Приложение МААМ

Возрастные различия в проявление детской агрессивности

Мужилова Наталья
Возрастные различия в проявление детской агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные различия в проявление детской агрессивности

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. В настоящее время в обыденном понимании агрессивность считается стандартом поведения в сложных жизненных ситуациях, а также эффективным средством достижения поставленных целей. По этой причине образцы агрессивного поведения получают все большую распространенность.

Публикация «Возрастные различия в проявление детской агрессивности» размещена в разделах

Особенно остро проблема агрессивного поведения проявляется в подростковой среде. Многие нравственные нормы и ценности подростки осваивают не сразу, поэтому агрессивное поведение может создавать серьезные трудности в социальной адаптации ребенка подросткового возраста. В то же время проявления агрессивного поведения приводят к нарушению контактов подростка с окружающими, следствием чего является слабое развитие навыков межличностного взаимодействия. Однако подростковый возраст является оптимальным периодом для развития этих навыков, поэтому агрессивное поведение может приводить к сложностям в межличностных отношениях в будущем.

Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, подвергаются особому риску. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют образцов позитивного поведения. Также часто отношение окружающих к таким подросткам бывает особенно негативным, что служит еще одним фактором развития агрессивного поведения.

Изучением проблем агрессивного поведения подростков в условиях детского дома занимались Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Гребенкин, Е. В. Змановская, Е. В. Николаева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и ряд других. Исследования авторов позволяют утверждать, что в настоящий момент агрессивное поведение подростков в условиях детского дома требует детального изучения.

В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда другим. Типы агрессии выделяются на основании ее направленности, интенсивности, форм проявления. Агрессивное поведение возникает как результат агрессии и выражается в конкретных действиях, направленных на решение определенной проблемы. В зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке сложилось множество подходов к определению сущности агрессивного поведения.

Наиболее ранним является подход З. Фрейда, который считал, что агрессивные проявления следует понимать как устойчивую готовность индивида к активным, разрушительным актам и действиям. При этом они часто выражают собой вытесненные малооосознаваемые переживания и представляют своеобразный клапан для выхода опасных желаний.

В работах А. Бандуры и Р. Уолтерса агрессивное поведение понимается как результат социального научения. Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

По мнению Е. В. Змановской, важным аспектом агрессивного поведения является его волевая сторона. При этом в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Причина этого в том, что агрессия является результатом борьбы, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.

Общим для всех исследователей является понимание того, что данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. С учетом того, что агрессивное поведение может принимать патологические формы и затруднять развитие ребенка в подростковом возрасте, возникает необходимость его преодоления.

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими.

Г. П. Бочкарева выделяет характерные типы семей, в которых возможно возникновение агрессивного поведения подростков. К ним относятся семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям.

Семьи, в которых отсутствуют эмоциональные контакты между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи.

Семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы.

Агрессивное поведение подростков в детском доме может определяться специфическим характером социальной ситуации, в которой оказывается подросток. Данная ситуация характеризуется следующими показателями: особый социальный статус ребенка, никто им не интересуется, он никому не нужен; ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние; наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития; дефицит индивидуального общения; ограничение социальной активности; принудительный характер общения со сверстниками; скудный выбор образцов для подражания; неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.

Соответственно, подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых.

Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении просветительской и профилактической работы.

Задача психолого-педагогического просвещения заключается в знакомстве педагогов и работников учреждений интернатного типа с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития подростка, сформировать потребность в расширении психолого-педагогических знаний, желание использовать их в работе с подростком или в интересах развития собственной личности.

Психолого-педагогическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах его развития. В зависимости от сложности ситуации развития подростка и личностных особенностей детей выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Для оказания конкретных мер помощи подросткам с агрессивным поведением используются диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность. Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально психических особенностях подростков и межличностных отношений, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает. Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление агрессивного поведения подростков. Для этого можно использовать такие формы помощи, как установление доверительных отношений с ребенком, индивидуальные и групповые тренинги, привлечение подростка к социально одобряемой деятельности.

