Вера Балтачева
Классный час по толерантности «Всё в твоих руках» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Всё в твоих руках.
Классный час по толерантности в 3 классе.
Занятие подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ Старозятцинская СОШ
Балтачева Вера Леонидовна
Цель урока: формирование качества толерантности
Задачи:
• ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
• развивать коммуникативные умения детей
• развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
Публикация «Классный час по толерантности „Всё в твоих руках“ в 3 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
• развивать умение пользования словарями
Оборудование:
• индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
• индивидуальный рабочий лист (Приложение 2)
• история-притча (Приложение 3)
• изображение цветов (тюльпана, георгина, нарцисса, столетника, розы)
Ход занятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
Учитель. Сегодня необычный урок. Мы не будем заниматься математикой, чтением и т. п. Мы будем изучать? Это вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) Проверяем отгадку.
Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
III. Вступительная беседа
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трё х составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2. легкое устанавливание контактов (общительность)
3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5. устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6. стремление сделать другому добро (доброта)
7. сострадание (милосердие)
8. почтительное отношение (уважение)
9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Дети. Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)
Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
V. Физкультминутка.
Учитель. Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.
VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» [2] (слайд 4) Что такое столетник?
Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.
Учитель демонстрирует цветок для показа детям. По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:
• красный
• зелёный
• розовый
• коричневый
• жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза. Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы?
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
1.
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
2.
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
3.
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
4.
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
5.
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
6.
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
7.
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
8.
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»)
– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов.
• красный – чувство возбуждения
• зелёный – чувство спокойствия
• розовый – чувство счастья
• коричневый – чувство угнетённости
• жёлтый – чувство уверенности
Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
Б. Заходера «Мы - друзья»)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
VII. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
VIII. Итог.
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю-притчу. (Приложение 3)
Беседа по притче
Итог.
Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого какими мы будем зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир лучше. Спасибо за внимание.
Приложение 1
Тест
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Приложение 2
ФИ ребёнка___
Приготовьте карандаши:
• красный
• зелёный
• розовый
• коричневый
• жёлтый
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
Приложение 3
Ворота сада
(Притча)
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвё л сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».