Алла Голудина
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие детей среднего дошкольного возраста
Выступление на педсовете «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие
детей среднего дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Голудина А. А.
Март 2021г.
«Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Многие ученые выделяют, сюжетно-ролевую игру как основной вид деятельности дошкольников. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Я считаю, что особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые игры, так как в них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Свою работу я начала с того, что определила сюжетно-ролевые игры для наших детей, такие как: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Семейный праздник», «Кафе», «Водитель», «Строитель», «Военный».
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в трё х направлениях:
1. Создание необходимой игровой среды.
В начале учебного года при оформлении игровых уголков, попросила родителей оказать помощь в пополнении предметно-пространственной среды. Например, дети совместно с родителями принесли для игры «парикмахерская» - пустые баночки от шампуней, крема, для игры «больница» - одноразовые шапочки, бахилы, шприцы (без иголок, для игры «Кафе» - баночки от питьевых детских йогуртов, конфет и т. п.
2. Работа с родителями.
В беседе с родителями посоветовала, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки. А при посещении магазина, детской поликлиники, парикмахерской, библиотеки и т. д. обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда. Были предложены консультации для родителей «Какие игрушки необходимо детям», «Играя дома», «Развиваемся, играя», «Труд – естественная форма активности ребенка».
Во время тематической недели «Труд взрослого, профессии», все родители предоставили свои фотографии на рабочем месте, познакомили своих детей со своей профессией и инструментами необходимыми для работы. По фотографиям создан альбом «Все профессии нужны – все профессии важны», дети по ним в свою очередь с гордостью рассказывали о своих родителях. Это оказало большое впечатление на ребят, так как не каждый может побывать на работе у родителей. Во время недели «Я и мое здоровье» дети совместно с мамами приготовили самое любимое и полезное блюдо для своей семьи, устраивая «дегустацию» всей семьей. По фотографиям была создана презентация «Любимое блюдо». С большим восхищением дети в группе рассказали о своем достижении в кулинарии и семейном мини-празднике. Для игры «Кафе» по фотографиям созданы карточки «меню». Все это очень помогло мне в работе с детьми при организации сюжетно-ролевых игр.
3. Непосредственное руководство играми детей.
Специфика сюжетно-ролевой игры заключается в создании детьми некой воображаемой ситуации, которая складывается из игрового сюжета и отведённых участникам ролей. Поэтому я развиваю у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге, через введение в игровой процесс какого-либо персонажа. Так, он может произносить определенный текст вместо куклы, спрашивая воспитанников, чем же они будут её сегодня кормить? Когда поведут гулять? Дошкольники, отвечая на вопросы, совершают игровые действия и, тем самым, получают необходимые игровые навыки.
Так, например, играя в «Дочки – матери», дети ухаживают за куклой: моют ей руки перед едой, проверяют, не горячая ли еда, при этом кормят ложкой, дают пить из чашки. Подобно этому действию ребята применяют свои сформировавшиеся навыки в сюжетно-ролевой игре, проигрывая разные жизненные ситуации «встречаем Новый год», «папа вернулся с работы», «в супермаркет за продуктами» и т. п. Данный факт объясняется простотой выбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним, а также своими впечатлениями из жизненного опыта, ведь в среднем дошкольном возрасте игра носит процессуальный характер и главное в ней - действие.
Ребята уже сами могут выбирают себе роль, в процессе игры меняться ролями и выполнять действия ради смысла, заложенного в игровой сюжет, то есть происходит отделение игровых взаимодействий от реальных.
В процессе сюжетно-ролевой игры использую методы.
1) Первая группа методов связана с обогащением детей впечатлениями, знаниями, представлениями об окружающем мире. Через экскурсии, чтение художественных произведений, наблюдения, виртуальные встречи с людьми разных профессий, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек или персонажей кукольного театра.
2) Вторая группа методов способствует становлению и развитию игровой деятельности. Здесь значимую роль играет непосредственное, ненавязчивое участие воспитателя в игре, тем самым помогая дошкольникам использовать имеющиеся у них знания, путём специального подбора игрового материала, каких-либо определённых предложений, напоминаний, советов или бесед. Основной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, знаний, интересов и желаний каждого ребёнка.
3) Третья группа методов направлена на обучение детей среднего дошкольного возраста конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. Использую такие методы и приёмы, как: совместное выполнение построек, рассматривание образца, показ приёмов конструирования, использование схем, таблиц.
Данные методы воздействуют на ход сюжетно-ролевой игры способствуют дальнейшему позитивному развитию не только активной игровой деятельности дошкольников среднего возраста, но и помогают в формировании навыков учебно-игровой деятельности, которая к старшему дошкольному возрасту становится ведущей деятельностью.
Вывод: Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольников среднего возраста. Задачей воспитателя становится привить дошкольникам игровые навыки через сюжетно-ролевую игру, развивая у детей самостоятельность, нравственность и творчества, навыки общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, представлений об окружающем мире. Так, развивая свой кругозор, дошкольник начинает проявлять интерес и становится способным освоить учебно-игровую деятельность, а принимая правила сюжетно-ролевых игр, он осознаёт требования подвижных или развивающих игр.
Литература:
1. Аленкина Ж. Р., Токарев А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2012. - № 5.
2. Буршит И. Е., Зайцева А. А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. - 2016. - № 1-2.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.