Таким образом, агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Данное поведение направлено на разрешение проблем, возникающих в результате взаимодействия личности в обществе. Агрессивному поведению сопутствуют не только действия, направленные на причинение вреда, но и психологические переживания гнева, раздражения. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов. Наиболее значительным оказывается влияние микрогруппы, к которой принадлежит подросток. Наиболее важной группой для подростка является его семья, поэтому образцы агрессивного поведения значимых взрослых в семье усваиваются ребенком и воспроизводятся в отношениях с окружающими. Подростки, воспитывающиеся в условиях приюта, чаще всего попадают туда из неблагополучных семей, а, следовательно, они уже знакомы с примерами агрессивного поведения. По мере взросления подростка влияние семьи ослабляется и возрастает влияние группы сверстников, в которой подросток также может проявлять агрессивное поведение, если этого требуют нормы и ценности группы. Подростки, проявляющие агрессию, отличаются несформированностью нравственных представлений, малым кругом интересов и озлобленностью против сверстников и взрослых. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с агрессивным поведением в условиях приюта заключаются в проведении диагностической, просветительской профилактической и коррекционно-развивающая работы.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего возраста. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет желание быть признанным и защищенным.

В отличии от старших и подростков маленькие дети легко вовлекают в свои конфликты старших- родителей, воспитателей, учителей. В этом случае лучше не торопиться с заступничеством, а предлагать ребенку разобраться самому, т. к. решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию - он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций. Справляться со своей агрессией и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

Младший школьный возраст. Инициаторами являются группировки ребят, агрессивное поведение становится более организованным. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта, защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии.

Для целого ряда детей группа может быть фантазийной. Не имея возможности и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Ребята идентифицируются с ними и стараются подражать их поведению.

Подростковая агрессивность. Период с 13-16 лет многие ученые рассматривают как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности к другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзестенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих и, утрата целостности мира, несоответствия своего реального Я идеалам. Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами :

Проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и реализации, либо ломается, спивается, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством.

• Прятать и подавлять, становится послушным пай-мальчиком, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особенного в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде невроза, либо психосоматических заболеваний.

Интересно, что если в одной семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков детских домов :

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствуещего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга – травмы, менингиты и и др

3. Отношение взрослых -школы, детского дома, а главное родителей.

Методы и формы психокоррекционной работы психолога с агрессивными подростками в условиях детского дома

Для работы с детьми – сиротами трудно найти подходящие методы.

Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью.

Психокоррекционная работа включает в себя создание положительной установки на отношение педагогов к подросткам и подростков ко всему, что их окружает : психотерапию, социально-психологический тренинг, психотехнические игры.

Игротерапия. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Арттерапия. Это метод, построенный на использовании искусства и как символической деятельности.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на подростка

с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации его психического состояния.

Рисование – творческий акт, позволяющий подростку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация, как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для подростка проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Рекомендации для воспитателей детского дома по предотвращению агрессивности у воспитанников подросткового возраста

1. Агрессивные дети часто бывают «вооружены».

2. Никогда не позволяйте себе оскорблять их, в диалоге не используйте

жаргонные и бранные слова – это не даст им право оскорблять вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них.

4. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношение. Следует учитывать их особенности, бурные реакции.

5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

6. Осуждайте поведение только после успокоения.

7. Мстительные, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Ты расстроился… Ты можешь переживать, не имея право обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и ни на кого не нападать?»

9. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестанет действовать и вы будите неубедительны и бессильны.

10. Однако самое важное- создайте для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения

Список литературы

1. Бутовская М. Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека / М. Л. Бутовская - М. : Педагогика, 2008. – 275 с.

2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка / А. И. Захаров. – СПб. : Союз, 2000. – 222 с.

3. Мухина B.C. Детская психология / В. С. Мухина. - М. : Эксмо, 2000. – 184 с.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Дидактическая игра для нахождения сходства и различия предметов «Варежки»Дидактическая игра для нахождения сходства и различия предметов «Варежки» Дидактическая игра «Варежки». Эта игра поможет учить детей находить сходства и различия предметов, закреплять понятия правая и левая рука,.

Фотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образованияФотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образования Фотоотчет беседы "Различия между кроликами и зайцами" к Дню экологического образования. Мы в очередной раз были рады видеть у себя в.

Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книгиФотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги Попова Валентина Фотоотчет о встрече работников детской библиотеки с детьми старшего возраста в рамках Международного дня детской книги.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастные различия в проявление детской агрессивности
Опубликовано: 23 октября 2024 в 07:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные различия в проявление детской агрессивности» (включая файлы) размещена пользователем Мужилова Наталья (УИ 3481871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД