Акчурина Олеся
Консультация педагога-психолога «Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога-психолога
на родительском собрании в младшей группе
«Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду»
Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Ребёнок идёт в детский сад – это не просто событие – это стресс, который так или иначе, отражается на всех членах семьи.
Публикация «Консультация педагога-психолога „Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режим дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и т. п.
Поскольку потребность в общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать детей в детский сад не ранее 3 лет.
Выделяют 3 фазы адаптации :
1. Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Психологи выделяют 3 степени адаптации :
• Легкая степень – к 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
• Средняя степень – к 30-му дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, несколько замедляется нервно-психическое развитие, снижется речевая активность. Заболеваемость – до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
• Тяжелая степень – поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду? У эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета, преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Большие проблемы с адаптацией у нервно-соматических ослабленных и часто болеющих детей, у детей, которые привыкли к исключительному вниманию в семье, у единственных и поздних детей, у детей с проблемами общения и у излишне медлительных (заторможенных) детей, излишне подвижных (гиперактивных) детей. Испытывают трудности адаптации дети, имеющие нервно-психические нарушения и эмоционально неустойчивые дети.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.
Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации? Некоторые особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду.
• Прежде всего, это конфликтность. Известно, что ребёнок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношения со сверстниками и педагогами.
• Следующей особенностью родителей детей с проблемами адаптации является их необщительность. Неуверенность и нерешительность родителей передается детям, как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Нарушение способности коммуникации – это очень серьезная проблема, порождающая многие сложности в процессе не только адаптации, но и в формировании речевой активности детей ясельного возраста.
Что характерно для поведения ребенка в период адаптации?
• Ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита ребенка от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации, и после выздоровления он начинается заново.
• В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком.
• Угасает познавательная активность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм со сверстниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком активным.
• Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днём, часто сидит на кровати и плачет, с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды.
• Отрицательные эмоции. Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления – от испорченного настроения до настоящей депрессии.
• В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей. Обманутые ожидания могут вызвать плач или истерику.
• Страх. Это состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, а самое главное – уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать ка предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили.
• Злость, гнев. Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений.
Литература.
1. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медецина 2007.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М. : Владос, 2007
4. Тонкова-Ямпольская Р. В. “Основы медицинских знаний”- М. : Просвещение, 1986.