Приложение МААМ

Экологическая грамотность детей дошкольного возраста

Вера Ермилина
Экологическая грамотность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы с

безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума.»

В. Сухомлинский.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности. В стандарте ФГОС ДО пункт 4.6 сказано «… ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы … склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире … элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…». Существуют программы для детского сада по ознакомлению с окружающим миром, в рамках которых осуществляется познание дошкольником разнообразие растений, животных, птиц, насекомых, сезонных явлений. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, правильно оценить их и адекватно на них реагировать. Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности: игре, творчестве.

Темочки:

Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривании иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке аппликации. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения, прослушивание звуков природы: пение птиц, шаги по снегу, журчание воды и т. д. Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже с раннего возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Успех экологического воспитания могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с детьми:

- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживание;

- медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением;

- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

- использование приемов, вызывающих положительные эмоции;

- частые похвалы в адрес детей.

В своем опыте работы использовала проектную деятельность для развития у детей экологической культуры с раннего возраста. Проводились проекты такие как: «Осень в гости просим», «Весна идет – тепло несет».

Актуальностью проекта «Осень в гости просим» стала то, что большинство изменений в мире природы человек может замечать, чувствовать и переживать только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков и запахов. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления о родной природе полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так возможно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязей явлений и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

По результатам проекта сделала выводы, что проект помог заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе над проектом дети учились наблюдать, воспринимали происходящее вокруг них сезонные изменений – листопад, холодный дождь, ветер, пасмурное небо. Дети познакомились с качествами, как мокрый и грязный. У детей активизировался словарь по данной теме, учились называть цвета осенних листьев, при этом развивалось зрительное и слуховое восприятие.

Актуальность проекта «Весна идет – тепло несет» является воспитание у детей любви и уважение к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с окружающего его мира: людей, живой и неживой природы. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о ее объектах и явлений. Тема была выбрана в последний месяц зимы. Была разработана для реализации ранней весной, что бы дети наглядно могли наблюдать за изменениями происходящие в природе.

По результатам проекта сделаны выводы, что дети научились выявлять признаки весны, наблюдать за изменениями, обогатился словарь по данной теме.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных чувственных представлений об объектах и явлений природы окружающих детей.

Публикации по теме:

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука»Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука» В июне на электронную почту детского сада пришло письмо с РУО Кабанского района с предложением принять участие в республиканской конференции.

Экологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»Цель: Создать условия для формирования.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Экологическая сказка «История появления маленького Ветерка» для детей старшего дошкольного возраста Доброго всем времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию экологическую сказку "История появления маленького Ветерка". Сказка.

Экологическая сказка «Красивые грибы» для детей дошкольного возрастаЭкологическая сказка «Красивые грибы» для детей дошкольного возраста Экологическая сказка "КРАСИВЫЕ ГРИБЫ" Автор: воспитатель I КК Афанасьева Марина Вячеславовна В лесу жил Ежик. Он был маленький, но очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая грамотность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июля 2024 в 16:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая грамотность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ермилина (УИ 1071489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД