Татьяна Бедарева
Программа детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» для взаимодействия ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Как показывает практика, родители часто испытывают определенные трудности. Чтобы грамотно воспи-тывать ребенка в современных условиях, необходимо единство воспитатель-ных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и инди-видуальных особенностей ребенка. При работе с родителями педагогам необ-ходимо налаживать эмоциональный контакт с ними, а также способствовать улучшению детско- взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к воспитанию и развитию малыша в семье. Все организуемые раз-нообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья.
Публикация «Программа детско-родительского клуба „Волшебные пальчики“ для взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах
Программа разработана совместно с учителем - логопедом, с учетом формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. В программе представлены специальные игры и упражнения на нанизывание, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцировать движения паль-цев, взаимосвязь физических, психических и социальной составляющих раз-вития дошкольника.
Занятия разработаны для детей 3-4 лет и их родителей. Занятие в дет-ско-родительском клубе предусматривает теоретическую и практическую ча-сти. В теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста учителя-логопеда ДОУ. В практической второй части подклю-чаются дети и их родители (игры, упражнения, продуктивная деятельность). В третьей заключительной рефлексивной части подводятся итоги мероприя-тия. Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.
Совместное общение в детско-родительском клубе значительно повы-шает уровень развития умственных, физических качеств детей, и скорость формирования жизненно важных навыков.
Помощь родителей и их индивидуальный контроль, за своим ребёнком делают этот процесс весьма эффективным.
Такое общение в детско-родительском клубе способствует самореали-зации каждого взрослого и ребенка и взаимообогащению всех участников, приобщают к здоровому образу жизни, развивают умственные, психические и физические качества и навыки. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отно-шение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
Цель: оказание педагогической поддержки родителям в сенсорном раз-витии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпо-сылок умственного развития.
Задачи:
• Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспи-танников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
• Способствовать установлению доверительных отношений между родителями,педагогами и учителем-логопедом;
• Повышать педагогическую культуру родителей;
• Познакомить родителей с сенсорными эталонами.
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходи-мого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сен-сорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Принципы:
• наличие системного подхода к подбору программного содержа-ния, формированию поисково-познавательных задач;
• соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников;
• прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии, как основа преобразовательной деятельности;
• оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;
• занимательность изложения материала;
• формирование творчества на всех этапах обучения;
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип сотрудничества с учителем - логопедом - позволяет со-здать, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь в ходе продуктивной деятельности
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окру-жения к работе с ребенком.
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения де-тей и родителей в целенаправленную деятельность, формирования у них же-лания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению ко-нечного результата.
• Принцип новизны - позволяет вызывать интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип блочного подхода - позволяет педагогически воспроиз-вести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Формы работы:
• Подгрупповые НОД, включающие в себя специально подобран-ные игры, упражнения;
• игры;
• рассматривание;
• игры - путешествия;
• круглый стол;
• упражнения;
• мини-беседы;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• познавательная беседа;
• оригами;
• опыты;
• досуг;
• презентация информационных буклетов
• мастер-класс
• игро-тренинг.
Встречи проводятся 1 раз в месяц (во второй половине дня). Про-должительность занятий 25-30 минут. Курс детско-родительского клуба рас-считан на 9 месяцев (с сентября по май).
Предполагаемый результат:
• Дети различают и называют некоторые цвета спектра - красный, зеленый, синий, желтый и оттенки (серый, розовый)
• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Учебный план работы кружка «Волшебные пальчики»
на учебный год
Название курса
Количество занятий в месяц Количество занятий в год Длительность занятий, мин. Количество вос-питанников
Волшебные пальчики
1 9 25-30 27
Календарно-тематический план
Детско - родительского клуба «Волшебные пальчики»
Месяц Тема Цель Формы,
методы,
приемы Продукт деятельно-сти Ответ-ственные
Сентябрь Ознакомле-ние с сен-сорным воспитани-ем Познакомить родителей с ак-туальностью сенсорного воспитания на данном воз-растном этапе дошкольника Круглый стол с использова-нием ИКТ Методиче-ские реко-мендации по сенсор-ному вос-питанию «Первые шаги» Воспита-тель
Учитель -логопед
Инструктор по физиче-ский куль-туре
Музыкаль-ный руко-водитель
Октябрь Взаимо-связь арти-куляцион-ной гимна-стики сен-сорным развитием ребенка. Знакомство ро-дителей с арти-куляционной гимнастикой с сенсорным воспитанием дошкольника Мастер-класс
Просмотр информаци-онного бук-лета Комплекс артикуля-ционной гимнастики для детей трех лет Воспита-тель
Учитель-логопед
Ноябрь Игра-тренинг не-традицион-ных паль-чиковых игр для ро-дителей совместно с детьми Знакомство ро-дителей с не-традиционными пальчиковыми играми Игротренинг Кинезиало-гическая сказка Воспита-тель
Учитель -логопед
Музыкаль-ный руко-водитель
Декабрь Изготовле-ние поделки «Ежик» в нетрадици-онной тех-нике Знакомство ро-дителей с не-традиционной техникой и из-готовление по-делки Игровой се-анс Комплекс упражне-ний паль-чиковой гимнастики
Выставка детских ра-бот выпол-ненная совместно со взрос-лыми «Ёжики» Воспита-тель
Учитель -логопед
Январь Обмен опы-том роди-телей по сенсорному воспитанию детей до-школьного возраста «Инновации в сенсорном воспита-нии» Побуждение родителей об-мениваться опытом друг с другом по сен-сорному разви-тию ребенка дошкольного возраста Мини-беседа упражнения дидактиче-ские игры (с использова-нием ИКТ) Комплекс игр и упражне-ний по сен-сорному воспита-нию детей дошколь-ного воз-раста Воспита-тель
Учитель -логопед
Инструктор по физиче-ский куль-туре
Музыкаль-ный руко-водитель
Февраль Взаимо-связь само-массажа с сенсорным развитием ребенка дошкольно-го возраста Знакомство ро-дителей с са-момассажем Познаватель-ная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Самомас-саж» Воспита-тель
Учитель -логопед
Инструктор по физиче-ский
Март Взаимо-связь дыха-тельной гимнастики с сенсор-ным разви-тием ребен-ка до-школьного возраста Знакомство ро-дителей с ды-хательной гим-настикой Познаватель-ная беседа
Игры
Упражнения Буклет «Дыха-тельная гимнасти-ка» Воспита-тель
Учитель -логопед
Инструктор по физиче-ский куль-туре
Музыкаль-ный руко-водитель
Апрель «Волшеб-ные паль-чики» Знакомство ро-дителей с не-традиционными приемами ри-сования Игра - путе-шествие Буклет «Значение нетрадици-онных ме-тодов и приемов рисования в сенсор-ном разви-тии ребенка дошколь-ного воз-раста»
Выставка детских ра-бот выпол-ненная совместно со взрос-лыми «Солныш-ко» Воспита-тель
Музыкаль-ный руко-водитель
Май «Оч. уме-лые ручки» Подведение итогов воспи-тательно-образователь-ного процесса Игротренинг Выставка детско - родитель-ских работ Воспита-тель
Учитель –логопед
Инструктор по физиче-ский куль-туре
Музыкаль-ный руко-водитель
Заключение
Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффек-тивную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребно-сти семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создался благоприятный психоэмоциональный климат. Сформирова-лось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной рабо-ты по формированию сенсорного восприятия дошкольником окружающего мира.