Елена Бортникова
Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе возрастает потребность в людях, которые необычайно мыслят, креативны, активны, способны решать нестандартные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь - это будущая национальная элита. Как учитель, я придаю большое значение процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей, потому что обучение одаренных детей сегодня - это модель для обучения всех детей завтра.
Публикация «Выявление и система работ с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
Работа с одаренными и способными детьми - один из важнейших аспектов моей работы в группе. В моей группе ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренных детей. Я ориентируюсь на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества в различных видах деятельности.
Участниками образовательного процесса в ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:
• Воспитатели (творческая и техническая одаренность);
• Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);
• Родители.
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:
• Психологию одарённости;
• Нормативную базу по проблеме;
• Инновационные технологии;
• Методы выявления детской одарённости;
• Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
• Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
• Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
• Программы (комплексные и специализированные);
• Современную научно-методическую литературу по проблеме;
• Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
• Возрастные особенности проявления признаков одарённости;
• Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
• Возможности для развития ребёнка в условиях семьи.
Эффективные формы и методы работы с родителями.
Главная задача ДОУ - помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляя свой творческий потенциал, выбирая при этом оптимальные виды деятельности.
Система работы с одаренными детьми, реализуемая в группе, включает в себя 4 основных направления:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
Развивающая среда способствует формированию, утверждению чувства уверенности в себе, позволяет дошкольникам проверять и использовать свои способности, стимулирует их самостоятельность, инициативу, творчество.
Был приобретен и изготовлен ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий в группах (различные конструкторы, различные атрибуты для театральной деятельности и т. д.); были созданы творческие уголки с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические интеллектуальные игры.
Спортивный зал.
2. Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей у детей;
Выявление одаренных детей возможно различными способами. Наиболее доступным методом для педагога является метод наблюдения.
3. Повышение научно-методического уровня педагога по работе с одаренными учениками;
В группе работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и саморазвитию.
Педагоги, занимающиеся работой с одаренными детьми, обладают рядом особых качеств.
Это, прежде всего, высокий уровень их собственного интеллектуального развития, который позволяет им общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
В целях повышения научно-методического уровня педагогов только в этом году был проведен ряд семинаров и консультаций с педагогами, посвященных одаренности в дошкольном возрасте.
Семинары проводились по темам:
• «Теоретические основы детской одаренности»;
• «Одаренный ребенок, какой он»;
• «Виды детской одаренности»;
• «Принципы и методы выявления одаренных детей»;
• «Особенности работы с родителями одаренного ребенка».
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;
В этом учебном году активизировалась работа по организации различных интеллектуальных и творческих конкурсов. Учителя в группах организуют конкурсы чтения, конкурсы - выставки творческих работ и т. д. Это создает возможность для детей проявить свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует их к активности, к достижению новых результатов.
В целях выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году был проведен ряд интеллектуальных конкурсов, где учащиеся продемонстрировали возможности реализовать свои знания и навыки: "Лучший эксперимент", - "Я хочу знать все".
Хорошо известно, что одним из наиболее значимых факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в трё х направлениях:
1. Организация информационной среды для родителей:
- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;
- педагоги организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.
- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
- в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка»;
- оформляются благодарность родителям за помощь и участие в образовательном процессе ДОУ.
2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
Данная работа направлена :
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.).
Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.
Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.
Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;
• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.
Организация работы по формированию элементарных математических представлений с одаренными детьми в условиях ДОУ.
Для интеллектуально одаренных детей программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней глубоко и прочно усваиваются, поэтому в организации учебного процесса используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное образование предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, по мнению FEMP, является развитие их логического мышления, что подразумевает формирование методов мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, строить простейшие выводы, делать выводы.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ наряду с другими методами. Это позволяет придать комплексный характер непосредственно организованной деятельности (дети не только формируют математические представления, но и развивают речь, развивают изобретательские способности); дает детям возможность стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.
Используемые игры способствуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, а также формированию морально-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
При организации математического уголка особое внимание уделяется его содержанию, так как оно должно отвечать потребностям актуального, непосредственного и перспективного творческого развития ребенка, формирования его способностей.
Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще, кроме программного содержания. Поэтому в нашей группе стало традицией проведение занятий с использованием песочной терапии. Дети группы с удовольствием не только решают занимательные задачи, но и инсценируют их, переносят все свои знания через построение сказочного мира песка.
Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей).
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки).
Таким образом, система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.
Список используемой литературы:
1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности.
2. Бушменская Г. В. и. Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т
4. Козырева. Е. А. Одаренные дети : проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.
5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.
6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.