Вера Бойко
Выступление на конкурс «Воспитатель года-2014». Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ни для кого из нас не секрет, что только профессия педагога дает почву для размышления и творчества, вызывает в душе бурю чувств и эмоций, помогает показать воспитанникам, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Я убеждена, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания, ведь я отдаю им тепло своей души. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - утверждал Василий Александрович Сухомлинский. И я буду безгранично счастлива, если смогу стать для своих воспитанников самым близким другом.
Публикация «Выступление на конкурс „Воспитатель года-2014“, Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По воле судьбы я стала воспитателем детского сада и ни на минуту не пожалела об этом. Сегодня мне трудно представить, что бы делала я без своих маленьких «почемучек», без их искрящихся глаз и открытых душ. Моя работа – это, прежде всего мои дети, и я готова приложить все усилия для полноценного интеллектуального развития каждого из них. Работая со своими малышами, я обратила внимание, что у многих из них плохо развита мелкая моторика рук, а ведь еще Аристотель сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского головного мозга, психики детей отмечали, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук является социальной потребностью общества, и работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна. Поэтому я и поставила перед собой цель: создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук. Для реализации этой цели определила следующие задачи:
способствовать развитию мелкой моторики рук у детей : развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.
Работу по развитию мелкой моторики проводила в несколько этапов.
1. Изучила уже существующий опыт, на который могла бы опираться.
2. Провела диагностику мелкой моторики воспитанников.
3. С опорой на анализ диагностики спланировала проведение практических мероприятий.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носили игровой характер и состояли из следующих видов деятельности:
1. Речевые упражнения (использовались в качестве физминуток, в бытовой деятельности). «Рассказывание» стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания и мелкой моторики.
2. Игры с массажными мячиками. (мячик массирует руки ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения.)
3. Игры с крупными бигуди. (Развивается тактильная чувствительность рук.)дети массажируют ручки.
4. Игры с прищепками. (Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике)
5. Игры со счетными палочками. (развивают координацию движений, обучают терпению, воспитывается усидчивость)
6. Игра с футлярами от бахил вызывает у детей огромный интерес. Воспитывается усидчивость, упорство, развивается кисть руки.
2. Рисование на песке. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность расслабиться, отдохнуть. Снимается внутреннее напряжение.
3. Шнуровка. Развивает пространственную ориентировку, память, внимание, формирует навыки самообслуживания, укрепляет пальцы рук.
4. Раскрашивание. (развивает мелкую моторику пальцев рук, развивается усидчивость и внимание, а также пополняется словарный запас новыми словами, обозначение которых ребенок увидел на картинке.)
По моим наблюдениям успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Старалась не допускать скуки и переутомления, строить работу так, что бы она приносила радость детям.
Последовательная работа дает значительную положительную динамику. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, а так же слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, готовит непослушную детскую ручку к письму.
Мои воспитанники стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе. Работа в этом направлении будет мною продолжаться и совершенствоваться, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Свое выступление я хотела бы закончить словами Надежды Кузнецовой:
На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!