А А Кайшенова
Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать +Заказ
Агрессивность в младшем школьном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность. По мнению Г. М. Бреслава, существование индивидуальных вариантов проявления агрессивности младших школьников значительно увеличивает эффективность коррекционного воздействия и прогнозирования развития данных тенденций, хотя и несет за собой ряд трудностей [2].
Публикация «Возрастные особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Возрастные особенности детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как отмечает Е. Е. Копченова, у детей младшего школьного возраста более частыми становятся агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии. В младшем школьном возрасте агрессия часто проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Агрессивные проявления младших школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей младшего школьного возраста недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на нестандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение [5].
Н. А. Дубинко, рассматривая агрессивное поведение младших школьников как следствие слабого развития социально-когнитивных навыков, основную причину такого поведения связывает с тем, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации и не располагают при этом достаточным набором базовых социальных умений [4].
Некоторые современные психологи в качестве основной причины, порождающей агрессию в младшем школьном возрасте, рассматривают депривацию. Так, Ю. М. Антонян считает основной причиной агрессии тревожность, которая как свойство формируется в глубоком детстве в результате нарушения эмоциональных связей с матерью, т. е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь порождает пониженную самооценку [1].
Н. Д. Левитов, И. А. Фурманов являясь сторонниками аффективно-динамического подхода к объяснению причин нарушения поведения у детей, считают, что ребенок, попадающий в ситуацию сильной депривации психически и социально важных потребностей, когда оценка вероятности их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дискомфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адаптивных стратегий: ребенок стремится либо совладать с событиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстановить эмоциональное равновесие [6, 9].
Достаточно подробно причины агрессивного поведения младших школьников представлены, на наш взгляд, И. П. Подласым. Автор предлагает выделять следующие возможные причины проявления агрессивности в поведении детей начальной школы :
1) врожденная склонность;
2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота);
3)возбуждение;
4)массовая культура;
5)агрессивные игры;
6)влияние группы [8].
В качестве аргумента, подтверждающего наличие врожденной склонности к агрессивным действиям, приводятся данные расшифровки генома человека, подтвердившие, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению [8]. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и такой ребенок легче становится на путь агрессивного поведения.
Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает. В трудах М. Монтессори, К. Лоренца данное положение находит свое воплощение при рассмотрении вопроса о наследовании моральных задатков. Ученые склонны считать, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность.
Фактор возбуждения – провокатор агрессии, может возникать под влиянием реальной ситуации, мыслей, воспоминаний. Ряд психологов, в том числе К. С. Шалагинова, отмечает в своих исследованиях, что общество, как правило, поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. В качестве доказательства приводятся примеры родителей, которые требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление, чем прививают детям драчливое, неадекватное поведение [10].
В качестве последствий влияния средств массовой культуры, в частности просмотра детьми сцен насилия по телевизору, К. С. Шалагиновой выделяются:
1) усиление агрессивности;
2) повышение порога нечувствительности к насилию;
3) формирование взгляда на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем;
4) признание насилия как нормы общественной жизни [10].
Фактор, провоцирующий рост агрессии - игры с оружием, является не менее значительным, поскольку дети приходят в школу с уже готовностью разрушать. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы.
Влияние группы как фактора, провоцирующего агрессию, связано с тем, что многие авторы рассматривают группу в качестве сильнодействующих возбудителей, отмечая при этом, то, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает, поскольку групповое давление относится не только к числу наиболее сильных, но к числу наиболее значимых [10].
Р. В. Овчарова, рассматривая влияние моделей поведения родителей на поведение детей, предлагает наряду с другими исследователями учитывать такой фактор, как эмоциональные отношения между детьми и родителями [7].
В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) скорее выступает как модель агрессивного поведения.
Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей позволило Р. Бэрону и Д. Ричардсон сделать вывод о том, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей, а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности [4].
Таким образом, детская агрессивность имеет комплексную этиологию, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.
Список используемой литературы
1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди [Текст] : монография / Ю. М. Антонян. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013.-312с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] : Норма и отклонения/Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
3. Бэрон, Р. Агрессия [Текст]/Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 1997. – 336с.
4. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии [Текст]/ Н. А. Дубинко // Социально-пед. работа. – 1997.– № 4.– С. 85–92.
5. Копченова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте [Текст]/ Е. Е. Копченова//Психолог в школе, 2000.- №1. - С. 149-153.
6. Левитов, Д. Н. О психических состояниях человека [Текст]/Д. Н. Левитов. - М. : Наука,1964. – 178с.
7. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников /Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2000.- 448 с.
8. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст]/ И. П. Подласый. – М. : Владос, 2002.– 352 с.
9. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст]/ И. М. Фурманов. - Минск: БГУ, 2000. - 390 с.
10. Шалагинова, К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младшихшкольников : сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография [Текст]/ К. С. Шалагинова - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. – 139с.