Ольга Зыкова
Вторая жизнь пластилина
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка — один из древнейших видов приклад-
ного искусства. Из глины люди лепили посуду
и игрушки. Глина служила строительным материа-
лом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писа-
ли письма и документы. Но для детского творчества
глина сложный материал, детям гораздо проще, до-
ступнее и удобнее использовать пластилин. Сейчас
можно приобрести всевозможные виды и сорта пла-
стилина: мягкий, пожёстче, флюоресцентный, арома-
тический и т. д. Но что делать с пластилином, кото-
рый уже был использован в поделках? Ведь зачастую
Публикация «Вторая жизнь пластилина» размещена в разделах
пластилин разных цветов перемешивается между со-
бой и становится непригодным. Мы с детишками мо-
ей группы даём использованному пластилину вторую
жизнь : лепим из него народные игрушки и раскраши-
ваем. Получаются работы необыкновенной красоты.
Познавая историю родного края, играя с народными
игрушками, дети усваивают мудрость народа, его ду-
ховное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в спра-
ведливость, необходимость добросовестного труда,
уважения к человеку, бережное отношение к приро-
де. Ведь ещё К. Д. Ушинский писал, что «народное
искусство в силу своей специфики оказывает силь-
ное влияние на ребёнка и побуждает мыслить форма-
ми, красками, звуками, ощущениями». В своей работе
с детьми я опираюсь на методики и разработки таких
исследователей детского изобразительного творчест-
ва, как А. П. Усова, Т. С. Комарова, А. А. Грибовская,
И. А. Лыкова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.
Вместе с детьми мы создали кружок «Город ма-
стеров», в котором ребята с удовольствием занима-
ются как на планируемых занятиях, так и в свобод-
ное время. Я предлагаю вашему вниманию конспект
одного из наших занятий.
Декоративное рисование
на объёмной форме «Лошадки
из Дымково»
Конспект образовательной
деятельности
Конспект соответствует программе воспитания
и обучения в детском саду под редакцией М. А. Ва-
сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Интеграция образовательных
областей:
Художественное творчество, Познание, Художе-
ственная литература, Труд, Коммуникация, Музыка.
Задачи:
область «Художес твенное творчес тв о» :
продолжать знакомить детей с особенностями
декоративной лепки;
закреплять умение лепить животных по типу на-
родных игрушек, передавая их характерные осо-
бенности;
формировать умение украшать узорами предме-
ты декоративного искусства;
область «Познание» :
развивать восприятие, умение выделять разноо-
бразные свойства и отношения предметов;
формировать умение различать цвета по насы-
щенности, правильно называть их;
развивать глазомер;
область «Художес твенная литерат ура» :
развивать интерес детей к слушанию сказок;
учить приёмам запоминания потешек, частушек,
пословиц;
область «Труд» :
воспитывать у детей желание участвовать в сов-
местной трудовой деятельности;
развивать умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать бережное отношение к материалам
и инструментам;
область «Коммуникация» :
расширять и активизировать словарный запас;
область «Музыка» :
формировать музыкальную культуру на основе
знакомства с народной музыкой.
Словарная работа:
Дымково, свистунья, девица-душа, кольца, ром-
бы, малиновый, нарядный, праздничный.
Подготовительная работа:
чтение художественной литературы о народ-
ных промыслах; чтение рассказа К. Д. Ушинского
«Лошадь»; рассматривание дымковских игрушек,
использование метода «жеста», актуализация опы-
та детей; беседа на тему «Дымка», заучивание сти-
хотворений П. Синявского о дымковской игрушке;
вечер загадок на тему «Дымковские игрушки»; леп-
ка фигурки лошадки из использованного пластили-
на и раскрашивание её в белый цвет.
Оборудование:
• демонстрационное: таблицы с элементами дым-
ковской росписи и характерными цветосочета-
ниями, рисунки — варианты узоров на лошадках;
• раздаточное: вылепленные фигурки лошадок, гу-
ашевые краски, ватные палочки, кисточки, сал-
фетки;
• информационные технологии: презентация
«Дымковская игрушка»;
• ТСО: аудиозапись с народной музыкой «Коль-
цо души-девицы», «Ах, не лист осенний», «Из-
за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».
Ход образовательной
деятельности
Воспитател ь. Ребята, сегодня мы поговорим об
игрушках. Эти игрушки необычные, они сделаны ру-
ками мастеров разных народов. Издавна славится на-
ша родина своими мастерами, своими делами. Где бы
мы ни были — везде встретим чудо-мастеров, умею-
щих превращать природные материалы в удивитель-
ные творения. Места, где живут эти мастера, назы-
вают центрами народных промыслов. Их много. На
реке Вятке находится Дымковская слобода, которая
славится своими мастерами и игрушками.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
В. Фофанов
— Ласково и нежно называют в народе эту иг-
рушку — дымка. Откуда же такое удивительное на-
звание?
— Оказывается, глиняные игрушки делали зи-
мой и ранней весной, когда шла длительная под-
готовка к весенней ярмарке «Свистунья». На бере-
гу брали глину, из которой лепили фигурки коней,
оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавале-
ров и многое другое. Чтобы обжечь игрушки, печи
топили до поздней ночи, и вся слобода была в ды-
му, в дымке. От этого и возникло название Дымко-
во, а игрушки стали называть дымковскими. Что же
это за игрушки?
— Давайте посмотрим на эти замечательные иг-
рушки и обратим внимание на их особенности.
Воспитатель демонстрирует дымковские игрушки.
— Особенно отличаются игрушки, изображаю-
щие животных. Дымковские кони с пышной гривой
и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Воспитатель показывает варианты оформления ло-
шадок по мотивам дымковской игрушки, предлагает рас-
смотреть узоры и сказать, какими красками мастерицы
расписывают игрушки.
Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, празд-
ничные: жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный,
есть немного чёрного, но его используют для оформления
таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.
Затем воспитатель обращает внимание на то, что узоры
в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
Воспитател ь. Много-много лет назад мастери-
цы расписывали свои игрушки кругами, точками,
кольцами. Такие узоры всем понравились, полюби-
лись. Эти мастерицы научили других мастериц —
своих дочек и внучек, а те — своих. И в наши дни
мастерицы в селе Дымково продолжают расписы-
вать игрушки так, как это делали их бабушки и пра-
бабушки.
— И по сей день дымковская игрушка продолжа-
ет радовать нас своей яркостью, красочностью, а сла-
ва о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Беседа по результатам наблюдений
Воспитател ь. Что общего у всех этих игрушек?
— Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше
всего? Почему?
— Какие элементы геометрического орнамента
использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, поло-
ски, точки, линии, ромбы, волны)
— А какие цвета для своих игрушек использо-
вали дымковские мастера? (Красный, синий, малино-
вый, жёлтый, оранжевый, зелёный)
— Какая характерная отличительная особен-
ность у дымковской игрушки? (Дымковская игрушка
белоснежная. Перед тем как расписать дымковскую
игрушку, её белили мелом, разведённым в молоке).
— Обратите внимание, что в узорах присутству-
ет не более трёх-четырёх цветов.
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитростно светла,
Видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
В. Фофанов
— Ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую,
чтобы стать настоящими народными мастерами
и расписать вылепленные вами из использованного
пластилина дымковские лошадки.
Воспитатель обращает внимание на основные
этапы росписи (от крупных деталей к мелким, вы-
ставляет схему, показывающую последовательность
работы, и предлагает детям приступить к работе.
В процессе самостоятельной работы воспита-
тель предоставляет детям полную творческую сво-
боду, оказывая индивидуальную помощь; приобо-
дряет детей пословицами, поговорками:
«Терпение и труд — всё перетрут»,
«Умелец да рукоделец и себе и людям славу
приносит».
В конце занятия устраивают ярмарку, которая
сопровождается звучанием весёлой народной музы-
ки и игрой на деревянных ложках. Все дети заслужи-
вают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то,
что лучше всего удалось.
— Молодцы, ребята, славно потрудились! Проя-
вили отличные навыки и знания. Замечательные из
вас получились мастера дымковской игрушки!
Глазам — радость, душе — отрада!
— Ну а теперь, после усердной работы, я пригла-
шаю вас на чаепитие с баранками. Так всегда делали
дымковские мастера.
— Мы с вами оформим все работы выставкой-
ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть
на ваше искусство. Им будет очень приятно, что вы
помните народные ремёсла наших предков и продол-
жаете их дело в современной жизни.
Все работы воспитатель после занятия покрыва-
ет прозрачным лаком для сохранения цвета и про-
чности.