Елена Голощапова
Высшие психические функции
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка : восприятие, память, воображение, мышление развиваются с прямым участием речи. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающего, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Публикация «Высшие психические функции» размещена в разделах
Нарушение речевого развития у детей не может рассматриваться как отдельный дефект. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. У большинства детей с нарушениями речи отмечаются своеобразие психического развития : общая эмоциональная незрелость, задержка в развитии вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. Несформированность психических функций оказывает большое влияние на развитие речи детей.
Совершенствование мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения определяет в дальнейшем усвоение лексических, грамматических, морфологических, синтаксических закономерностей языка.
Поэтому в структуру логопедического занятия необходимо включать упражнения, направленные на формирование психологической базы речи.
У детей с речевыми нарушениями обычно отмечается общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Этот факт используется в работе с детьми, где развитие речи протекает нормально, и особенно в тех случаях, где есть речевые нарушения.
Дети с нарушениями речи нередко затрудняются в выполнении графических заданий, рисовании. У них несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти.