Светлана Дедковская
Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»,
научный руководитель: Хрипункова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ.
Аннотация: в статье рассматривается работа воспитателя детского сада по взаимодействию педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Материал статьи включает описания работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе у родителей и детей и их взаимодействии.
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование основ здорового образа жизни, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, педагоги и родители, семья.
Многие научные исследования свидетельствуют о том, что в последние годы состояние здоровья детей ухудшилось и приняло масштабный характер. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. А что же такое здоровье? По определению Устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Береги здоровье смолоду - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Актуальность изучения формирование основ здорового образа жизни у детей во многом обусловлена тем, что только в дошкольном возрасте можно создать все условия для целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, для педагогического процесса, согласованного, конечно с родителями. Задача каждого дошкольного учреждения растить детей здоровыми, сильными, эмоционально устойчивыми.
Впервые о необходимости формирования основ здорового образа жизни у дошкольников заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, М. И. Лисиной и др.
Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, как к ценности. Как утверждает Р. И. Айзман «Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма». [1, с 12].
Давайте нарисуем портрет здорового ребенка – жизнерадостный, активный, любознательный и от того, насколько ребенок будет здоров, зависит его дальнейшая жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в ясельной группе детского сада. Но главное препятствие - отсутствие у детей правильного отношения к своему здоровью. Ребенка хотят видеть здоровым родители, общество, и все вместе мы внушаем ему свое представление о здоровье. Главное – помочь малышам выработать собственные жизненные позиции в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свое физическое состояние, основываясь на своих ощущениях и в итоге осознавать ответственность за свое здоровье. Очень важно сформировать систему мероприятий, которая даст возможности управления здоровьем детей в детском саду, в семье, в обществе.
Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативной деятельности по формированию здорового образа жизни необходим тесный контакт с семьей. Семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни. Забота о развитии и здоровье ребенка по существу начинается с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку. Обсуждение детей и родителей успехов в спорте, совместное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, аттракционах в дошкольном учреждении, парке или на дворовой площадке вызывает у детей стремление быть активными, формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и своим товарищам. Ребенок особенно восприимчив к убеждениям, положительному примеру мамы, папы, сестры, брата, укладу жизни всей семьи. Для малыша очень важен пример взрослого. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно–образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по приобщению детей к здоровому образу жизни. Если работа, проводимая в детском саду, дополняется ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.
В целом, задачи по формированию здорового образа жизни во всех методических рекомендациях очень похожи. Интересно и подробно изложено планирование задач по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей у Л. В. Гаврючиной. [2, с 3].
Формирование основ здорового образа жизни должно осуществляться во всех видах деятельности ребенка: занятиях, в играх, во время проведения различных тематических досугов, праздников, чтении художественной литературы. Можно использовать теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста, эмпирические методы (наблюдение, прогулки, опрос, тестирование).
Очень важна правильная организация двигательной деятельности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, активный отдых, индивидуальная работа с подвижными детьми. Хороший отклик у детей находят специальные оздоровительные упражнения, применяемые на физкультурных занятиях: дыхательная гимнастика, упражнения после сна, игровой самомассаж, упражнения для формирования навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия, релаксация. Работу по формированию основ здорового образа жизни желательно проводить систематически и последовательно. Первой ступенькой должно стать изучение традиций и особенностей семьи. Большинство родителей с удовольствием принимают участие в оздоровлении своих детей, но не знают с чего можно начать. И поэтому вторая ступенька – это просвещение и консультирование родителей, индивидуальная работа. Третьей ступенькой может стать совместная работа родителей и детей. Здесь хорошо использовать физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья, Малые Олимпийские игры, совместные викторины. Также для работы с родителями можно использовать информацию по профилактике плоскостопия, правильной осанки, материал по закаливанию детей в домашних условиях, сделать подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д. Все это должно быть красочно оформлено и представлено в доступном виде. При проведении родительских собраний, дней открытых дверей, рекомендуется использовать различные тематические беседы: о значении профилактики заболеваний; разных видах закаливания; дыхательной гимнастике; массаже, корригирующей гимнастике, очень полезны дидактические, словесные, подвижные игры, в процессе которых родители и дети, в игровой форме, узнают о правильном питании, бережном отношении к своему организму, правилах личной гигиены, о беговых нагрузках и пользе бега. К сожалению, существующие в наше время программы воспитания в детском саду, не предусматривают занятий бегом в достаточном объеме, но если родители заинтересованы в укреплении здоровья своих детей, то стоит ежедневно вводить бег в режим дня.
Главным результатом работы педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни, станет низкий уровень заболеваемости, высокий потенциал умственной и физической работоспособности, эмоциональная устойчивость, умение противостоять стрессам. Но, чтобы система по формированию здорового образа жизни работала, нельзя забывать о правильном питании, хорошо организованном режиме дня ребенка в ДОУ и семье, активном отдыхе на свежем воздухе, занятиях в спортивных секциях. Выполнение режима дня, прежде всего, это укрепление нервной системы детей и это очень важно. Если ребенок капризен, возбужден, раздражительный, то его переход в школу будет проходить с большими трудностями.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что на сегодняшний день актуальна проблема взаимодействия педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Таким образом, всестороннее изучение проблемы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, подтвердило ее значимость и может быть признана приоритетной, и та оздоровительная работа, которая ведется в детском саду, имеет продолжение в домашних условиях, обеспечивая ее непрерывность, а значит и эффективность.
Список литературы
1. Айзман Р. И. Здоровье населения России : медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. /Р. И. Айзман – Новосибирск, 2010.-198 с.
2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие/ Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 160.
3. Деркунская, В. А. Интергративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду. В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 10-14.
4. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями/ Е. Рылеева// Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С. 57.