Альфинур Муллаянова
Экологическая тропа на территории ДОУ для дошкольных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа на территории
МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги (дошкольные группы)
Воспитатели: Муллаянова А. Р., Мыльникова З. Г.
Главная экологическая идея – это понимание того, что любой живой организм связан со средой обитания посредством приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни в природе.
Публикация «Экологическая тропа на территории ДОУ для дошкольных групп» размещена в разделах
Важно, чтобы ребенок осваивал экологические понятия уже в дошкольном возрасте, осознанно выполнял нормы поведения в природе, проявлял умение и желание беречь и защищать природу, понимал важность охраны природы.
Формирование представлений о росте и развитии растений у детей дошкольного возраста и их взаимосвязь с сезонными изменениями в природе – центральная проблема в изучении скрытых природных закономерностей. Детям сложно устанавливать причинно-следственные связи между изменениями погоды и состоянием живой природы: почему осенью, например, становится холоднее и опадают листья на деревьях, улетают перелетные птицы? Дети не связывают изменения погоды и сезона с изменениями растительного мира, не отражают последовательность изменений растений по мере их роста и развития; не устанавливают связи живых организмов со средой обитания, определенными условиями жизни в природе. Эти проблемы обусловлены невидимыми, скрытыми взаимосвязями и закономерностями в природе, в то время как мышление ребенка опирается на наглядные образы и представления.
Именно эти особенности мышления определяют основные методы формирования представлений о росте и развитии растений у детей –наблюдения, экскурсии, игры, опыты, моделирование и труд в природе. Они обеспечивают непосредственный, практический контакт ребенка с природой.
Данные методы реализуются в процессе проектной деятельности, для чего на участке нашего детского сада создана экологическая тропа, специально оборудованный маршрут «Деревья», «Цветы», «Лекарственные растения».
Цель проекта:
Исследовать и разработать эколого-познавательные маршруты на территории детского сада.
Задачи:
1. Изучить различные источники информации по теме;
2. Определить ресурсы, необходимые для реализации проекта;
3. Разработать мини-модели различных природных экосистем для изучения условий обитания растений и животных.
Ресурсы:
1. Команда проекта
2. Информационные ресурсы
3. Материалы
4. Оборудование
5. Финансовые ресурсы
6. Время
1. Команда проекта
Ближнее окружение: родители
Среднее окружение
Воспитатели:
Муллаянова Альфинур Равилевна,
Мыльникова Занфира Гарифяновна Учитель биологии МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги
Бутузова Кристина Вадимовна
доцент кафедры биологии УрФУ Коровин Вадим Алексеевич, канд. биолог. наук
Дальнее окружение: интернет сообщество (блогеры, форумы, сайты)
Распределение работ
Участники проекта Содержание работ Аргументы
родители помощь в изготовлении модели «альпийская горка с лекарственными травами», транспорт. Совместное сотворчество
воспитатели информация к модели «пищевые цепочки» на примере насекомых почвы
Размещение материалов проекта в свои портфолио;
участие в интернет-конкурсах с выдачей сертификата для портфолио
Учитель биологии помощь в изучении растительности на территории ДОУ для изготовления схемы с названиями деревьев и кустарников самообразование
доцент кафедры биологии УрФУ Получение научной информации по теме;
Разработка QR кодов деревьев
Научный интерес к содержанию проекта, технологии QR кодов для изучения деревьев
Интернет – сообщество помощь в размещении публикаций, ссылок онлайн-трансляций на своих ресурсах; разработке интересных идей по теме Увеличение количества просмотров и лайков
2. Информационные ресурсы
Литературные источники, электронные ресурсы (публикации, презентации, фото-, видео-, аудиозаписи.
3. Материалы
- Листы фанеры для информационных стендов:
1. «Альпийская горка»,
2. «Пищевые цепи в природе»,
3. Маршруты деревьев участка
4. «Виды почв»
- ламинат для табличек с QR кодами растений;
- почва: песок, глина, перегной;
- растения для альпийской горки, в том числе лекарственные.
4 Оборудование
- Транспорт для доставки материалов;
- Инструменты: лопатка садовая.
5. Финансовые ресурсы
Самообеспечение
6. Время
Срок реализации проекта: май – сентябрь 2021 г.
Для создания экологической тропы в дошкольных группах МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги разработан план действий:
1. Исследовать территорию, выбрать подходящие объекты и места остановок,
2. Оформить схему маршрутов.
3. Выбрать информацию о растениях и оформить QR-коды.
4. Создать мини-модели различных экосистем (альпинарий, «пищевые цепи в природе», карта деревьев участка, виды почв).
5. Разработать правила экологической тропы.
Альпинарий
Альпинарий - сад из камней и растений, размером не меньше 2,5х1,5 метра.
Он имеет объемную конструкцию, включающую несколько разновысотных слоев. При его сооружении необходимо соблюдать определенные правила. Это касается как выбора грунта и камней, так и подбор списка растений для альпийской горки. Только удачное сочетание камней, деревьев, цветов и декоративных растений даст желаемый результат.
Основные правила подбора растений для горки
• Отдавайте предпочтение низкорослым и компактным формам растений, чтобы они были пропорциональны размеру самого альпинария. Это важно, чтобы камни оставались хорошо видны в любое время года.
• Совпадение ритма цветения, темпа развития и роста, а также схожесть условий выращивания.
• Весьма важный момент - интенсивность кущения и разрастания. Если не обратить на него внимания, растения, которые стремительно наращивают массу, могут «задавить» соседей.
• Учитывайте климат, почвы и другие особенности местности и то, насколько они подходят для выбранных растений.
• Выбор места для каждого растения. Теневыносливые следует укоренять в затененных местах, а светолюбивые – только на солнечных участках.
• Некоторые растения имеют «общие интересы», а другие, даже будучи очень маленькими, плохо воздействуют на те, что растут рядом (к примеру, так делают обриетта, резуха, мыльнянка, ясколка).
Лучше чередовать растения с разными сроками цветения: весенние медуницу, барвинок, черемшу, бадан, примулы с цветущими позже, но долго, иссопом, змееголовником. Красиво и ярко цветущие растения сочетают с декоративнолиственными.
Пищевые цепи в природе (на примере обитателей почвы)
Что такое "цепь питания"
Цепь питания это главная взаимосвязь животных, растений, насекомых для снабжения себя пищей (или являясь пищей). Цепь питания или по-другому пищевая цепь представляет из себя последовательный ряд питающихся друг за другом организмов. То есть каждое существо питается другим существом и сам является едой для других организмов. Отсюда и название "цепь", то есть последовательно, один за другим, это замкнутая система. В цепи могут состоять микроорганизмы, грибы, насекомые, растения, животные. Между ними существует четкое распределение - один является пищей, другой потребителем. Цепи питания, как животных, так и человека, обычно начинаются с растений.
Цепи питания можно составить не только на и в почве, так же и в воде, на небе, в лесостепи и так далее. Может быть и такое, что происходит объединение разных ярусов, животных, живущих на этих ярусах и растущих растений на них. Например, насекомое, обитающее на почве является пищей для птицы, которая обитает в воздухе, в верхнем ярусе. То есть, не обязательно, чтобы цепь питания состояла из животных и растений только с одного яруса.
Для того, чтобы составить примеры пищевых цепей в почве, нужно выяснить, кто же является жителем почвы, кто же может участвовать в этих цепях.
• Во-первых, это черви, личинки, насекомые.
• Во-вторых, это различные микроорганизмы, перегнившие растения, корни деревьев и других растущих организмов.
• В-третьих, это животные, такие как землеройка, медведка и птицы.
Зная жителей почвы, мы уже сможем составить цепи питания. Например:
• перегнившие остатки растений -> дождевые черви - воробьи;
• корень растения -> личинка муравья -> землеройки;
• корень растения -> жук - птицы.
• Листья растений-гусеницы- птицы
• Кора березы - личинки насекомых - мелкие птицы -
Широко распространены в почве дождевые черви, многоножки, личинки двукрылых и жуков, взрослые жуки, моллюски, муравьи, термиты.
Карта деревьев участка. QR коды деревьев
QR (Quick Response) в переводе означает «быстрый ответ (отклик)». Эти коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом в половину страницы формата А4. При помощи белых и черных квадратов эти данные кодируются. расшифровка осуществляется посредством специальных сканирующих устройств. QR-коды созданы самостоятельно воспитателем Муллаяновой А. Р. Для создания QR-кодов был использован сайт https://dewiar.com/.
Примеры QR-кодов
QR-коды с закодированной развернутой информацией по обьектам размещены на табличках с названиями растений.
Для экскурсии мы зашифровали информацию о древесном и кустарниковом составе, а также о птицах, которых можно встретить на территории дошкольных групп. Листы формата А4 были заламинированы, что позволяет их использовать неоднократно. Размещать эти листы надо таким образом, чтобы они не перегибались, это важно для считывания кодов.
На маршруте экологической тропы 14 остановок (фото 1) с информацией, зашифрованной с помощью QR-технологии о деревьях и кустарниках, произрастающих на территории, о цветущих растениях, лекарственных растениях, а также о птицах, которых можно встретить.
Рис. 1. Маршруты экологической тропы
Использование QR-технологии позволяет получать актуальную информацию о природе родного края, а также использовать современный способ хранения и передачи информации.
В дальнейшем планируем разработать квесты с QR -кодами различной тематики: «Зеленая аптека», «Сезонные изменения в природе», «Правила поведения в природе».
Виды почв
Для проведения опытов с почвой на экологической тропе созданы объекты, демонстрирующие разные виды почв, с помощью которых дети самостоятельно определяют их состав, свойства, наблюдают обитателей почвы. С этой целью разработана картотека опытов, с помощью которой дети ищут ответы на вопросы:
Есть ли в почве воздух?
Как образуется почва?
Из чего формировалась почва?
Каков состав почвы?
Кто живет в почве?
Какие бывают почвы?
Водопроницаемость почвы.
Результаты проекта
Работа на экологической тропе способствует формированию основных экологических понятий и взаимосвязей в природе. Дети устанавливают причинно-следственные связи между сезонными изменениями погоды и состоянием живой природы, растительного мира; отражают последовательность изменений растений по мере их роста и развития; устанавливают связи живых организмов со средой обитания посредством приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни в природе.
Список использованных ресурсов
1. Акимов А. Ю., Смирнов Д. В. Создание инструментальной системы для формирования и проведения квестов на открытой территории // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2(119). С. 7–16.
2. Коровкина А. В. Учебная экологическая тропа // География в школе. 2003. № 3.
3. Новенко Д. В. География. Практические работы на местности. 6–9 классы. М. : Дрофа, 1992.
4. Смирнов Д. В. Индикаторы, критерии и показатели оценки результатов дополнительного образования детей региональная // Материалы Республиканского методического семинара «Содержание и формы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования (второго поколения)», 25–26 марта 2015 г., г. Уфа, Республика Башкортостан. М. ; Уфа : Ин-т развития образования РБ, МОО «МАДЮТК», 2015.
5. Н. И. Шишкина Создание школьной экологической тропы с использованием QR-технологии, ЖУРНАЛ Педагогическое искусство, 2019
sozdanie-shkolnoy-ekologicheskoy-tropy-s-ispolzovaniem-qr-tehnologii
6. URL : https://dewiar.com/.
7. URL :https://gymn-green.wixsite.com/excursion/bloq