Ольга Ерошова
Выступление на педсовете «Развитие свободного общения со взрослыми в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстрация презентации по теме:
Слайд№2
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Она имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии.
Слайд №3
Основной источник игры - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Компоненты игры: сюжет игры, содержание игры и роль.
Слайд №4
Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны:
1. Игры на бытовые темы.
Публикация «Выступление на педсовете „Развитие свободного общения со взрослыми в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. Игры на производственные и общественные темы.
3. Героико-патриотические темы в играх.
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.
5. «Режиссерские» игры.
Слайд №5
Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Слайд №6
Игры на производственные и общественные темы: пожарные, парикмахерская, больница, почта, магазин, кафе, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, ателье, завод, фабрика, шахта, строительство, школа, библиотека, милиция, цирк, театр, зверинец, колхоз, армия. Эти игры отражают труд людей.
Слайд №7
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (космические полеты, герои войны и т. д.).
Слайд №8
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в Чапаева (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев.
Слайд №9
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного, пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Слайд №10
Второй компонент игры. Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и взрослые должны помочь ребенку играть содержательно.
Слайд №11
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Слайд №12
Подробнее рассмотрим сюжетно-ролевую игру на примере игры в «Магазин».
Цель игры:
1. Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.
2. Расширять знания детей о труде работников магазина.
3. Дать представление о разных отделах в магазине.
Слайд №13
4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
5. Совершенствовать диалогическую форму речи.
6. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
7. Совершенствовать навыки счета.
8. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Слайд №14
Роли в игре «Магазин».
Продавец, покупатели, кассир, шофер, заведующий магазином, грузчик, экспедитор, рабочий.
В младшей группе обговариваем с детьми, какие действия необходимы для той или иной роли. Например,
заведующий принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой.
Слайд №15
Для развития содержания игры «Магазин» можно проводить разнообразную работу:
1. Экскурсия в магазин или беседы на тему: «Что я видел в магазине».
2. Чтение литературных произведений: С. Михалков «Хрустальная ваза», Э. Успенский «Птичий рынок», В. Берестов «В магазине игрушек», Л. Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».
3. Непосредственная образовательная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин», математическая игра: «Магазин».
4. Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел?».
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Где это можно купить?», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».
6. Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».
7. Аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
Слайд №16
Для развития игры необходима предметно-игровая среда:
1. Кассовый аппарат.
2. Весы.
3. Набор муляжей «Овощи – фрукты».
4. Муляжи других продуктов.
5. Кошельки.
6. Пакеты, сумки, корзинки.
7. Деньги.
8. Ценники.
9. Витрина.
10. Счеты.
11. Халаты – фартуки, пилотки.
12. Набор гирь.
Если нет каких-то атрибутов, можно шире использовать предметы-заместители: кубики, детали конструктора «Лего» хорошо заменяют любые продукты.
Для развития содержания игры «Магазин» её можно связать с другими сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Кафе», «Транспорт», «Гараж», «Овощебаза» и т. д.
Варианты игры в «Магазин» (можно использовать на занятиях).
1. Математика. Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (например, квадратиков разной формы и цвета). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).
2. Развитие речи. Покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: форма, цвет, назначение, величина, на что похож и т. д.
Слайд №17
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в младшей группе.
Педагог в младших группах должен играть с детьми, учить организовывать игру, распределять роли, моделировать ролевой диалог. Взрослый предлагает игровую ситуацию:
Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофёром? Кто будет покупать продукты? Какие продукты привезут в магазин? Что нам нужно для игры?
Начинаем играть. (Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты-кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь).
Педагог даёт образец поведения покупателя:
1. Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов).
2. Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятие «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое.
Педагог предлагает разные игровые ситуации для развития содержания игры в «Магазин»:
Посмотрите, у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шофёру починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?
Игровая ситуация «День рождения».
У нас сегодня день рождения, нужно подготовиться. У кого будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому, что нужно купить. (Воспитатель называет каждому из детей список из 4-6 слов, обозначающих название продуктов питания.) Не забудешь? Ну, беги в магазин и занимай очередь. (Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)
Всё купили? А где сахарная пудра для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? … Сливки для украшения торта? На что они похожи? … Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я ещё приготовила для дня рождения?
Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить. Смотрите, что я приготовила. (Детям раздают мармелад.) Из чего он сделан? Значит он какой? (Дети образуют относительные прилагательные, соответствующие названиям фруктов и ягод.)
Итоги игр. После завершения игр, воспитатель спрашивает у детей о том, какие они роли исполняли, понравились ли игры, кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам и т. д.
Слайд №18
Значимость игры в педагогическом процессе.
ИГРА – средство развития личности;
ИГРА – средство общения;
ИГРА – форма организации детского общества;
ИГРА – способ обучения и самообучения;
ИГРА – средство коррекции развития ребёнка;
ИГРА – диагностическое средство;
ИГРА – психотерапевтическое средство.
Слайд №19
Значение сюжетно-ролевой игры.
развивает потенциальные возможности детей;
имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Слайд №20
Принципы формирования сюжетно-ролевой игры
воспитатель играет вместе с детьми;
развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение;
ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра