Айталина Пермякова
Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе.
Пермякова Айталина Михайловна, воспитатель, высшая категория, МБДОУ Тюнгюлюнский ЦРР д/с «Олимпионик».
Аннотация: в статье рассматривается проблема трудностей адаптации детей к школьному обучению и их решение путем создания психолого-педагогической поддержки родителя и будущего ученика, где основными формами организации образовательного процесса являются: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные. В работе рассматривается практический опыт автора, где семья и детский сад как два воспитательных субъекта, каждый из которых дает ребенку социальный опыт.
Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе» размещена в разделах
Ключевые слова: семья и детский сад, адаптация дошкольника, психолого-педагогическая поддержка родителя и воспитанника, подготовка дошкольников, специалисты ДОУ, досуговое направление, формы работы.
Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобретает особое значение. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО. Все педагоги заинтересованы в том, чтобы родители были увлечены воспитанием своих детей. Ведь без помощи родителей процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не сможет быть полноценным. Самыми главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение их педагогической культуры.
Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения является наиболее актуальной. При поступлении в школу многие дети сталкиваются с трудностями: тяжело привыкают к режиму; не желают идти в школу; сильно утомляются, нервозны, капризны; возникают проблемы общения со сверстниками, учителем; повышается заболеваемость на фоне стресса и др. Для предупреждения этих трудностей адаптации детей к школе очень важно установить взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Огромную роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Если мы исключаем в работе с родителями дидактизм, не поучаем, а советуем, оказываем психолого-педагогическую поддержку, размышляем вместе с ними, договариваемся о совместных действиях; тактично подводим родителей к пониманию проблемы и побуждаем их к ее решению, то результат такого общения будет положительным.
Анализ изучения семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители уделяют очень мало внимания школьной готовности ребенка. Это происходит из -за недостаточной педагогической грамотности родителей.
Исходя из этого, наша цель – создать условия психолого-педагогической поддержки родителям к подготовке дошкольников к школе.
Мы должны стремиться к тому, чтобы родители становились полноценными участниками воспитательного процесса. Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие детского сада и семей более эффективно, используя нетрадиционные и традиционные формы работы. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Психолого-педагогическая поддержка взаимодействия с родителями будущего ученика организуется через формы работы которые мы используем в нашем детском саду: индивидуальные и коллективные, наглядно- информационные. К индивидуальным формам относятся: консультации, анкетирование. В течении учебного года нами была проведена индивидуальная работа: консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». Проводилось анкетирование «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
А также проводим коллективные формы работы: родительские собрания,
«Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов, беседы, круглые столы, тренинги, практикумы, мастер-классы, совместные экскурсии в школу, участие родителей в проведении праздников, организация дней открытых дверей в детском саду, консультации в группах через соцсети, организация тематических выставок, совместное создание предметно-развивающей среды
В начале года на родительское собрание были приглашены специалисты логопед, психолог, учителя начальных школ. Родители были ознакомлены с правилами, которые предъявляют школы к ученикам, им были предложены игровые упражнения и игры по развитию умственных способностей детей. В конце года мы проводим практикум «Готовность ребенка к школе», где будут присутствовать учителя начальных классов и специалисты, на котором родители смогут задать свои вопросы. В конце мая проводим итоговое родительское собрание «Старший дошкольник - будущий первоклассник»
Нами была проведена беседа «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», из которой родители узнали, как можно преодолеть трудности при поступлении детей в школу, как проверить готовность ребенка к школе, также родители задавали интересующие их вопросы по подготовке детей к школе. В конце года проводим психологический тренинг «Скоро в школу». Была проведена экскурсия совместно с родителями и детьми в школу, в музыкальную школу, где все познакомились с работой коллектива, с помещениями школы, их назначениями. Также запланирована организация открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий.
Самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями является досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям : посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняют другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей. В нашей группе проведены увлекательные и познавательные праздники «Золотая осень», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Остуоруйа дойдутугар айан», «Играем вместе с мамой», «Аптаах ахсаан» и другие. Совместно с родителями организованы тематические выставки «Дары осени», «Мин теруччум» «Мастерская Деда Мороза», «Моя семья», «Байанай» и другие.
В течение года проводится наглядно - информационная форма работы: родительские уголки, информационные стенды, папки-передвижки, выпуски газет, видеопрезентации, памятки, мини-вебинары.
Эта форма взаимодействия с родителями организуется для того, чтобы эта полезная информация активизировала, поддержало родителей, мы используем лэпбуки, электронные папки «Готовим будущих первоклассников», «В какие игры играть на пороге школы», «Развиваем мелкую моторику»; информационные стенды «Воспитаем уверенность в себе и самоуважение»; нами были изготовлены памятки «Сколько времени нужно уделять общению с будущим первоклассником?»; запланирован показ видеопрезентации проекта «Я иду в первый класс».
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Нам необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Использование различных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и нашими помощниками, создается благоприятная атмосфера для общения.
Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человечка в большой мир.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1983.- 208с.
2.. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94.
3. Белова Е. Ребенок идет в первый класс: Психолог. готовность к этому родителей// Дошкольное воспитание. -2008.-№8.-с. 87-91.
4. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 г.
5. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Готов ли ваш ребенок к школе. - М. ;Знание, 1991г.
6. Давыдова О. И, Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М. : Творческий Центр, 2005 г.
7. Доронова Т. Н., Соловьева, Е. В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М. : Линка – Пресс, 2001 г.
8. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М. : Творческий Центр, 2005 г.