Татьяна Голубева
Выступление на педсовете: «Способы сохранения энергетических ресурсов организма ребёнка в процессе развития его способностей»
До 20-го века исследованию творчества не придавалось особого значения, возможно из-за того, что общество не имело потребности в таких исследованиях. Затем интерес к вопросу значительно возрос и сейчас перед нами стоит задача максимального развития способностей личности. В исследованиях по этому вопросу не последнее место занимает поиск соотношения значимости природных предпосылок и социальных факторов в развитии способностей вообще и творческих способностей в частности. Данным вопросом занимались многие исследователи. В практической деятельности службы сопровождения вопросы, связанные с развитием творчески одаренных детей, так же вызывают интерес.
Публикация «Выступление на педсовете: „Способы сохранения энергетических ресурсов организма ребёнка в процессе развития его способностей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большинство исследователей связывают творческую деятельность с бессознательной работой, с интуицией. Работа интуиции происходит бессознательно, не приковывая к себе внимания, а энергия тратится именно в случаях напряжения внимания – психического акта принадлежащего к сфере сознания.
Сложность самого явления осложняет и поиск методов его изучения, поскольку метод не должен уступать самому явлению.
Рассматривая одарённость, мы обращаем внимание на оригинальность идей, которые выдвигает личность, однако нельзя забывать, что многие исследователи связывают оригинальность с невротизацией личности. Т. е. один и тот же фактор может свидетельствовать о психических нарушениях у одних и свидетельствовать о креативности у других. Но существенной разницей является то, что творческие идеи не являются иррациональными.
Для дошкольников креативность – это естественное поведение в виду отсутствия стереотипов, соответственно, по мере обучения показатели креативности снижаются.
Мы сторонники подхода, в рамках которого, предпосылками для возникновения творческих способностей являются энергетические ресурсы организма. Причём нет существенных различий в проявлении творческих способностей у мужчин и женщин. Если человек не может выполнить поставленную перед ним творческую задачу, а выполнить её необходимо, это будет вызывать напряжение энергетических ресурсов, они будут расходоваться неэкономично, т. е. у такого человека нет склонности к творческой деятельности. Поэтому очень важно осуществлять контроль за тратой ресурсов и адаптационных возможностей ребёнка, в связи с увеличением нагрузки (особенно начиная с 7-го года жизни). Необходимо подбирать методы, соответствующие индивидуальным особенностям детей. Мы хотим поделиться с вами результатами своего исследования и практической работы в данной области:
1. Высококреативные дети имеют так же довольно высокие показатели интеллектуального развития.
2. Уровень успешности в интеллектуальной вербальной деятельности у детей с высоким уровнем креативности выше, чем у сверстников, на результативность интеллектуальной деятельности высококреативных детей стимулирующее благоприятное воздействие оказывает внешнее отрицательное мотивирование. А для сверстников со средним и низким показателем креативности эффективнее положительное подкрепление.
3. У детей с высоким уровнем креативности более совершенные, в возрастном отношении, механизмы функциональной активности центральных отделов регуляции.
4. Для детей с высоким уровнем вербальной креативности свойственно наличие более высоких энергетических резервов организма. Достаточно высокие энергетические ресурсы организма ребенка, действительно являются важной психофизиологической предпосылкой развития вербальной креативности. Для детей со среднем уровнем креативности интеллектуальная деятельность является более стрессирующей и затратной с точки зрения использования энергетических ресурсов.
Полученные нами результаты имеют практическую значимость, поскольку дают представления об особенностях адаптационных возможностей детей с разными уровнями креативности и позволяют выделить основные рекомендации для родителей высококреативных детей и педагогов, которые с ними работают:
Вы можете помочь ребёнку в обучении, если будите использовать приёмы поощрения результатов деятельности.
При возникновении сложностей с усвоением материала необходимо использовать яркие, эмоционально-окрашенные примеры.
Закрепление материала для такого ребёнка лучше организовывать в виде творческих заданий, с использованием знаний, которые необходимо закрепить.
Выполнение заданий такими детьми может иметь временной лимит по истечении которого возможно сделать паузу или переключиться на другую деятельность, а позже вернуться к выполнению задания, если оно было выполнено неверно. Обязательно использовать систему поощрений.
Возможно частое использование словесных игр и соревновательных приёмов.