Получи документы

Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с разными видами детской деятельности

Вера Ивановна Ашихманова
Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с разными видами детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.

Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.

Публикация «Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с разными видами детской деятельности» размещена в разделах

Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!

На недельке «Насекомые» рассматриваем и изучаем жизнь насекомых. Вот ползет муравей - такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Его можно слепить, нарисовать, сделать аппликацию. На недельке «Весна пришла» наблюдая за первыми подснежниками, ребенок снова испытывает удивление и радость познания. На недельке «Транспорт» наблюдая с детьми за проезжающими мимо детского сада автобусом, подъемным краном, «пожарной» машиной, наблюдаем восторженные детские глаза, провожающие их взглядом.

Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А познав возможности рисования, лепки, аппликации дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков, лепки и аппликаций новым разнообразным содержанием. Дети младшего и старшего дошкольного возраста всегда находят объекты и темы для своих изображений окружающей жизни.

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Работа воспитателей, специалистов ДОУ в рамках единой темы недели и интеграция разных видов деятельности помогает ребёнку всесторонне ознакомиться, изучить и увидеть предмет, объект или явление с разных сторон. Отразить свои впечатления, полученные знания в продуктивной деятельности.

Например, запланировав рисование по теме «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить их с проезжающими по улице автомобилями, предлагает рассмотреть разные машины, понаблюдать за ними на улице, послушать об этом интересный рассказ, поиграть в игру «Перекрёсток». Зная о большом интересе детей к машинам, воспитатель планирует деятельность, в которой ребята смогут отразить свои впечатления.

Особое значение придаем взаимосвязи деятельности по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей, чтению художественной литературы.

Читаем детям сказки, рассказы, разучиваем с ними стихотворения, сочиняем вместе рассказы, загадки, стихи, небылицы. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание.

С целью активизации речи предлагаем им объяснить, что и как они нарисуют, а по их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Систематическое проведение такого анализа в итоге окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая деятельности способствует приобретению детьми умения создавать развернутые высказывания, и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительно эмоциональному отношению…

Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложение создать изображения на темы литературных произведений всегда находит живой, эмоциональный отклик у детей. Ребята рисовали почтальона из стихотворения С. Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита из одноименного произведению К. И. Чуковского.

Особенно нравится детям рисование обложки к сказкам. На тематической неделе «Книжки малышки» дети рисовали обложки к книгам сказок, делали книжные странички. Этому предшествовала интересная работа по знакомству с детской книгой, ее созданием. Воспитатели рассказывали детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др.).

Особое значение мы придаем и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов детской деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу.

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. Ценной в воспитательном отношении является ее взаимосвязь с изобразительной деятельностью, которая не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию игры. Для того чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить и осознать.

События, пережитые ребенком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями: в своем рисунке он рассказывает о том, во что и как играл. Отражение игр в рисунках, как показывает опыт, способствует углублению и обогащению содержания игр - они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.

Наблюдения за играми детей позволяют выделить наиболее распространенные сюжеты. Это поликлиника (больница, семья, аптека, магазин, пожарные, лётчики, строительство, школа и другие. Игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра.

Педагоги, стремясь обогатить содержание детских игр, обращают внимание на расширение их кругозора, это служит и обогащению изобразительной деятельности детей. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов, движений, голоса и других средств, что невозможно без воображения.

Воспитатели с детьми готовят для игры-драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, вызывает живой интерес к изобразительной деятельности, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществляются по сказкам. Предпочтение отдаём сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитываем и изобразительные возможности детей.

Связь изобразительной деятельности с играми-драматизациями может осуществляться со средней группы. Для игр-драматизаций используем такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», Волк и семеро козлят», «Заяц и еж» (по сказке братьев Гримм) и другие. В процессе подготовки к драматизациям этих сказок продумываем, что дети могли бы сделать для игры в изобразительной деятельности : раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (водка, козы) или нарисовать маски зайца, трех медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, идёт более живо и интересно, вызывает положительные эмоции, которые объединяют ребят общей радостью, оставляет глубокие впечатления.

В старшей и подготовительной группах, используем более сложные сказки, с большим числом персонажей, сюжетов, декораций.

Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи - как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка. Работами детей оформляются тематические выставки.

На неделе «Игры и игрушки» с большим интересом дети восприняли предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. При этом мы договорились с ребятами о том, чтобы они изображали игровых персонажей в образах животных и птиц, предметов и людей, являющихся действующими лицами игры, а не детей. Такое предложение дети встретили с большим интересом. Необычность задачи вызвало положительный эмоциональный отклик, а мысленные перевоплощения в образ животного или другого игрового персонажа способствовали развитию образных представлений.

