Дымбрылова Лия
Проект создания экологической тропы «Степная жемчужина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создания экологической тропы
«Степная жемчужина»
Пояснительная записка
Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность воспитательных, на котором дошкольники получают информацию о них. Включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Публикация «Проект создания экологической тропы „Степная жемчужина“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта
Значимость проекта обоснована проблематикой, связанной с вопросами бережного отношения человека к окружающей среде, в том числе к природному окружению. Экологические проблемы относятся к числу наиболее глобальных проблем современности и, в связи с этим, требующих первостепенного внимания и безотлагательного решения. В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) одной из стратегических целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, начиная с дошкольного возраста. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл запланированных мероприятий и экскурсий по экологической тропе.
Цель проекта : организация на территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Кулусутайский детский сад «Тополек» предметно-средового образовательного комплекса экологическая тропа «Степная жемчужина», включающего 9 локаций природоведческой направленности («Добро пожаловать!», «Лютики-цветочки», «Мельница времен», «Сказочный лес», «Двор Деда Кузьмича», «Эта чудесная Африка», «Пасека трех медведей», «В гостях у Водяного», «Зимний сад феи Фиалки», предназначенных для организации работы по ознакомлению воспитанников с миром природы.
Задачи проекта :
1. Обеспечить организационные условия реализации проекта : разработать пакет проектно-нормативной документации, регламентирующей процесс организации и функционирования экологической тропы.
2. Обеспечить материальные условия реализации проекта : приобрести специальное оборудование и материалы, необходимые для оборудования локаций экологической тропы.
3. Обеспечить методическую готовность педагогических работников МБДОУ к осуществлению образовательной деятельности на экологической тропе.
4. Организовать и провести торжественное открытие экологической тропы.
5. Внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Планируемые результаты проекта :
Организованный на территории МБДОУ Кулусутайский детский сад «Тополек» предметно-средовой образовательный комплекс экологическая тропа «Степная жемчужина», включающий 9 локаций природоведческой направленности.
Дети:
• Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
• Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
• Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители:
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия
экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера и проектной деятельности.
Педагоги:
• Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
• Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этапы создания и оформления тропы :
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки разного назначения : в помощь воспитателям, картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Составление плана по работе с детьми на каждой точке.
Тип проекта : познавательно –исследовательский, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели всех групп, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Основные формы реализации проекта :
Познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, эксперименты, НОД, игры в разные времена года и самостоятельная деятельность и др.
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
• Теоретический анализ состояния проблемы.
• Оценка собственных возможностей и ресурсов.
• Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
• Выбор оборудования и материалов для организации «экологической тропы» на территории детского сада;
• Составление плана мероприятий с детьми, педагогами и родителями.
2 этап - практический.
• Выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
• Создание объектов экологической тропы :
• «Добро пожаловать!»;
• «Лютики-цветочки»;
• «Мельница времен»;
• «Сказочный лес»;
• «Двор Деда Кузьмича»
• «Эта чудесная Африка»;
• «Пасека трех медведей»;
• «В гостях у Водяного»;
• «Зимний сад феи Фиалки»;
• «До новых встреч!».
3 этап - заключительный.
• Создание «Паспорта экологической тропы»;
• «Путешествие каждой возрастной группы по экологической тропе» (экскурсии).
Маршрут по экологической тропе представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому.
Описание зон экологической тропы :
1. «Добро пожаловать!». Это начало экологической тропы. Среди тополей стоят два домика, здесь живут хозяева Даурские Ежи Марфа и Федя.
2. «Лютики-цветочки». Это аллея из клумб с разнообразными цветами, расположенная по периметру участка детского сада. Необычная аллея вызывает интерес у детей. Здесь они устанавливают связь между растениями и насекомыми, любуются сочетанием различных красок. Рядом находится теневой навес для практической деятельности.
3. «Мельница времен». На открытой возвышенности стоит красивая, яркая каменная мельница. Вокруг нее стоит невысокий каменный забор. Внутри ограды растет пшеница и овес. Хозяин мельницы Шрек и его друг Осел. Шрек рассказывает о мельнице, для чего она нужна и какую пользу приносит человеку. Затем Шрек показывает поля пшеницы и овса. Дети знакомятся со злаковыми культурами, профессиями и мн. др.
4. «Сказочный лес». Он служит объектом для наблюдений за сезонными изменениями в природе. Здесь растут сосны, кустарники черемухи, дикой яблони, сирени, ильм.
5. «Двор Дедушки Кузьмича». На ней дети знакомятся с особенностями быта людей сельской местности, имитируют повадки домашних животных, которых видят здесь. Это барашек, ослик, свинки, лошадка, бычок, собачки. Имеется огород, на котором выращивается овощная культура: картофель, кабачки, свекла, огурцы, помидоры, морковь
6. «Эта чудесная Африка». Это место жительства жирафа, зебры, черепахи, льва, слона. Здесь дети знакомятся с климатом и жителями Африки и сравнительными характеристиками других материков.
7. «Пасека трех медведей». Здесь среди трех могучих тополей живет семейство сказочных медведей. У них есть небольшая пасека с пчелами и птичник, в котором они подкармливают птиц, а дети им в этом активно помогают, когда мишки спят.
8. «В гостях у Водяного». Здесь находятся водоемы: болото, озеро и море. Детям здесь очень нравится, они наблюдают за лягушками, знакомятся с жителями этих водоемов, и сказочными персонажами.
9. «Зимний сад феи Фиалки». Это сад комнатных и некоторых садовых растений. Так же здесь есть уголок Красной книги Забайкалья и Даурского заповедника (функционирует в зимнее время).
10. «До новых встреч!». Здесь завершается экологическая тропа «Степная жемчужина». Хозяева тропинки прощаются с гостями на участке, где свил гнездо аист на фоне пейзажа родного Торея.