Гаяне Стрекалова
Встреча в музыкальной гостиной «Мамина песня» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча в музыкальной гостиной.
«Мамина песня»
Цель:
-- Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.
-- Приобщение детей к истокам русского народного творчества.
Задачи:
-- ознакомить детей с жанром народного творчества – колыбельной песней;
-- формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству;
Публикация «Встреча в музыкальной гостиной „Мамина песня“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
-- развивать эмоциональный отклик на музыку;
-- помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни;
-- способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций
в пении колыбельных песен.
Мамы заходят в зал, полукругом садятся на стулья.
Дети входят в зал, встают полукругом.
Дети:
На свете добрых слов не мало,
Но всех добрее и важней одно.
Их двух слогов простое слово (Вместе) МА-МА.
И нету слов дороже, чем оно.
Мама! Бесконечна твоя доброта,
И забота не знает усталости.
Материнской души красота
Неподвластна невзгодам и старости.
Пусть идут чередою года,
И ложатся морщинки упрямо,
Будь здорова ты, мама, всегда,
Будь ты счастлива, милая мама!
ПЕСНЯ «МАМОЧКА, ТЫ ЧУДО!»
Ребенок: Мама долго хлопотала:
Все дела, дела, дела.
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я ее не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного -
Я ей песенку спою.
К маме стану я поближе -
Очень я ее люблю!
Жалко только, что не слышит
Мама песенку мою.
Нету песенки чудесней.
Может, петь погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне?.
ПЕСНЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ. ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСЕНКА»
Дети садятся рядом с мамами на стулья.
Вед: Здравствуйте, ребята и мамочки! Рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной.
Тема сегодняшней встречи – «МАМИНА ПЕСНЯ». Сегодня мы перенесемся в те далекие времена, когда «сказки по земле ходили», когда мамы пели своим малышам песни у колыбели. Колыбельная – первая песня, которую слышит ребенок, приходя в этот мир. Это удивительный дар прошлого.
Из-за печки раздается чихание, в зал выходит домовенок Кузя.
Кузя: Апхи! Печь не топлена, горшки не помыты, сковорода не чищена! Ой, беда-беда, огорчение!
Вед: А вы кто?
Кузя: Домовые мы, счастье в дом приносим!
Вед: Ой, ребята, нам счастье в дом привалило! Как вас зовут?
Кузя: Кузькой, можно Кузенькой. Я маленький еще, семь веков всего, восьмой пошел!
Вед: Ой, да вы пещерный человек!
Кузя: Вот тютеха, недотепа непонятливая! Я не пещерный, я – домовой! Твоя что ли горница?
Вед: Наша!
Кузя: А вы случайно моего сундучка тут со сказками да колыбельными не видали?
Пропал куда-то сундучок-то!
Вед: Ребята, посмотрите вокруг, сундучка нигде не видно?
(Дети замечают сундучок. Приносят Кузе.)
Кузя: (открывает сундучок) Ой! Беда-беда, огорчение! Сундучок-то пустой, где же мои сказочки, песенки колыбельные? Пожалейте сироту бесприютную! Домой хочу к Нафане!
А без сказок и колыбельных жизни мне нет!
Вед: Ты, Кузенька, не плачь! Самоварчик у нас новенький, ложечки серебряные, прянички сахарные.
Попей чайку, успокойся! А мы с ребятами и мамами тебе поможем.
Сказочки докучные станем рассказывать, а ты записывай!
Кузя: Это какие такие докучные? (Дети отвечают)
Вед: Правильно, это та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот и расскажем.
Жил-был царь.
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало –
Начинай сначала.
Медведь и вода.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Овечка на мосту.
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?.
Мы с тобой шли?
Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли
Купи слона.
- Купи слона!
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона.
Кузя: Ох, и складно вы, ребята, сказки сказываете.
Вед: А что же ты не записываешь?
Кузя: А я писать не умею! Я их так в сундучок складываю! (Показывает нагребая в горсть и бросая в сундучок) А баюкашные песни петь умеете?
Вед: А что значит баюкашные? (Ответы детей) Колыбельные начали сочинять в древние времена, чтобы успокоить детей перед сном, убаюкать младенцев, поэтому их еще называли баюкашными. Название колыбельной песни произошло от слова колыбель. (Подходит к колыбели) Колыбать (колебать) -- «качать, укачивать».
Кузя: Ой, беда-беда, огорчение! Негде голову приклонить!
Вед: Как же негде! Вот колыбелька качается, только застелить надо! Приглашаю девочек колыбельную песенку спеть, да колыбельку приготовить малышу.
(Девочки несут матрасик, простынку, подушку большую и маленькую, одеяло и тд.)
ПЕСНЯ -- КОЛЫБЕЛЬНАЯ «КАК У НАШЕГО КОТА»
Каждая девочка поет про свой предмет и кладет его в колыбель:
Как у нашего кота (Поют все девочки)
Колыбелька хороша.
А у дитятки маво
Да получше его.
Как у нашего кота
Перинушка пухова.
А у дитятки маво
Да пушистей его.
Как у нашего кота
Одеялечко тепло,
А у дитятки маво
Потеплее его.
Как у нашего кота
И подушечка бела,
А у дитятки маво
И белее его.
Как у нашего кота
Занавесочка ярка,
А у дитятки маво
Да поярче его.
Как у нашего кота
Колыбелька золота.
А у дитятки маво
Да получше его. (У последней девочки в руках кукла. Она, качая, кладет ее в колыбель.)
Вед: А тебе Кузя подушка под ушки. Ложись на лавочку, сундучок под лавочку.
Кузя: Некогда мне спать, мне теперь работа важная привалила. Малыша в колыбельке качать буду.
(Садится к колыбели, поет «баю-баю»)
Выходит девочка:
Дочке, сыну перед сном
Мама песенку поёт,
Нежным, тихим голоском
В сказку дивную зовёт.
В сказке той тепло, уютно,
Волшебства там полон мир.
Вот спрошу её на утро,
Кто же маму научил?
Выходит мальчик:
Кто слова ей подсказал?
Кто ей ноты написал?
Почему всегда я сразу
В колыбели засыпал?
А подумать, если честно,
«Баю-баю-баюшки» -
В детстве мамам эту песню
Пели наши бабушки.
Я бы, может,и послушал
Песенку весёлую,
Почему-то от подушки
Не поднять мне голову…
Когда вырасту большим,
Детям маленьким своим
Обязательно спою
Песню колыбельную.
Вед: Ребята, кто же научил наших мам и бабушек петь колыбельные песни (Их бабушки и мамы). Колыбельная песня была когда-то создана чьей-то мамой или няней, только имени их мы не знаем. Затем от мамы перешла к дочке, а от дочки к ее дочке. Так и сохранились колыбельные песни до наших дней. И у каждого народа есть свои колыбельные песенки.
«Колыхана» -- так называется белорусская колыбельная.
ТАНЕЦ С КУКЛАМИ «КОЛЫХАНКА» (Девочки)
(Кузя засыпает на лавочке.)
Вед: Кузенька, проснись! Мы тебе еще не все колыбельные спели!
Кузя: А я и не спал! Так, задремал чуток и проспал часок! (Зевает, трет глаза)
Вед: (Подходит к колыбели, заглядывает, раздается плач.) Сам то уснул, а малыш не спит!
Позовем котика на помощь. (Подходит ребенок-котенок, берет на руки малыша, качает, дети поют)
Уж ты, котенька-коток,
Котик – серенький хвосток,
Приди, котик ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Вед: Спит?
Котик: Не спит!
Вед: Позову-ка гулюшек. Гули-гулюшки летите нашу детку усыпите.
(Прилетает голубок, берет малыша на руки. Котик стоит рядом. Дети поют.)
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Они стали ворковать,
Мою детку усыплять.
Вед: Ну, что, уснул?
Гуля: Нет!
Вед: Придется собачку позвать.
(Прибегает собачка, берет малыша на руки. Кот и Гуля стоят рядом. Дети поют.)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Приходи ночевать,
Наших деток покачать.
Вед: А теперь спит?
Собачка: Нет!
Вед: Зайки прибегайте, малышку покачайте! (Прибегает Зайка, берет малышку, качает. Дети поют.)
Дети: Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки,
Стали в дудочки играть,
Стали детки засыпать.
Вед: Теперь спит?
Все: Да! (На цыпочках уходят на места)
Вед: Знаете, ребята, есть в колыбельных такие сказочные, выдуманные образы: Сон, Дрема, Угомон.
Уж как Сон ходил по лавке, Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела, к Маше в спаленку зашла.
Да в кроватку забрела, на подушечку легла.
На подушечку легла, Машу ручкой обняла.
ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ХОДИТ СОН БЛИЗ ОКОН»
Считалкой выбирают Дрему (водящего) :
Спят игрушки, спят зверята, солнце спит, трава, цветы.
Зубки чистите, ребята, спать идите, первый – ты!
Дети идут по кругу, взявшись за руки, Дрема в кругу.
Дрема движется противоходом, поет вместе с детьми:
Ходит сон близ окон. Все ли спят? Все ли спят?
Бродит Дрема возле дома и глядит на ребят.
На вторую часть музыки дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Дрема выходит через «воротца» из круга и вновь заходит, выходит через другие «воротца» и опять заходит и т. д. Дрема говорит тихо, спокойно:
- Закрывайте глазки, пусть приснятся сказки.
Дети закрывают глаза. Водящий выходит из круга, идет за кругом и незаметно до кого – нибудь дотрагивается (это остается в тайне) и становится вместе с детьми.
Дети: 1,2,3 – Дрема – выходи!
Игра повторяется. Дрема – выбранный ребенок.
Вед: Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю,
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою:
Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю. (М. Ю. Лермонтов.)
Мамы и ребята, какие ласковые и нежные слова подходят для колыбельной?
Мамы и дети называют:
солнышко, зайчик, лапочка, сыночек, доченька, цыплёнок, родной, любимый, гуленьки, люленьки и т. д.
ИГРА «УГАДАЙ И ЗАПОЙ КОЛЫБЕЛЬНУЮ» (Для мам и детей)
Кузя: Я тоже ласковые слова знаю: дуреха ты моя распрекрасная, горе ты мое луковое, чучело ты мое непутевое, трухлявенькая моя гнилушечка, яхонтовая моя и тд.
Вед: Сказал-то ты, Кузенька, слова ласково, да сами слова неприветливые.
Ребята, а как вы думаете, бывают колыбельные без слов? (Ответы детей)
Кто сочиняет такие колыбельные? (композиторы). У композиторов разных эпох встречаются колыбельные мелодии, песни. У Амадея Моцарта, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Анатолия Константиновича Лядова.
Колыбельная из балета «Щелкунчик» сочинённая П. И. Чайковским – светлая, нежная, убаюкивающая. Но в ней ещё скрыто волшебство, если вообразить, то можно попасть в сказку прямо сейчас.
ОРКЕСТР «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (П. И. Чайковский «Щелкунчик»)
Вед: У многих народов считалось, что колыбельные песни, защищают ребёнка, охраняют его сон.
Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни, они снимают тревожность, возбуждение.
Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла.
Вед: Кузенька, а почему ты в свою шкатулочку собираешь сказки да песенки колыбельные?
Кузя: Да в них же самое важное сокрыто! Догадайтесь, что?
Вед: Самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что он защищен, любим. Когда вырастет малыш и станет взрослым, когда мамы уже не будет рядом, его будет поддерживать и оберегать материнская колыбельная.
Вед: А теперь, Кузенька, собирай в свою шкатулочку колыбельные, которые мамы сами придумали для своих дочек сыночков.
ИГРА «БУСЫ ИЗ МАМИНЫХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ»
Мамы поют колыбельные своему ребенку. Дети нанизывают бусины на веревочку.
Кузя: Не хозяин, кто своего хозяйства не знает. А у меня теперь в хозяйстве добра привалило!
Полная шкатулочка! Спасибо, бриллиантовые мои! Можно я у вас останусь? Буду ваш дом охранять!
Вед: Ребята, оставим Кузеньку в нашем детском саду? Пусть у нас домохозяином работает!
Кузя: Вы меня не видели, я вас не видел!
Вед: Почему?
Кузя: Нам показываться не положено!
«Песня матери - главная песня в мире; начало всех человеческих песен"--
говорил Расул Гамзатов.
Дорогие мамы примите от ребят подарки- книжечки с колыбельными песнями