Лучший педагог года

Экологическая викторина «Наши верные друзья» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Шаматова
Экологическая викторина «Наши верные друзья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи занятия

Формирование у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Сообщить знания детей о птицах, животных, природе. Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приемы

Создание игровой ситуации, вопросы к детям, вопросы проблемного характера, создание проблемных ситуаций, демонстрация наглядных материалов, картин, сообщение новых знаний, игровые задания, действия, художественное слово, физкультминутка – Игра «Летает, плавает, бегает»

Публикация «Экологическая викторина „Наши верные друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материалы и оборудование

Проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация (слайды к заданиям №2, №3, №5, №8, фон леса с изображением лесного пруда и картинки к нему (белка, сова, ёж, дятел, водомерка, лягушка, крот, бобёр,, корзинка с яичками, картинки знакомых детям птиц, медальки, несколько наборов разрезных картинок страуса и жирафа, большой плакат с ошибками в повадках и внешнем виде зверей.

Предварительная работа

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Экологические цепочки», рассматривание альбомов: «Живая природа», «Неживая природа»; рассматривание иллюстраций леса в разные времена года; чтение рассказов о природе:В. Бианки,М. Пришвина, Н. Сладкова,Е Чарушина; сказок, разгадывание загадок о животных и птицах, просмотр мультфильмов про бобра и крота; разучивание стихов о правилах поведения в лесу, наблюдения на прогулке

Индивидуально-дифференцированный подход.

Детей с низким уровнем развития побуждать ответить на вопросы, выполнять задания; детям с высоким уровнем развития задавать вопросы проблемного характера

Ход занятия.

Идёт Ворона с корзинкой. Крадётся.

Восп-ль: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Наши верные друзья».

Ворона натыкается на ведущего. Пугается на минуту, потом быстро приходит в себя.

Ворона: Что это вы тут расшумелись? Зачем собрались? Сидели бы дома себе, отдыхали.

Восп-ль: А мы собрались здесь поиграть - да поговорить о лесе и его обитателях.

Ворона (льстиво) : Хорошее дело, мои касатики. (Корзину прячет за спину и пятится).

Восп-ль: А что это ты, ворона, прячешь?

Ворона: Да так, ничего, подарочек деткам-птенцам несу.

Восп-ль (заглядывает в корзину) : Ой, что это такое? Да тут яички. Что это ты, Ворона, за старое принялась? Слыхано ли дело – птиц обижать, у них яички таскать. Видно нет у тебя, Ворона, ни стыда, ни совести.

Ворона: А защитнички! А сами-то сами, на себя посмотрите. Как в лесу себя ведё те: и деревья ломаете, и птенцов таскаете, и костры жгете, мусор оставляете.

Восп-ль: Ты ошибаешься, Ворона, наши ребята так себя не ведут. Они знают правила поведения в лесу. Вот слушай.

1. Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Как себя в лесу вести

Чтоб не стало плохо».

2. Плохо мусор размножать

Налево и направо.

Зверей и птичек обижать

Гнусная забава.

3. Если ты гнездо нашёл,

Ты его не трогай.

Проходи скорее ты

Окружной дорогой.

4. Тихо ты в лесу ходи,

Не пугай синичек.

Тишина нужна

Для зверят и птичек.

5. Хорошо, когда росток

Сам в лесу посадишь,

Или сломанный сучок

К дереву приладишь.

6. Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

«Буду делать хорошо

И не буду плохо».

Ворона: Ох, касатики мои, умненькие, разумненькие. Простите меня, глупую. Можно, я с вами посижу, погляжу, ума-разума наберусь

Восп-ль: Хорошо, сиди.

Ворона садится, а в сторону говорит: Ишь ты, ещё срамят меня. Проучу я вас. Будете знать, как Ворону уважать, Вороне честь оказывать

Ворона: Ну, начинайте там свою эка… эка… экалагическую викторину

Восп-ль: Ребята, мы с вами сегодня будем выполнять разные интересные задания. За каждый правильный ответ вы получите по 1медали. А в конце мы узнаем, кто из нас самый сообразительный

Задание 1. «Где, кто живет»

Здесь в лесу (фон леса с изображением лесного пруда) живут разные животные

Надо правильно расположить где, кто живёт (белка, сова, ёж, водомерка, дятел, лягушка, крот, бобёр)

Дети выполняют задание (вставляют нужную картинку живого объекта).

