Нюхалова Галина Николаевна
Взаимодействие музея «Ретро» с образовательными организациями при проведении районной ретровыставки
▼ Скачать + Заказать документы
Музей «РЕТРО» станции юных техников и образовательные организации Куйбышевского района имеют разные направления работы. Но каждый своими методами выполняют общие задачи – воспитательные и образовательные – формирование гармонично развитой, творчески активной личности. Поэтому совершенно естественно наше стремление к сотрудничеству и взаимодействию для выполнения этих задач. Взаимодействие музея МКУ ДО – СЮТ и ОО определяется не только общностью решаемых задач, но и спецификой их осуществления каждым из этих учреждений. Предметный мир музея, с его уникальными коллекциями, использование музейного материала, включение учащихся в музейное пространство, возможность погружения в историческое прошлое позволяет делать это нестандартно. Музей является для школ частью дополнительного образования.
Публикация «Взаимодействие музея „Ретро“ с образовательными организациями при проведении районной ретровыставки» размещена в разделах
В современных условиях главной целью воспитательного процесса является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Отторжение современной молодежи от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Чувство патриотизма – одно из базовых национальных ценностей многогранно по своему содержанию. Оно включает в себя и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и преданность своему отечеству, и сохранение культурной самобытности, и уважительное отношение к историческому прошлому Родины. В школьном возрасте ребёнок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Ведь известно, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому чувство любви к Родине следует пробуждать с детства, тогда яркие, незабываемые впечатления останутся в детской памяти на всю жизнь. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с раннего возраста и в тесном взаимодействии образовательных учреждений и музеев.
Сегодня на первый план выступают активные формы сотрудничества учащихся с музеями. Музей «РЕТРО» МКУ ДО – СЮТ является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Более десяти лет сотрудники станции юных техников города Куйбышева проводят ретровыставки и образовательные конференции разнообразных тематик : «Назад в СССР», «Ещё идут старинные часы», «Город в стиле ретро», «Автогалерея», «Дамские штучки», «Ёлки наших бабушек» и многие другие, при организации которых происходит тесное взаимодействие музея с образовательными организациями города и района (приложение №1).
На первом этапе положение о проведении ретровыставки рассылается в школы и дошкольные учреждения (приложение №2). В течение месяца идёт сбор и оформление экспонатов. Дети при этом в первую очередь выступают в роли активных партнеров, а не только как «пассивные слушатели», так как экспонаты на выставку предоставляют именно они, учащиеся и воспитанники образовательных организаций города и района совместно с родителями и педагогами. При подготовке экспонатов к выставке необходимо знать, что принесённая вещь только тогда обладает неоспоримой ценностью, когда о ней собрана исчерпывающая информация. Поэтому одним из требований оформления экспонатов является наличие сопроводительного текста, в котором рассказываются интересные факты, связанные с этим предметом, либо история появления его в семье.
Воспитание патриотизма и нравственности, уважения к ценностям предков, особенно результативно при изучении истории собственной семьи. Через факты и биографии конкретных людей, историю семейных реликвий демонстрируется своеобразие эпохи. Историческая ценность реликвий оценивается глубиной постижения истории страны, через осознание причастности своей семьи ко всем значимым событиям России.
Второй этап – посещение выставки (приложение №3). Сотрудники музея организовывают экскурсии для учащихся школ и воспитанников ДОУ. Дети приходят как с педагогами, так и с родителями. Посещая выставку, ребята сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Мир старых вещей завораживает, и можно долго бродить среди винтажных предметов, удивляясь, казалась бы самым обычным бытовым принадлежностям наших отцов, дедов и прадедов. Находя свои экспонаты, дети гордятся тем, что их личная история и история их семьи является частью истории родного края.
К закрытию каждой ретровыставки приурочено проведение образовательной конференции (приложение №4). Учащиеся школ под руководством своих педагогов готовят исследовательские работы, мультимедийные презентации, воспитанники дошкольных учреждений – творческие работы, сообщения. Работая над темой, дети узнают много нового для себя, погружаются в эпоху прошлого века. Единство логического, эмоционально-чувственного, образно-эстетического освоения материала усиливает эффективность воспитательного процесса, что доказывают творческие работы участников конференции.
Приобщение молодежи к духовным ценностям своей семьи, народа, страны, средствами исследовательской и выставочной деятельности имеет результативность и отвечает насущным задачам российской образовательной системы. Результаты выставки подтверждает высокая активность и количество участников, уникальность, историческая и эстетическая ценность показанных экспонатов, которые обеспечили интерес большого числа зрителей. Многие из учащихся неоднократные участники выставок.
Ещё одна положительная сторона взаимодействия музея «РЕТРО» с образовательными организациями в том, что музей постоянно пополняется экспонатами. Их передают в дар родители, бабушки и дедушки детей, которые участвуют в наших ретровыставках. Так история семьи становится частью истории родного края, к которой прикасается ребёнок. Благодаря этой работе каждый ребёнок может узнать для себя много нового, интересного, проявить индивидуальные способности, творчески реализовать себя.
Существует и обратная связь. Победители и призёры ретровыставок и образовательных конференций награждаются дипломами, все участники – сертификатами участников. Справка по итогам проведения данных мероприятий рассылается по образовательным организациям (приложение №5).
Ценность взаимодействия музея и ОО при проведении таких выставок и конференций состоит в том, что они позволяют учащимся создать представление об условиях жизни своих предков, проследить историю развития общества, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности. Таким образом, мы видим, что сотрудничество музея «РЕТРО» МКУ ДО – СЮТ и образовательных организаций при проведении ретровыставки оказывает большое влияние на духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей.
Приложение №1
Приложение №3