Елизавета Журавлева
Эффективное взаимодействие с родителями «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан ФГОС ДОУ, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Публикация «Эффективное взаимодействие с родителями „Мы вместе“» размещена в разделах
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Актуальность
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
В течение всех лет работы воспитателями, считаем работу с семьей необходимой. Без тесного сотрудничества ДОУ с семьей невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка.
Эффективность деятельности педагогов заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей, а в том, чтобы получить положительный результат, продукт этой совместной работы. Поэтому необходимо из года в год совершенствовать свои подходы, направления работы, формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Направления работы
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития мы работаем в следующих направлениях:
1. Информационно аналитическое направление
2. Наглядно информационное направление
3. Интеграция пяти образовательных областей
4. Досуговое направление
Работу с родителями мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
• "Круглый стол" по любой теме;
• тематические выставки;
• анкетирование, опрос на любые темы;
• консультации специалистов;
• семейные спортивные встречи;
• телефон доверия;
• открытые занятия для просмотра родителей;
• конкурс семейных талантов;
• сайт ДОУ.
Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы :
• Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
• Это учет индивидуальности ребенка;
• Это укрепление внутрисемейных связей;
• Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
• Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в нашей группе даёт положительные результаты.
Всей своей работой мы показываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе, важно не потому, что этого хотят воспитатели, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.
Информационно аналитическое направление
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению мы проводим:
• анкетирование
• опрос на заданную тему.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения используются нами при планировании организационно педагогической работы с родителями, а также для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.
Наглядно информационное направление
даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
• Различные демосистемы, в которых размещена информация разнообразного характера. Также на стендах размещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
• Нормативные документы.
• Объявления, приглашения к сотрудничеству.
• Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).
• Папки-передвижки.
• Фотовыставки.
• Обратная связь «Давайте пообщаемся».
• Уголок добрых дел.
Эти формы работы являются традиционными, но они необходимы для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Интеграция пяти образовательных областей.
Данное направление нацелено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей, знакомство родителей с образовательным процессом в группе.
Это направление включает:
• Общие, групповые собрания;
• Консультации и индивидуальные беседы;
• Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
• Совместное литературное творчество;
• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
• Совместные экскурсии;
• Открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
• Образовательные проекты. Мы активно используем в своей работе проектный метод. Он привлекателен тем, что позволяет сразу спланировать деятельность педагогов, детей и родителей в каком-либо направлении, видно, какую предварительную работу необходимо провести, как будет строиться образовательная деятельность, в какой форме будет итог проекта (вовлеченность родителей в совместную деятельность в среднем 89%);
• Совместное создание предметно развивающей среды;
• Телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей);
• Участие семей в конкурсах различного характера.
Досуговое направление
призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя растет.
По данному направлению можно организовать:
• праздники, которые можно закончить чаепитием;
• развлечения;
• знакомство с профессиями родителей;
• празднование дней рождения;
• спортивные мероприятия;
• семейные спортивные команды;
• интерактивные игры.
Выводы:
Таким образом, наша работа в группе строится так, чтобы родители не оставались созерцателями, а являлись активными участниками педагогического и воспитательного процесса.
Много различных форм работы с родителями опробировано, как традиционных, так и новых. Сейчас можно смело сказать, что во взаимодействии педагогов с семьей налицо положительная динамика. Привлечение родителей к жизни группы, детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
Создан положительный эмоциональный микроклимат в группе, обогатился опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов, сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье участников образовательно процесса.
Педагоги стали более инициативны, смелее, они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник, исчезает формальное общение.
Родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. В нашей группе вовлеченность родителей в образовательный процесс и совместную деятельность составляет в среднем 89%.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. У детей формируется чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, положительные самоощущения, уверенность в своих возможностях, в том, что они хорошие, что их любят. Дети задают больше вопросов в различных областях, проявляют инициативу там, где видят интерес и активность своих родителей. Ребята чувствуют себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видят тесное общение педагогов с их родителями. Налицо эмоциональный подъем, желание быть в центре всех игр, занятий, мероприятий.
И как результат - продуктивное творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей; положительное отношение родителей к ДОУ, высокая оценка его деятельности (многочисленные отзывы в адрес педагогов).