Ворона в это время даё т неправильные подсказки:

«Сюда, сюда ставь….

Нет, нет, не сюда, не сюда ….

Ну, вот, надо было меня слушать»

Восп-ль: Ворона, не мешай, наши дети правильно выполнят задание

Задание 2. «Загадочные картинки»

А сейчас будем выполнять более сложное задание. По отдельным частям тела узнать животное, птицу.

На экране поочередно появляются слайды: ухо рыси, ухо филина, хвост глухаря, лапа крота, рога лося.

При выполнении задания воспитатель задает уточняющие вопросы о повадках, о способах питания.

Задание 3 «Чей нос, чьи лапы»

Пошли птицы на базар покупать себе носы и лапы. Давайте им поможем.

Ребенок объясняет, почему такой клюв нужен этой птице.

Ворона: Может быть, мне тоже нос свой поменять?

Вот этот мне очень нравится.

Восп-ль: Ребята, стоит ли Вороне менять нос?

(ответы детей – дополнительные медальки)

Нос короткий. Таким носом неудобно из земли жучков, червячков вынимать. Ну, Ворона, насмешила. Ты не только будешь смешно выглядеть, но и глупо.

Ворона Нет, такой хороший нос мне самой нужен (хвастается)

Задание 4 «Кто больше знает птиц»

На столе разложены картинки знакомых детям птиц

Восп-ль: Нужно назвать птицу, которую ты знаешь, и найти её среди других птиц

Ворона: Ой, что-то я тут засиделась с вами. Надо нам косточки размять

Игра называется «Летает, плавает, бегает»

Я назову вам объект живой природы, а вы должны изобразить, как он передвигается.

Ворона называет разных животных ( например: при слове «зайчик» дети начинают бежать или прыгать на месте; при слове «карась» имитируют плавающую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы

Молодцы! Уважили вы меня!

Ну, где там еще наши задания. Сейчас всё угадаю

Задание 5 «Смешенные рисунки»

(отгадывание животных по силуэтам)

На экране поочередно появляются слайды с силуэтами животных.

Ворона Ой, что-то не пойму, какие животные изображены на картине?

Дайте я, дайте я попробую (старается угадать животное. Называет неправильно. Дети исправляют)

Задание 6 «Что было бы, если из леса исчезнет…»

Восп-ль: А представьте себе, если из нашего леса убрать всех насекомых. Что бы произошло с остальными жителями?

А если исчезнут птицы?

А если пропадут ягоды?

А если не будет грибов?

А если уйдут из леса зайцы?

За каждые интересные ответы дети получают медальки.

Восп-ль: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны между собой. Они друг без друга не смогут обходиться.

Задание 7 «Найди ошибки»

Восп-ль: Ребята, а здесь художник что-то напутал. Кто увидел ошибки?

На большом плакате изображен лес в зимнее время года. Дети рассматривают его, находят ошибки (например, ёж ползёт по снегу; медведь гуляет по лесу; летают насекомые и т. д.)

Ворона пытается детей путать

Задание 8 «Собери из разрезных картинок: страуса, жирафа»

Воспитатель предлагает желающим детям подойти к столу и собрать из разрезных картинок страуса, жирафа

В конце задания на экране появляются картинки страуса, жирафа и рассказ воспитателя о них

Восп-ль: Страус: рост 3м. Хотя не летает, но бегает так быстро, что может обогнать скачущую лошадь. Яйцо в 20 раз больше куриного. Очень сильный, ударом лапы он может не только сбить с ног, но и убить человека.

Жираф: Самое высокое животное. В одном зоопарке есть жираф, которому 9 лет и рост у него чуть больше 6м. Это высота 2-х этажного дома. Язык жирафа – полметра.

Ворона: Подумаешь, ничего особенного, тоже удивили. А вот у нас в лесу есть знаменитости так знаменитости. Чудо. На работу наших ткачей смотреть залюбуешься. Целыми днями трудятся они. Работают споро, 8 ногами. Торопятся к сроку сплести шелка.

А нашего портного каждый лесной житель знает. Он не расстаётся с иголками ни днём, ни ночью. Чудо-лекарь целыми днями выстукивает больные деревья. Он следит за их здоровьем.

А есть такой у нас житель, ну прямо талантище, на все руки мастер: он и дровосек, и землекоп, и строитель.

А одного жителя так и назвали лесной кошкой за то, что ночью вылетает на охоту и имеет зоркий глаз, как и кошка.

Восп-ль: Да, много интересных жителей в нашем лесу: и доктор, и ткач, и портной, и крылатая кошка; а один и дровосек, и строитель, и землекоп в одном лице

Ребята, о каких лесных жителях рассказала Ворона?

Ворона: А вы-то не знаете, кто это!

(Ответы детей)

Ворона: Все умельцы, все талантливые, как и я

Восп-ль: А что ты?

Ворона: Я тоже необычайно талантлива. Считать умею? Умею. Петь умею. Все думают, что я только каркаю. А мы, вороны, можем петь и по-соловьиному, и по-петушиному. Можем изобразить и мяуканье кошки, и кудахтанье кур, и даже вашу человеческую речь. Вот какие мы, вороны, умные, талантливые.

Восп-ль: Но ты Ворона не больно зазнавайся. Мы ещё не забыли о твоих воровских замашках. А вам, ребята, я хочу сказать: Ворона правду о себе рассказала. Учёные действительно считают Ворону самой умной птицей. И вы увидели, что не случайно.

Ворона: Как приятно, что и обо мне наконец-то вспомнили!

Восп-ль: Подошла к концу наша викторина. Давайте с вами посчитаем у кого больше медалей. (Дети считают) В нашей викторине победил (называют победителя).

Вы все, ребята, молодцы! Активно принимали участие, правильно отвечали на вопросы и вас всех ждут призы. (Оглядывается). А где призы?

Ворона, это твоих лап дело? Ну-ка верни призы!

Ворона: Да я и сама уже хотела вернуть, разве можно оставить таких умненьких, разумненьких ребят без подарочков.

РАЗДАЮТ ПОДАРКИ ВОСПИТАТЕЛЬ И ВОРОНА

Ворона: Ребята, (искренне) простите меня! Я больше не буду разбойничать. Честное воронье слово. Я исправлюсь. Я буду жить возле вас – людей. Здесь еды много можно найти, а в холодные дни вы мне не дадите с голоду умереть, мои добренькие касатики. А я в долгу уж не останусь. Буду вам добром платить, верную службу служить.

Прощаются с вороной.

Литература:

Богданец Т. «Охранять среду обитания – наша задача»/БогданецТ. // Дошкольное воспитание. -2006г. -№7- Обучающие дидактические игры по экологии для дошкольного возраста

Выготский Л. С. «Проблема возраста»/Выготский Л. С. // М. : издательство МГУ, 1998г.

Газина О. «Играя, познаем природу»/Газина О. // Дошкольное воспитание.

-2006г. -№7-.Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

Зотова Н. С. «Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»/Зотова Н. С. // Теория и практика дополнительного образования. -2006г. -№4

Кломина Н. В. «Воспитание экологической культуры в детском саду»./Кломина Н. В. // М: «Сфера» -2005г.

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». /Николаева С. Н// М, 1995г.

Программа Васильева М. А. // М: Просвещение, 1993г.

Рекомендации организаторам экологических игр. /Составил Шишкина О. В. //М. : ГОДОД ФЦРСДОД, 2005Г.

Эльконин Д. Б. «Психология развития» /Учебное пособие для студентов вузов. // М: 2001г.

Публикации по теме:

Макет по экологии «Саванны»Макет по экологии «Саванны» Макет «САВАННЫ» Возрастная особенность: старшая и средняя группа Цель: развитие речи и изучение животного мира саванн Дидактические задачи:.

Макет по экологии «Подводный мир»Макет по экологии «Подводный мир» Макет «ПОДВОДНЫЙ МИР» Возрастная особенность: старшая и средняя группа Цель: развитие речи и изучение подводного животного мира Дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая викторина «Наши верные друзья» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2014 в 14:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая викторина «Наши верные друзья» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шаматова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД