плавающую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы
Молодцы! Уважили вы меня!
Ну, где там еще наши задания. Сейчас всё угадаю
Задание 5 «Смешенные рисунки»
(отгадывание животных по силуэтам)
На экране поочередно появляются слайды с силуэтами животных.
Ворона Ой, что-то не пойму, какие животные изображены на картине?
Дайте я, дайте я попробую (старается угадать животное. Называет неправильно. Дети исправляют)
Задание 6 «Что было бы, если из леса исчезнет…»
Восп-ль: А представьте себе, если из нашего леса убрать всех насекомых. Что бы произошло с остальными жителями?
А если исчезнут птицы?
А если пропадут ягоды?
А если не будет грибов?
А если уйдут из леса зайцы?
За каждые интересные ответы дети получают медальки.
Восп-ль: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны между собой. Они друг без друга не смогут обходиться.
Задание 7 «Найди ошибки»
Восп-ль: Ребята, а здесь художник что-то напутал. Кто увидел ошибки?
На большом плакате изображен лес в зимнее время года. Дети рассматривают его, находят ошибки (например, ёж ползёт по снегу; медведь гуляет по лесу; летают насекомые и т. д.)
Ворона пытается детей путать
Задание 8 «Собери из разрезных картинок: страуса, жирафа»
Воспитатель предлагает желающим детям подойти к столу и собрать из разрезных картинок страуса, жирафа
В конце задания на экране появляются картинки страуса, жирафа и рассказ воспитателя о них
Восп-ль: Страус: рост 3м. Хотя не летает, но бегает так быстро, что может обогнать скачущую лошадь. Яйцо в 20 раз больше куриного. Очень сильный, ударом лапы он может не только сбить с ног, но и убить человека.
Жираф: Самое высокое животное. В одном зоопарке есть жираф, которому 9 лет и рост у него чуть больше 6м. Это высота 2-х этажного дома. Язык жирафа – полметра.
Ворона: Подумаешь, ничего особенного, тоже удивили. А вот у нас в лесу есть знаменитости так знаменитости. Чудо. На работу наших ткачей смотреть залюбуешься. Целыми днями трудятся они. Работают споро, 8 ногами. Торопятся к сроку сплести шелка.
А нашего портного каждый лесной житель знает. Он не расстаётся с иголками ни днём, ни ночью. Чудо-лекарь целыми днями выстукивает больные деревья. Он следит за их здоровьем.
А есть такой у нас житель, ну прямо талантище, на все руки мастер: он и дровосек, и землекоп, и строитель.
А одного жителя так и назвали лесной кошкой за то, что ночью вылетает на охоту и имеет зоркий глаз, как и кошка.
Восп-ль: Да, много интересных жителей в нашем лесу: и доктор, и ткач, и портной, и крылатая кошка; а один и дровосек, и строитель, и землекоп в одном лице
Ребята, о каких лесных жителях рассказала Ворона?
Ворона: А вы-то не знаете, кто это!
(Ответы детей)
Ворона: Все умельцы, все талантливые, как и я
Восп-ль: А что ты?
Ворона: Я тоже необычайно талантлива. Считать умею? Умею. Петь умею. Все думают, что я только каркаю. А мы, вороны, можем петь и по-соловьиному, и по-петушиному. Можем изобразить и мяуканье кошки, и кудахтанье кур, и даже вашу человеческую речь. Вот какие мы, вороны, умные, талантливые.
Восп-ль: Но ты Ворона не больно зазнавайся. Мы ещё не забыли о твоих воровских замашках. А вам, ребята, я хочу сказать: Ворона правду о себе рассказала. Учёные действительно считают Ворону самой умной птицей. И вы увидели, что не случайно.
Ворона: Как приятно, что и обо мне наконец-то вспомнили!
Восп-ль: Подошла к концу наша викторина. Давайте с вами посчитаем у кого больше медалей. (Дети считают) В нашей викторине победил (называют победителя).
Вы все, ребята, молодцы! Активно принимали участие, правильно отвечали на вопросы и вас всех ждут призы. (Оглядывается). А где призы?
Ворона, это твоих лап дело? Ну-ка верни призы!
Ворона: Да я и сама уже хотела вернуть, разве можно оставить таких умненьких, разумненьких ребят без подарочков.
РАЗДАЮТ ПОДАРКИ ВОСПИТАТЕЛЬ И ВОРОНА
Ворона: Ребята, (искренне) простите меня! Я больше не буду разбойничать. Честное воронье слово. Я исправлюсь. Я буду жить возле вас – людей. Здесь еды много можно найти, а в холодные дни вы мне не дадите с голоду умереть, мои добренькие касатики. А я в долгу уж не останусь. Буду вам добром платить, верную службу служить.
Прощаются с вороной.
Литература:
Богданец Т. «Охранять среду обитания – наша задача»/БогданецТ. // Дошкольное воспитание. -2006г. -№7- Обучающие дидактические игры по экологии для дошкольного возраста
Выготский Л. С. «Проблема возраста»/Выготский Л. С. // М. : издательство МГУ, 1998г.
Газина О. «Играя, познаем природу»/Газина О. // Дошкольное воспитание.
-2006г. -№7-.Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста
Зотова Н. С. «Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»/Зотова Н. С. // Теория и практика дополнительного образования. -2006г. -№4
Кломина Н. В. «Воспитание экологической культуры в детском саду»./Кломина Н. В. // М: «Сфера» -2005г.
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». /Николаева С. Н// М, 1995г.
Программа Васильева М. А. // М: Просвещение, 1993г.
Рекомендации организаторам экологических игр. /Составил Шишкина О. В. //М. : ГОДОД ФЦРСДОД, 2005Г.
Эльконин Д. Б. «Психология развития» /Учебное пособие для студентов вузов. // М: 2001г.