Евгения Аншакова
Возрастные особенности развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
У детей способность к познанию окружающих предметов в значительной степени связана с развитием действий руки.
Развитие ребёнка первого месяца жизни определяется его анатомо-физиологическими особенностями. Ни один из органов и систем не заканчивает к моменту его рождения морфологического и функционального развития. На протяжении первого месяца жизни сохраняется гипертонус мышц рук, ног и общая двигательная активность. С первых дней своей жизни ребёнок-новорожденный выполняет множество разнообразных движений, однако, эти движения непроизвольные. Руки малыша сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны.
Публикация «Возрастные особенности развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
Собственная рука в этот период бывает «одним из главных предметов, на котором останавливается взгляд малыша».
Далее в процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Об этом достаточно полно рассмотрено И. В. Шаповаленко «Возрастная психология (психология развития и возрастная психология.
Руки ребёнка второго месяца ещё сжаты в кулачки. Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата, только рефлекторный захват.
Третий месяц. Руки большей частью сжаты в кулачки, но, если вложить в них что-либо, пальцы ухватят, и будут держать решительно и осознанно. Однако большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто.
В период от трёх до шести месяцев отмечается динамика анатомо-физиологических показателей. С четырёх месяцев исчезает физиологическая гипертония мышц. Движения ребёнка становятся более сформированными и свободными. Пальцы малыша не сжаты. Он любит играть с пальцами, умеет держать погремушку. Захват примитивный, большой палец не участвует в захвате.
Таким образом, в пять-шесть месяцев ребёнок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Подчёркивая важность овладения схватыванием предметов, психологи пишут: «Хватание и ощупывание предметов имеют большое значение не только для развития мелкой моторики, но и мышления». Е. О. Смирнова отмечает, что «овладение схватыванием предметов дает начало новой, манипулятивной деятельности».
На протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Девятый месяц физиологи и психологи называют скачком в развитии мелкой моторики. Тип захвата – нижний, «пинцетный». Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца. У детей в этом возрасте отмечается значительное развитие активных согласованных движений, подготавливающих ребёнка к самостоятельному стоянию и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы дети берут двумя пальцами.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за верёвочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет. С предметами малыш «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведерком носит песок. Нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ребёнок постоянно и активно изучает все доступные вещи. Пытается рисовать, писать – чиркает карандашом по бумаге. Е. О. Смирнова заключает: «Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребёнка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода».
На втором году жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития. В первом полугодии второго года жизни ребёнок начинает активно двигаться. Большинство детей начинают ходить. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, то есть использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. Действия с предметами, которыми овладел ребёнок на первом году, приобретают большую координацию: ребёнок лучше справляется с вкладными игрушками, с кубиками, легко подражает показываемым действиям. Ребёнок опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями; перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; строит башню из двух кубиков; рисует каракули.
Ребёнок второго полугодия второго года жизни в своём развитии значительно продвигается вперёд. Продолжают развиваться движения пальцев рук. Ребенок пытается «рисовать», карандаш удерживает кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто. При занятии со строительным материалом, может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; листает книгу по одной странице; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию.
Факты показывают, что дети уже в возрасте от полутора года до двух лет, несмотря на их ограниченные моторно-координационные возможности, могут перейти к орудийным способам действия. Процесс овладения палкой как орудием у ребёнка раннего возраста характеризуется переходом от преимущественной активности руки в локтевом суставе к большой активности кисти.
Третий год жизни ребёнка – завершающий период раннего детства. В этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь характерные для первых двух лет. Тело ребёнка становится более пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел малыш на предыдущих этапах. Более координальными становятся движения рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест ложкой и вилкой; пьёт из чашки держа её одной рукой. Он начинает владеть карандашом. Причём карандаш удерживается пальцами, запястье при этом прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое.
На четвёртом году жизни ребёнка постепенно хаотичные восприятия, накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться и упорядочиваться.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Это возраст пяти лет. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Письмо называют базовым навыком, то есть навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.