Вера Ермилина
Экологическая грамотность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.»
В. Сухомлинский.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности. В стандарте ФГОС ДО пункт 4.6 сказано «… ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы … склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире … элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…». Существуют программы для детского сада по ознакомлению с окружающим миром, в рамках которых осуществляется познание дошкольником разнообразие растений, животных, птиц, насекомых, сезонных явлений. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, правильно оценить их и адекватно на них реагировать. Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности: игре, творчестве.
Темочки:
Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривании иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке аппликации. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения, прослушивание звуков природы: пение птиц, шаги по снегу, журчание воды и т. д. Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже с раннего возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Успех экологического воспитания могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с детьми:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживание;
- медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции;
- частые похвалы в адрес детей.
В своем опыте работы использовала проектную деятельность для развития у детей экологической культуры с раннего возраста. Проводились проекты такие как: «Осень в гости просим», «Весна идет – тепло несет».
Актуальностью проекта «Осень в гости просим» стала то, что большинство изменений в мире природы человек может замечать, чувствовать и переживать только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков и запахов. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления о родной природе полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так возможно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязей явлений и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
По результатам проекта сделала выводы, что проект помог заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе над проектом дети учились наблюдать, воспринимали происходящее вокруг них сезонные изменений – листопад, холодный дождь, ветер, пасмурное небо. Дети познакомились с качествами, как мокрый и грязный. У детей активизировался словарь по данной теме, учились называть цвета осенних листьев, при этом развивалось зрительное и слуховое восприятие.
Актуальность проекта «Весна идет – тепло несет» является воспитание у детей любви и уважение к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с окружающего его мира: людей, живой и неживой природы. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о ее объектах и явлений. Тема была выбрана в последний месяц зимы. Была разработана для реализации ранней весной, что бы дети наглядно могли наблюдать за изменениями происходящие в природе.
По результатам проекта сделаны выводы, что дети научились выявлять признаки весны, наблюдать за изменениями, обогатился словарь по данной теме.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных чувственных представлений об объектах и явлений природы окружающих детей.