Реснянская Ирина Владимировна
Знакомство детей с детским фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с детским фольклором
В последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены. Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, и мы не должны забывать о своём культурном прошлом.
Темочки:
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский фольклор даёт нам возможность приобщать ребёнка к народной поэзии. Благодаря этому на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуре.
Цель работы - приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как источнику культуры и развития ребенка.
Задачи:
1. Познакомить детей с устным народным творчеством как формой познания окружающего мира.
2. Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.
3. Способствовать активному использованию детьми устного народного творчества в повседневной жизни.
Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с малыми фольклорными формами, является тесное сотрудничество с родителями, а так же соблюдение основных принципов организации образовательного процесса в детском саду.
Основные принципы:
1. Принцип новизны позволяет максимально активизировать познавательную сферу дошкольника.
2. Принцип динамичности заключается в постановке таких задач по развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись, приводя к активизации внимания и интерес детей.
3. Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.
4. Принцип сотрудничества позволяет создать в группе атмосферу доброжелательности, эмоционального раскрепощения.
5. Принцип занимательности позволяет создать радостный, эмоциональный настрой для вовлечения детей в организованную совместную деятельность.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений:
Первое направление - это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребёнком.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек.
Какие же конкретно движения выполняют дети:
1. Прежде всего, это мелкая моторика: самомассаж, шевеление пальчиков, разведение и сведение пальцев, хлопки, сжимание и разжимание пальцев в кулак, помахивание, вращение кистей.
2. Движения всей рукой: мы рисуем солнце, показываем радугу, изображаем хлопками гром, пилим дрова, строим дом, показываем тучи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки.
3. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребёнка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям.
Какова же методика работы с использованием детского фольклора?
1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст.
2. Ребёнок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему.
3. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей – даются движения одной рукой, потом другой.
4. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы (мальчики и девочки).
5. Если необходимо знать, как каждый ребёнок конкретно усвоил текст и движения, используется считалка.
6. Если текст позволяет, можно использовать ложки.
7. Некоторые тексты помогают детям на практике почувствовать напряжение мышц и их расслабление.
8. Неоднократное повторение ведёт к прочному усвоению материала.
9. Произведение детского фольклора предпочтительней использовать комплексно.
10. Игры проводятся в зависимости от условий.
11. Распределение ролей в играх должно быть справедливым.
Ожидаемые результаты
• Своевременное развитие фонематического слуха;
• Формирование способности улавливать тонкие звуковые различия, готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;
• Улавливать специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность;
• Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять словарный запас;
• Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;
• Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к окружающему миру;
• Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;
• Получить первоначальное представление о труде.
Игры на материале детского фольклора даёт детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутку, радоваться.
Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. ведь игры взрослых и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров, сделают их ближе духовно, что необычно важно и для детей и для взрослых
Что же относится к детскому фольклору?
Народные игры - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Пестушки – это песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Баю –баю, баюньки, Купим сыну валенки
Наденем на ножки Пустим по дорожке Будет наш сынок ходить Новы валенки носить
Потешки - это игры взрослого с ребёнком (его пальчиками, ручками)
Пальчик, пальчик? Где ты был? С этим братцем
В лес ходил, С этим братцем Щи варил С этим братцем Кашу ел С этим братцем Песни пел
Заклички – это обращения к природным явлениям.
Дождик – дождик
Полно лить
Наших детушек
Мочить Радуга – дуга
Не давай дождя
Давай солнышка
Колоколнышка Солнышко – вёдрышко
Выгляни в окошко
Солнышко нарядись Красное покажись
Приговорки – это обращения к насекомым, птицам, животным
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслина головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь
Голосисто поёшь Деткам спать не даёшь? Пчёлы гудят
В поле летят
С поля идут
Медок несут
Считалки – это коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре
Катилось яблочко Мимо сада, Мимо сада Мимо града. Кто поднимет Тот и выйдет
Скороговорки – для правильной и чистой речи детей
От топота копыт У осы не усы Пыль по полю летит Не усищи, а усики
Дразнилки – это насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого – нибудь, трунить над кем – нибудь
- Скажи «Овёс» - Овёс - Хвать тебя за нос! (хватают за нос)
Прибаутки - в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.
Петя-Петя-Петушок, Сорока - белобока
Петя - красный гребешок, Жила одиноко
По дорожке он пошел Скакала, скакала,
И копеечку нашел, Гостей поджидала
Купил себе сапожки, Кашу сварила
А курочке - сережки! Гостей угостила!
Пословицы и поговорки
Декабрь год кончает, зиму начинает Много снега – много хлеба
Небылицы – то чего на самом деле не бывает
Ехала деревня мимо мужика - Глядь, из – под собаки лают ворота -Тпру – у – сказала лошадь А мужик заржал Лошадь пошла в хату А мужик стоял Лошадь ела сало А мужик овёс Лошадь села в сани А мужик повёз
Список литературы
1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М. : Детская литература., 1988.,
2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. -1992.-№5-6.- С. 5-8.
3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
4. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник» М. Просвещение 2002, 322с
5. Проскурин А. А. «Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России», серия «Домашняя энциклопедия» - 2002г., 426.
6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. -1990.-№7.-С. 15-18.
7. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С. М. Мерзляковой. –М. : Владос, 1999. –214с.
8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -1983.-№7.-С. 18-21.
9. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М. : Педагогика, 1990. –384с.