Так, создавая рисунки на тему игры «Караси и щука», дети рисовали соответствующих рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка. Предложение нарисовать, как ребята играли в ту или иную подвижную игру, радует детей, и рисунки, как правило, получаются разнообразными и выразительными.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему. Благодаря средствам выразительности в рисовании - это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации - интонации, мимика, жесты, движения; в музыке - темп, динамические оценки, ритмический рисунок.

С целью осуществления взаимосвязи изобразительной деятельности и музыки, используем песни, инструментальную программную и не программную музыку. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей.

Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2—3 лет. Дети 3 лет слушали «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, а затем с удовольствием рисовали, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. После пения песни «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Волгиной, ребята наклеивали общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке». Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Очень важна связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную снедь, посуду. Разнообразие творческих решений при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности искусства. Так на неделе «Игры и игрушки» работами детей старшего дошкольного возраста (декоративными барышнями, козликами, барашками.) была оформлена общая выставка детского сада.

Знакомство с изобразительным искусством обогащает новыми знаниями, представлениями о мире; раскрывает богатство и красоту окружающего мира; развивает эстетическое восприятие и воображение; знакомит с новыми выразительными возможностями рисунка, лепки, аппликации; способствует развитию творчества. Взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).

В связи с этим в процессе обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисовальных движений (по силе, размаху скорости). Обучение графическим навыкам и умениям является средством эстетического развития: положительные эмоции, которые испытывает ребенок, сумев удачно изобразить, что хотел, углубляют эстетические процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Навыки и умение позволяют детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает, вызывает отрицательные эмоции и даже вызывает отказ от изобразительной деятельности.

Подробное раскрытие взаимосвязи изобразительной деятельности с различными видами деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми представляет собой интеграцию изобразительной деятельности со всеми направлениями воспитания и обучения, обеспечивающую повышение интереса детей к окружающему, к явлениям и объектам природы, разнообразным играм и к самой изобразительной деятельности.

Литература:

1. Горькова Л. Г. Интеграция разделов программы в дошкольных учреждениях. - Воронеж, 2001.

2. Климова Е. П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. - Волгоград, 2005.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации с элементами лепки и рисования «Горох»Детский мастер-класс по аппликации с элементами лепки и рисования «Горох» В рамках заключительного этапа индивидуального мини-проекта "Горох" для ребенка семилетнего возраста, была запланирована и выполнена аппликация.

Детский мастер-класс поделки из ватных дисков с элементами лепки и рисования «Наш друг светофор» в младшей группеДетский мастер-класс поделки из ватных дисков с элементами лепки и рисования «Наш друг светофор» в младшей группе ДЕТСКИЙ МАСТЕР - КЛАСС ИЗ ВАТНЫХ ДИСКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕПКИ И РИСОВАНИЯ " НАШ ДРУГ СВЕТОФОР " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: - Научить детей.

Фотоотчет о проектной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с видами спорта» Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации с элементами рисования «Снегирь на ветке»Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации с элементами рисования «Снегирь на ветке» Цель: Учить передавать в аппликации образ снегиря,дорисовывать недостающие части тела,закрепить знания детей о зимующих птицах. Перед.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников в технике «оригами» с элементами рисования и аппликации «Мой дом»Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников в технике «оригами» с элементами рисования и аппликации «Мой дом» Цель:Развивать умение детей складывать дом с применением приёмов оригами. Задачи:Продолжать учить складывать квадрат пополам и намечать.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по объёмной аппликации с элементами рисования «Автомобиль»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по объёмной аппликации с элементами рисования «Автомобиль» Цель:Продолжать освоение техники симметричного,силуэтного вырезывания. Задачи: - продолжать знакомить детей с объемной аппликацией - вспомнить.

Конспект прогулки «Наблюдение за разными видами транспорта. Велосипед»Конспект прогулки «Наблюдение за разными видами транспорта. Велосипед» Цель прогулки: закреплять знания детей о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек,вращая педали,передвигается;.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике аппликации и рисования пальчиками «Огоньки для елочки»Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике аппликации и рисования пальчиками «Огоньки для елочки» Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике аппликация и рисование пальчиками «Огоньки для елочки» Цель: формирование.

Мастер-класс «Мойдодыр». Комбинированная работа с разными техниками рисования и аппликацииМастер-класс «Мойдодыр». Комбинированная работа с разными техниками рисования и аппликации В нашем городе проводился городской конкурс по сказкам К. Чуковского, в этом конкурсе приняли и мы с сыном (Косте 5.5 лет) участие. Мы иллюстрировали.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта» Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сятра-Хочехматский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с разными видами детской деятельности
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 15:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с разными видами детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ивановна Ашихманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД