Надежда Гарифуллина
Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию и оказание помощи этой категории воспитанникам дошкольных учреждений.
Публикация «Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении (ДОУ) модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, где старший воспитатель, являясь координатором взаимодействия, осуществляет методическое сопровождение как через учителя-дефектолога – ведущего специалиста группы для детей с задержкой психического развития, так и непосредственно взаимодействуя с педагогами.
Цель модели коррекционно-развивающей деятельности состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Работа учителя-дефектолога включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения; планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности; анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности; консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий (утренники, праздники). Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми дефектологической группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности) других педагогов, а также в режимные моменты.
Немаловажна роль учителя-логопеда. Содержание его деятельности направлено на постановку диафрагмального речевого дыхания; коррекцию дефектных звуков; автоматизацию правильных звуков; практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Им также проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Работа воспитателя заключается в проведении специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности, организации совместной и самостоятельной деятельности детей; воспитании культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой и общей моторики рук; в организации индивидуальной работы с детьми, выполнении рекомендаций специалистов; в применении здоровьесберегающих технологий, в создании благоприятного климата в группе; в консультировании родителей.
В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. В его функции входит психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми; повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания ребенка с ЗПР.
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей, учитывая психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара; использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре совершенствует психомоторные способности дошкольников; развивает двигательную сферу воспитанников с ЗПР, общую и мелкую моторику.
Медицинская сестра осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, а также тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Поэтому в ДОУ предусмотрены различные формы сотрудничества с родителями: клуб «Забота» (проводится 1 раз в квартал, родительские собрания, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей, консультации, мастер-классы и т. п.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.