МААМ-картинки

Вторая жизнь пластилина

Ольга Зыкова
Вторая жизнь пластилина
▼ Скачать + Заказать документы

Лепка — один из древнейших видов приклад-

ного искусства. Из глины люди лепили посуду

и игрушки. Глина служила строительным материа-

лом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писа-

ли письма и документы. Но для детского творчества

глина сложный материал, детям гораздо проще, до-

ступнее и удобнее использовать пластилин. Сейчас

можно приобрести всевозможные виды и сорта пла-

стилина: мягкий, пожёстче, флюоресцентный, арома-

тический и т. д. Но что делать с пластилином, кото-

рый уже был использован в поделках? Ведь зачастую

Публикация «Вторая жизнь пластилина» размещена в разделах

пластилин разных цветов перемешивается между со-

бой и становится непригодным. Мы с детишками мо-

ей группы даём использованному пластилину вторую

жизнь : лепим из него народные игрушки и раскраши-

ваем. Получаются работы необыкновенной красоты.

Познавая историю родного края, играя с народными

игрушками, дети усваивают мудрость народа, его ду-

ховное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в спра-

ведливость, необходимость добросовестного труда,

уважения к человеку, бережное отношение к приро-

де. Ведь ещё К. Д. Ушинский писал, что «народное

искусство в силу своей специфики оказывает силь-

ное влияние на ребёнка и побуждает мыслить форма-

ми, красками, звуками, ощущениями». В своей работе

с детьми я опираюсь на методики и разработки таких

исследователей детского изобразительного творчест-

ва, как А. П. Усова, Т. С. Комарова, А. А. Грибовская,

И. А. Лыкова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.

Вместе с детьми мы создали кружок «Город ма-

стеров», в котором ребята с удовольствием занима-

ются как на планируемых занятиях, так и в свобод-

ное время. Я предлагаю вашему вниманию конспект

одного из наших занятий.

Декоративное рисование

на объёмной форме «Лошадки

из Дымково»

Конспект образовательной

деятельности

Конспект соответствует программе воспитания

и обучения в детском саду под редакцией М. А. Ва-

сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Интеграция образовательных

областей:

Художественное творчество, Познание, Художе-

ственная литература, Труд, Коммуникация, Музыка.

Задачи:

область «Художес твенное творчес тв о» :

продолжать знакомить детей с особенностями

декоративной лепки;

закреплять умение лепить животных по типу на-

родных игрушек, передавая их характерные осо-

бенности;

формировать умение украшать узорами предме-

ты декоративного искусства;

область «Познание» :

развивать восприятие, умение выделять разноо-

бразные свойства и отношения предметов;

формировать умение различать цвета по насы-

щенности, правильно называть их;

развивать глазомер;

область «Художес твенная литерат ура» :

развивать интерес детей к слушанию сказок;

учить приёмам запоминания потешек, частушек,

пословиц;

область «Труд» :

воспитывать у детей желание участвовать в сов-

местной трудовой деятельности;

развивать умение доводить начатое дело до конца;

воспитывать бережное отношение к материалам

и инструментам;

область «Коммуникация» :

расширять и активизировать словарный запас;

область «Музыка» :

формировать музыкальную культуру на основе

знакомства с народной музыкой.

Словарная работа:

Дымково, свистунья, девица-душа, кольца, ром-

бы, малиновый, нарядный, праздничный.

Подготовительная работа:

чтение художественной литературы о народ-

ных промыслах; чтение рассказа К. Д. Ушинского

«Лошадь»; рассматривание дымковских игрушек,

использование метода «жеста», актуализация опы-

та детей; беседа на тему «Дымка», заучивание сти-

хотворений П. Синявского о дымковской игрушке;

вечер загадок на тему «Дымковские игрушки»; леп-

ка фигурки лошадки из использованного пластили-

на и раскрашивание её в белый цвет.

Оборудование:

демонстрационное: таблицы с элементами дым-

ковской росписи и характерными цветосочета-

ниями, рисунки — варианты узоров на лошадках;

раздаточное: вылепленные фигурки лошадок, гу-

ашевые краски, ватные палочки, кисточки, сал-

фетки;

информационные технологии: презентация

«Дымковская игрушка»;

ТСО: аудиозапись с народной музыкой «Коль-

цо души-девицы», «Ах, не лист осенний», «Из-

за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».

Ход образовательной

деятельности

Воспитател ь. Ребята, сегодня мы поговорим об

игрушках. Эти игрушки необычные, они сделаны ру-

ками мастеров разных народов. Издавна славится на-

ша родина своими мастерами, своими делами. Где бы

мы ни были — везде встретим чудо-мастеров, умею-

щих превращать природные материалы в удивитель-

ные творения. Места, где живут эти мастера, назы-

вают центрами народных промыслов. Их много. На

реке Вятке находится Дымковская слобода, которая

славится своими мастерами и игрушками.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали.

В. Фофанов

— Ласково и нежно называют в народе эту иг-

рушку — дымка. Откуда же такое удивительное на-

звание?

— Оказывается, глиняные игрушки делали зи-

мой и ранней весной, когда шла длительная под-

готовка к весенней ярмарке «Свистунья». На бере-

гу брали глину, из которой лепили фигурки коней,

оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавале-

ров и многое другое. Чтобы обжечь игрушки, печи

топили до поздней ночи, и вся слобода была в ды-

му, в дымке. От этого и возникло название Дымко-

во, а игрушки стали называть дымковскими. Что же

это за игрушки?

— Давайте посмотрим на эти замечательные иг-

рушки и обратим внимание на их особенности.

Воспитатель демонстрирует дымковские игрушки.

— Особенно отличаются игрушки, изображаю-

щие животных. Дымковские кони с пышной гривой

и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Воспитатель показывает варианты оформления ло-

шадок по мотивам дымковской игрушки, предлагает рас-

смотреть узоры и сказать, какими красками мастерицы

расписывают игрушки.

Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, празд-

ничные: жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный,

есть немного чёрного, но его используют для оформления

таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.

Затем воспитатель обращает внимание на то, что узоры

в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

Воспитател ь. Много-много лет назад мастери-

цы расписывали свои игрушки кругами, точками,

кольцами. Такие узоры всем понравились, полюби-

лись. Эти мастерицы научили других мастериц —

своих дочек и внучек, а те — своих. И в наши дни

мастерицы в селе Дымково продолжают расписы-

вать игрушки так, как это делали их бабушки и пра-

бабушки.

— И по сей день дымковская игрушка продолжа-

ет радовать нас своей яркостью, красочностью, а сла-

ва о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

Беседа по результатам наблюдений

Воспитател ь. Что общего у всех этих игрушек?

— Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше

всего? Почему?

— Какие элементы геометрического орнамента

использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, поло-

ски, точки, линии, ромбы, волны)

— А какие цвета для своих игрушек использо-

вали дымковские мастера? (Красный, синий, малино-

вый, жёлтый, оранжевый, зелёный)

— Какая характерная отличительная особен-

ность у дымковской игрушки? (Дымковская игрушка

белоснежная. Перед тем как расписать дымковскую

игрушку, её белили мелом, разведённым в молоке).

— Обратите внимание, что в узорах присутству-

ет не более трёх-четырёх цветов.

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно светла,

Видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла!

В. Фофанов

— Ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую,

чтобы стать настоящими народными мастерами

и расписать вылепленные вами из использованного

пластилина дымковские лошадки.

Воспитатель обращает внимание на основные

этапы росписи (от крупных деталей к мелким, вы-

ставляет схему, показывающую последовательность

работы, и предлагает детям приступить к работе.

В процессе самостоятельной работы воспита-

тель предоставляет детям полную творческую сво-

боду, оказывая индивидуальную помощь; приобо-

дряет детей пословицами, поговорками:

«Терпение и труд — всё перетрут»,

«Умелец да рукоделец и себе и людям славу

приносит».

В конце занятия устраивают ярмарку, которая

сопровождается звучанием весёлой народной музы-

ки и игрой на деревянных ложках. Все дети заслужи-

вают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то,

что лучше всего удалось.

— Молодцы, ребята, славно потрудились! Проя-

вили отличные навыки и знания. Замечательные из

вас получились мастера дымковской игрушки!

Глазам — радость, душе — отрада!

— Ну а теперь, после усердной работы, я пригла-

шаю вас на чаепитие с баранками. Так всегда делали

дымковские мастера.

— Мы с вами оформим все работы выставкой-

ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть

на ваше искусство. Им будет очень приятно, что вы

помните народные ремёсла наших предков и продол-

жаете их дело в современной жизни.

Все работы воспитатель после занятия покрыва-

ет прозрачным лаком для сохранения цвета и про-

чности.

Публикации по теме:

«Песочные рисовалки», или Вторая жизнь чернильных колпачков«Песочные рисовалки», или Вторая жизнь чернильных колпачков Одно их модных сегодня направлений в декоративном искусстве – рисование песком. Мастера способны приручить этот материал, создавая настоящие,.

Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей»Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей» В рамках реализации природоохранных социально - образовательных проектов "Эколята - дошколята" в нашем детском саду была организована выставка.

Мастер-класс по ремонту старых игрушек «Вторая жизнь»Мастер-класс по ремонту старых игрушек «Вторая жизнь» Мастер-класс по ремонту старых игрушек:" Вторая жизнь" Наш детский сад очень старый, построен и пущен в эксплуатацию в 1950году. Но это.

Наша выставка «Вторая жизнь ненужных вещей»Наша выставка «Вторая жизнь ненужных вещей» Первое полугодие мы боролись с мусором и решали экологические проблемы. Частью нашей работы стала выставка поделок, которые сделали ребята.

Проект «Вторая жизнь бумаги» Тема проектной работы «Вторая жизнь бумаги» [/b] ФИО участника проекта: Васильев Захар Руководитель проекта: воспитатель Толмачёва Нелли.

Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковкам» Семейный экологический проект «Чистая планета» Номинация: «Вторая жизнь упаковкам» Автор проекта: Лемак Илья 5 лет и мама Лемак.

Вторая жизнь пластиковых бутылок (фотоотчёт)Вторая жизнь пластиковых бутылок (фотоотчёт) С 3 по 10 октября 2016 года по всей России проходили экологические уроки «Хранители воды», которые реализуются по инициативе компании PepsiCo,.

Вторая жизнь старых ёлочных украшений. ФотоотчётВторая жизнь старых ёлочных украшений. Фотоотчёт Готовясь к украшению Новогодней ёлки, мы часто не вешаем на неё игрушки или украшения, которые по некоторым причинам испортились. Одни.

Экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей»Экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей» Обоснование и выбор темы проекта: Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце….

Экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Экологический проект: «Вторая жизнь упаковки» Руководитель работы: воспитатель Животовская Татьяна Анатольевна МБДОУ ДС № 3 «Вишенка» Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вторая жизнь пластилина
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 17:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вторая жизнь пластилина» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зыкова (УИ 24230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД