Лучший педагог года

Экологическая грамотность детей дошкольного возраста

Вера Ермилина
Экологическая грамотность детей дошкольного возраста

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы с

безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума.»

В. Сухомлинский.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности. В стандарте ФГОС ДО пункт 4.6 сказано «… ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы … склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире … элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…». Существуют программы для детского сада по ознакомлению с окружающим миром, в рамках которых осуществляется познание дошкольником разнообразие растений, животных, птиц, насекомых, сезонных явлений. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ, некоторых биоценозов, приспособительных зависимостей живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают детям понять конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, правильно оценить их и адекватно на них реагировать. Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о своих переживаниях и впечатлениях, воплощение их в различной деятельности: игре, творчестве.

Публикация «Экологическая грамотность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривании иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности: рисованию, лепке аппликации. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения, прослушивание звуков природы: пение птиц, шаги по снегу, журчание воды и т. д. Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже с раннего возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Успех экологического воспитания могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с детьми:

- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживание;

- медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением;

- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

- использование приемов, вызывающих положительные эмоции;

- частые похвалы в адрес детей.

В своем опыте работы использовала проектную деятельность для развития у детей экологической культуры с раннего возраста. Проводились проекты такие как: «Осень в гости просим», «Весна идет – тепло несет».

Актуальностью проекта «Осень в гости просим» стала то, что большинство изменений в мире природы человек может замечать, чувствовать и переживать только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков и запахов. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления о родной природе полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так возможно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязей явлений и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

По результатам проекта сделала выводы, что проект помог заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе над проектом дети учились наблюдать, воспринимали происходящее вокруг них сезонные изменений – листопад, холодный дождь, ветер, пасмурное небо. Дети познакомились с качествами, как мокрый и грязный. У детей активизировался словарь по данной теме, учились называть цвета осенних листьев, при этом развивалось зрительное и слуховое восприятие.

Актуальность проекта «Весна идет – тепло несет» является воспитание у детей любви и уважение к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с окружающего его мира: людей, живой и неживой природы. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о ее объектах и явлений. Тема была выбрана в последний месяц зимы. Была разработана для реализации ранней весной, что бы дети наглядно могли наблюдать за изменениями происходящие в природе.

По результатам проекта сделаны выводы, что дети научились выявлять признаки весны, наблюдать за изменениями, обогатился словарь по данной теме.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных чувственных представлений об объектах и явлений природы окружающих детей.

Публикации по теме:

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука»Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука» В июне на электронную почту детского сада пришло письмо с РУО Кабанского района с предложением принять участие в республиканской конференции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая грамотность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июля 2024 в 16:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая грамотность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ермилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД