Наталья Сидоренко
Экологический проект «Всероссийский день зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект, посвященный «Всероссийскому дню зимующих птиц»
Введение.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Александр Яшин
Публикация «Экологический проект „Всероссийский день зимующих птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
15 января отмечается Всероссийский экологический праздник «День зимующих птиц». История этой даты связана с именем поэта Александра Яковлевича Яшина и писателя Евгения Николаевича Носова. Союз охраны птиц России предложил 15 января 2003 года – день рождения Евгения Носова – объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь.
Среди последних произведений Евгения Ивановича есть рассказ «Покормите птиц». Прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой.», Евгений Иванович в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей своего города Курска, расклеивая на видных местах листовки со стихотворением Яшина. На надгробье Евгения Носова (как он и завещал) помещена надпись «Покормите птиц…». Зима для птиц — самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить при условии, что у них будет достаточно корма.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Вид проекта : экологический, исследовательский, творческий
Участники проекта : воспитанники группы №14, родители, воспитатели Сыроватская Н. В., и Сидоренко Н. Г.
Сроки проекта : 09.01.2023 — 18.01.2023
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-пополнить развивающую среду по теме проекта;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Предполагаемые результаты:
- укрепление интереса к пернатым обитателям планеты
- устойчивое желание оказывать помощь птицам
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы
- повышение заинтересованности родителей в проектной деятельности группы
Материально-техническое:
Презентация «Кто к кормушке прилетал»
Книги по теме и иллюстрации зимующих птиц
Киноматериалы «Интересные факты из жизни птиц»
Материал для продуктивной деятельности
Продукты проектной деятельности :
- формирование книги «Зимующие птицы»
- акция «Столовая для пернатых»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
• Разработка дорожной карты по реализации проекта
• Подбор методической литературы, в соответствии с ФГОС ДО
• Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий
• Подборка пословиц и поговорок о птицах
• Информирование родителей о целях и этапах реализации проекта
• Первичное диагностирование детей по теме проекта
• Вовлечение детей
• Разработка сценария мероприятия, конспектов бесед, консультаций, дидактических игр.
Основной этапы реализации проекта
1 этап
1. Анализ первичного диагностирования детей, корректировка дорожной карты.
2. Вовлечение родителей в формирование РППС
3. Создание предметно – развивающей среды, для реализации проекта в соответствии с тематикой проекта и соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2 этап
1. Проведение тематических бесед с детьми, дидактических игр, чтение сказок и просмотр мультфильмов
2. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр
4. Продуктивная деятельность
5. Вовлечение родителей в изготовление кормушек, презентацию одного из вида зимующих птиц.
3 этап
1. Защита мини-проетков «Познакомлю с птицей вас»
2. Викторина «Все, все о зимующих птицах»
3. Продуктивная деятельность
Заключительный этап
Акция «Столовая для пернатых»
Вывод.
В ходе реализации проектной деятельности были достигнуты все поставленные задачи. На завершающем этапе проекта дети уверенно составляли описательные рассказы о жизни пернатых, легко классифицировали птиц (зимующие и перелетные)
В игровой деятельности можно было наблюдать игровые ситуации связанные с темой проекта. В продуктивной деятельности дети изображали пернатых с опорой на полученные знания.
Родители активно участвовали в реализации проекта : пополнили коллекцию изображений птиц, было изготовлено 8 кормушек, 10 мини-проектов было защищено в течении 2 недель.
Дорожная карта экологического проекта
в старшей группе №14 МБДОУ детский сад №11,
«Всероссийский день зимующих птиц»
№
Наименование мероприятия
Дата
Содержание
1
Подготовительный этап 09.01.2023 — 18.01.2023
1.1
Разработка дорожной карты
09.01
Формирование цели и задачи, разработка перспективного планирования
Анализ имеющейся литературы и наглядного материала по данной теме
Подбор видео и фотоматериала по данной теме
1.2
Информирование родителей
09.01
Размещение в мессенджер консультации «Экологическое воспитание в старшем возрасте»
Информирование о целях и задачах предстоящего проекта
Совместная разработка мероприятий
Разработка конспектов занятий и подбор дидактического и игрового материала
1.3
Диагностирование детей
09.01
Диагностическая беседа с детьми о пернатых зимующих в городе
2
Основной этап 10.01- 17.01
2.1
Корректировка дорожной карты
09.01
Анализ первичной диагностики, внесение изменений в дорожную карту проекта
2.2
Формирование РППС
09.01
Размещение в книжном уголке портретов Е. Носова и А. Яшина. Иллюстрации к их произведениям. Энциклопедий о птицах. Дидактических игр.
2.3
Вовлечение детей в проект
09.01
Размещение в приемной группы пустой кормушки и пазлов с изображением птиц
2.4
Обобщение знаний детей зимующих птицах
09.01-11.01
1. Беседа «Что за домик без дверей?»
2. Дидактические игры «Собери пазлы», «Кто потерял перышко?», «Для кого готово угощенье?»
3. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
4. Экспериментальная деятельность «Волшебное перо»
5. Продуктивная деятельность «Синички — невелички»
6. Наблюдение за птицами на прогулке «Кто оставил нам следы?»
2.5
Расширение знаний детей о зимующих птицах
12.01-13.01
1. Просмотр видеоролика «Интересные факты из жизни зимующих птиц»
2. Чтение произведений зимующих птицах : Ю. Дмитриев «Снегирь»,
3. Составление мнемотаблицы «Зимующие птицы»
4. Защита мини проектов «Познакомлю с птицей вас»
5. Продуктивная деятельность рисование «Снегири на ветке», коллективная аппликация «Столовая для пернатых»
6. Исследовательская деятельность «Сколько кормушек в наших дворах»
2.6
Закрепление знаний детей о по теме проекта
16.01 - 17.01
1. Подведение итогов исследовательской деятельности «Сколько кормушек в наших дворах»
2. Беседа «Как согреваются птицы зимой?»
3. Чтение сказки «Г. Скребицкий и В Чаплина «Чем дятел зимой кормится», В. Бианки «Кусочек хлеба»
4. Защита мини проектов «Познакомлю с птицей вас»
2.7
Совместная работа с родителями
09.01 — 18.01
Подбор иллюстраций фотографий и иллюстраций
Расширение книжного уголка новой литературой
Изготовление совместно с детьми кормушек
Изготовление мини-проетков «Познакомлю с птицей вас»
3
Заключительный 13.02-17.02
3.1
Защита мини-проектов
18.01
Защита мини проектов «Познакомлю с птицей вас»
3.2
Итоговое диагностирование
18.01
Викторина по сказкам «Все, все о зимующих птицах»
3.3
Итоговое мероприятие
18.01
Акция «Столовая для пернатых» развешивание кормушек на территории детского сада и во дворах
3.4
Фото отчет
18.01
Составление фото отчета о проведенном проекте
Распространение опыта реализации литературного проекта на официальном сайте детского сада, в социальных сетях детского сада, в мессенджер для родителей
3.5
Подведение итогов
18.01
Распространение опыта работы по данной теме на личном сайте воспитателей