Елена Федосенко
Консультация для педагогов «Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАТЕЛЮ
О ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДЕТСКОМ
САДУ И СЕМЬЕ
Практическое руководство по реализации
Программы воспитания
УДК 373.2
ББК 74.00
В 88
Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в детском саду и семье. Практическое
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
руководство по реализации Программы воспитания — М. : ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. —
16 с.
Авторский коллектив
И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А. А. Буянов, О. С. Ушакова.
ISBN 978-5-91955-217-8
Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» представляет педагогиче-
скую модель организации воспитательной работы, направленной на приобщение де-
тей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества. Раскрывает
концептуальные идеи, качественные характеристики воспитательного процесса, воз-
растные особенности детей. Описывает шесть содержательных форматов воспита-
тельной работы («Читаем вместе», «Смотрим вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем
вместе», «Трудимся вместе», «Мастерим вместе», три формы взаимодействия детей
и взрослых, четыре модуля для сопровождения семейного воспитания.
Адресуется воспитателям дошкольных образовательных организаций для эффектив-
ной реализации примерной Программы воспитания.
© ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2022
© Лыкова И. А., Теплова А. Б., Родина Н. М., Буянов А. А., Ушакова О. С., авторы, 2022
В 88
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3
Нормативно-правовую основу воспитательной работы в дошкольной обра-
зовательной организации определяют следующие документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации
от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Россий-
ской Федерации»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — начало жизненного пути человека, основа всей его даль-
нейшей жизни. Поэтому важно своевременно и компетентно создавать эффек-
тивные условия для становления социокультурного опыта, картины мира, цен-
ностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка. Воспитание ребенка
в семье и в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) является
универсальным механизмом созидания качественного и надежного фундамента
жизни. Но это возможно лишь при тесном взаимодействии ДОО и семьи.
Механизмом реализации государственной политики в области воспитания
является рабочая программа воспитания, которая разрабатывается на ос-
нове примерной рабочей программы воспитания в рамках действующих
нормативно-правовых документов.
Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии
образования (далее — Институт воспитания РАО) разработана Примерная
рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реали-
зующих образовательные программы дошкольного образования (далее —
Программа воспитания).
Актуальным становится организационно-методическое сопровождение ре-
ализации Примерной программы воспитания в ДОО. С этой целью сотруд-
никами Института воспитания РАО разработано практическое руководство
«Воспитателю о воспитании» (далее — «Практическое руководство», ко-
торое направлено на достижение цели воспитания через решение следую-
щих задач:
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
• содействие становлению первичных представлений
о базовых ценностях российского общества;
• формирование ценностного отношения к окружаю-
щему миру, другим людям, самому себе;
• поддержка освоения первичного опыта деятельно-
сти и поведения в соответствии с базовыми ценно-
стями, нормами и правилами российского общества.
ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ
4
• ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ на базовые национальные ценности россий-
ского общества;
• НАЦЕЛЕННОСТЬ на сохранение и развитие человеческого капитала;
• УКОРЕНЁННОСТЬ в духовных и культурноисторических традициях
многонационального народа России;
• ПОДДЕРЖКА семьи в воспитании детей.
Способен рассуждать, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, ис-
кать варианты ответов и решений, преодолевать затруднения в разных ситуациях.
Проявляет самостоятельность, инициативность, готовность брать на себя ответствен-
ность за порученное дело, за успешность индивидуальной и коллективной деятельности.
Ориентируется в социальных ролях в семье и ДОО, готов к принятию разных соци-
альных ролей (сын/дочь, внук/внучка, воспитанник детского сада, друг/подруга, буду-
щий ученик и др., может учитывать интересы и желания других людей, выражает свои
желания и позиции в социально приемлемой форме, стремится к взаимопониманию и
взаимодействию с другими людьми — детьми и взрослыми.
Готов действовать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в социуме (в семье,
группе детского сада, дворовом сообществе, своем населенном пункте, этносе, стране,
высказывает свои суждения и оценки, может сравнивать свои действия и поступки с со-
циокультурными эталонами, зафиксированными в фольклоре (пословицы, поговорки,
в произведениях детской художественной литературы и других видах искусства.
«Практическое руководство» учитывает следующие
возрастные особенности ребенка 5– 7 лет:
• ЦЕЛОСТНОСТЬ — охватывает все направления воспитания во взаимодействии дет-
ского сада и семьи;
• СИСТЕМНОСТЬ — последовательно раскрывает цели программы воспитания в ДОО
и семье;
• ВАРИАТИВНОСТЬ — позволяет решать задачи воспитания с учетом регионального
компонента, специфики условий каждой ДОО, профессионального опыта педагогов;
• ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ — обеспечивает доступность, воспроизводимость и эффек-
тивность воспитательного контента.
«Практическое руководство» выстроено с учетом результатов фундаментальных и
прикладных исследований в сфере дошкольного образования, учитывает запрос го-
сударства, общества и семьи на воспитание современного ребенка, поэтому в полной
мере позволяет педагогу обеспечить следующие качественные характеристики вос-
питательного процесса:
«Практическое руководство» носит прикладной характер, при этом
его содержание опирается на следующие концептуальные идеи:
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
5
ИНВАРИАНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ВАРИАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
«Практическое руководство» предлагает педагогу инвариантное содер-
жание воспитательной работы для успешной реализации Программы
воспитания в условиях вариативного дошкольного образования. Это
означает, что «Практическое руководство» описывает универсальный
воспитательный контент и предусматривает бесконечное разнообра-
зие вариантов его реализации с учетом особенностей региона (природ-
но-климатических, социокультурных, экономических и др., специфики
конкретной образовательной организации, профессиональных компе-
тенций и личностных качеств педагога.
ЦЕННОСТИ —
ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
Содержание воспитательной работы
ориентировано на мотивированное ос-
мысленное освоение детьми системы
ценностей. В течение учебного года со-
держание проектируется на основе всех
ценностей, при этом в каждом месяце вы-
деляется «ценность-доминанта».
МЕСЯЦ ЦЕННОСТЬ-ДОМИНАНТА
Сентябрь «Познание»
Октябрь «Труд»
Ноябрь «Семья»
Декабрь «Красота»
Январь «Здоровье»
Февраль «Дружба»
Март «Человек»
Апрель «Природа»
Май «Родина»
Таблица 1.
Система ценностей — основа планирования воспитательной работы
ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ
6
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»
«СМОТРИМ ВМЕСТЕ»
«РАССУЖДАЕМ ВМЕСТЕ»
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
«ТРУДИМСЯ ВМЕСТЕ»
«МАСТЕРИМ ВМЕСТЕ»
В Институте воспитания РАО разработана педагогическая модель, которая поможет
руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитательную рабо-
ту, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества. Педаго-
гическая модель представлена в двух вариантах — вербальном (описательном, словес-
ном) и графическом (см. рисунок 1).
В обоих вариантах педагогическая модель включает следующие компоненты:
I. Этапы воспитательной работы
II. Содержательные форматы воспитательной работы
III. Ценности как цель и сущность воспитания.
Рассмотрим структуру педагогической модели, раскроем сущность каждого компонента.
I. ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Педагогическая модель предполагает достижение стратегической цели воспитания
через успешное «прохождение» трех последовательных этапов воспитательной работы.
• ПЕРВЫЙ ЭТАП ориентирован на формирование у детей первичных представлений
о ценностях российского общества.
• ВТОРОЙ ЭТАП предполагает создание условий для формирования у детей цен-
ностного отношения к окружающему миру (природному и социальному, родной
стране, родному языку, истории и культуре своего народа.
• ТРЕТИЙ ЭТАП предусматривает поддержку становления и расширения личного
опыта каждого ребенка в действиях и поступках, основанных на мотивированном
принятии ценностей.
В графической модели (на рисунке 1) этапы размещены на внешнем кольце, что сим-
волизирует движение (процессуальность) и направленность воспитательной работы.
Переходы с одного этапа на другой обозначены стрелками.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание воспитательной работы
представлено в шести форматах, обла-
дающих высоким воспитательным потен-
циалом, что предполагает организацию
разных видов совместной деятельности
детей и воспитывающих взрослых.
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
7
В графической модели (на рисунке 1) содержательные форматы представлены в виде
шести цветных секторов с соответствуюшими названиями. Далее в «Практическом ру-
ководстве» будет сохраняться данная маркировка форматов (цвет и наименование,
что обеспечит педагогу удобство ориентировки.
III. ЦЕННОСТИ КАК ЦЕЛЬ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
Ядро модели включает ценностный компонент, поскольку именно приобщение детей
к ценностям определяет цель и сущность воспитания.
В центре графической модели (рисунок 1) находится круг со словом «Ценность», при
этом каждый месяц ценность-доминанта меняется (см. таблицу 1).
Важно понять, что содержательные форматы не «привязаны» к определенному
этапу воспитательного процесса, напротив, содержание каждой рубрики переда-
ет «движение» от начальных представлений детей о ценностях — к формируемым
отношениям и мотивированным поступкам (действиям) по освоению ценностей.
Педагогическая модель носит открытый характер, что предполагает возможность ее
«наполнения», уточнения, расширения, изменения как авторами «Практического руко-
водства», так и педагогами-практиками.
C
Рисунок 1.
Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций
у детей дошкольного возраста.
ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ
8
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Педагогическое проектирование направлено на повышение ка-
чества образования в целом, при этом наибольшие трудности у
практиков вызывает проектирование воспитательного процесса.
Для успешного достижения цели воспитания, обозначенной в ра-
бочей программе воспитания, у каждого педагога образователь-
ной организации должно быть четкое представление о специфике
проектирования, его роли и месте в воспитательной деятельности.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
участников воспитательного процесса —
педагогов, детей и их родителей
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
описывающие виды совместной
деятельности с высоким воспитательным
потенциалом
ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
позволяющие эффективно решать
задачи приобщения детей к ценностям
российского общества
МОДУЛИ
для организации взаимодействия
педагога с семьей и поддержки
коммуникации воспитывающих взрослых
— педагогов и родителей.
Данное «Практическое руководство» предлагает вариант проектирования воспита-
тельной работы, включающий следующие компоненты:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Воспитательная работа, ориентированная
на приобщение детей к ценностям россий-
ского общества, проектируется в трех фор-
мах взаимодействия:
• «ПЕДАГОГ — ДЕТИ»
• «ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛИ»
• «РОДИТЕЛИ — РЕБЕНОК»
Рисунок 2. Система взаимодействия
участников воспитательного процесса
ДЕТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
9
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
«Практическое руководство» предлагает шесть
содержательных форматов, описанных в мо-
дели 1. Все эти форматы спроектированы для
двух форм взаимодействия: «Педагог — Дети»
и «Родители — Ребенок».
ДЕТИ
ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ
10
Содержание формата «Читаем вместе» дает ребенку опыт осмыслен-
ного слушания произведений детской художественной литературы, в
которых раскрываются базовые ценности российского общества —
уважение к старшим, к труду других людей, помощь и забота о младших,
любовь к своей малой родине и родной стране и др. После прочтения
стихотворения, рассказа, сказки педагоги или родители обсуждают с
детьми, о чем в них говорится, почему их герои поступили так или ина-
че, помогая ребенку (детям) понять смысл данного произведения. В
отдельных случаях взрослые обращаются к опыту детей, предлагая им
подумать, как поступили бы они на месте героев этих произведений.
Взрослые могут предложить детям нарисовать наиболее запомнивши-
еся им эпизоды, создать свои иллюстрации, из которых затем может
сложиться самодельная книжка, рисованный мультфильм, настольный,
кукольный или теневой театр и т. д.
НОЛЬ
ПЛЮС
«СМОТРИМ
ВМЕСТЕ»
Содержание формата «Смотрим вместе» предлагает материал для ос-
мысленного совместного просмотра педагога с детьми визуального
контента (мультфильмов, кинофильмов и др.). Педагог по определенно-
му алгоритму организует совместный просмотр. Каждый просмотр по-
священ какой-либо ведущей ценности. В дошкольном возрасте боль-
шое значение имеет возникновение эмоционального образа, который
способствует и раскрытию смысла, и регуляции поведения ребенка.
Поэтому для ребенка важна эмоция, которую нужно поддержать, обо-
значить и проговорить. После просмотра рекомендуются игры, рисова-
ние и другие активности, помогающие ребенку осмыслить увиденное,
попробовать отрефлексировать свое отношение к семье, природе,
труду, красоте, дружбе как ценности.
Эта рубрика разработана совместно с платформой «Ноль +», пред-
ставляющей собой онлайн-кинотеатр, в котором собраны анимаци-
онные, игровые, документальные и научно-популярные фильмы для
детей всех возрастов, педагогов и наставников. Особенностью киноте-
атра является интерактивный функционал осмысленного просмотра.
Каждый фильм можно просмотреть как с дополнительными вопроса-
ми, появляющимися во время просмотра, так и в первозданном виде.
В разделе «Воспитание. Детский сад» можно выбрать мультфильм по
ценностям. Интерактивные теги с названием ценности позволят педа-
гогу и родителю не только выбрать мультфильм, но и подготовиться к
осмысленному просмотру.
«ЧИТАЕМ
ВМЕСТЕ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
11
Содержание формата «Рассуждаем вместе» направлено на разви-
тие у ребенка умения понимать значение и переносный смысл слов и
словосочетаний родного языка, в которых раскрывается содержание
базовых традиционных ценностей российского общества. В ходе со-
вместного обсуждения со взрослыми дети открывают для себя особую
яркость, легкость, меткость и образность выражений, сохраняющих
мудрость поколений наших предков.
Содержание формата «Играем вместе» дает ребенку опыт действия
на основе сложившегося отношения к ценности, нравственного по-
ступка, опыт ошибок и их преодоления. В игре ребенок получает воз-
можность действия на основе эмоционального образа, с которым он
знакомится в книге и фильмах. В детском игровом сообществе, созда-
ются условия для освоения важнейших культурных практик, как основы
самостоятельного целесообразного действия, осознанного нравствен-
ного поведения. Игра становится условием для проживания ребенком
и представлений, и отношений, и первичного опыта действия.
Игры связаны с определенной ценностью не в сознании ребенка, а в
опыте педагога и в содержании воспитательной работы.
Содержание формата «Трудимся вместе» дает ребенку опыт трудо-
вого усилия, проживания ценности труда как возможности деятельной
помощи и заботы. Предложены содержательные темы и организаци-
онные формы трудовых событий, недельных и ежедневных трудовых
практик детей и воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в
ДОО и дома. Для воспитателя важно спроектировать не только трудо-
вые акции и ключевые дела года, но и ввести труд в ежедневную жизнь
воспитанников, сопровождать труд детей в семье с помощью предло-
женных советов родителям, совместных в ними трудовых дел.
«РАССУЖДАЕМ
ВМЕСТЕ»
«ИГРАЕМ
ВМЕСТЕ»
«ТРУДИМСЯ
ВМЕСТЕ»
ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ
12
Содержание формата «Мастерим вместе» дает ребенку опыт творче-
ского осмысления ценностей. Большим воспитательным потенциалом
обладают художественный труд, конструирование, дизайн, детское
изобразительное искусство (лепка, аппликация, рисование, содер-
жание которых направлено на мотивированное приобщение детей к
традициям и ценностям семьи, народа (этноса, всего человечества.
В разных формах взаимодействия с другими детьми и взрослыми ре-
бенок создает различные игрушки, сооружения, подарки, сувениры,
предметы для оформления интерьера и оснащения образовательного
процесса (дидактические игры, макеты, муляжи). Такая деятельность
воспитывает эмоционально-ценностное отношение к природе, челове-
ку, семье, детскому саду, городу (населенному пункту, родному краю,
культурному наследию и формирует позицию созидателя (а не потре-
бителя) : «Я — мастер (созидатель, творец)», «я умею мастерить (соз-
давать, делать, украшать, чинить, обустраивать, «я умелый (умелая)»,
«Мы мастерим (творим) вместе».
«МАСТЕРИМ
ВМЕСТЕ»
В «Практическом руководстве», помимо шести содержательных фор-
матов, выделена рубрика «Здоровьесбережение», которая поможет
педагогу удерживать в поле внимания основные профессиональные
задачи, связанные с сохранением жизни и здоровья детей, обеспе-
чением их безопасности. Эти задачи напрямую связаны с задачами
воспитания.
Ребенок дошкольного возраста осваивает ценности, познавая само-
го себя, проживая свои эмоции, чувства, впечатления, накапливая
свой личный опыт отношений, ошибок и достижений. В связи с этим,
большое значение имеют воспитательные ситуации, которые педагог
создает для того, чтобы ребенок освоил ценности жизни, здоровья,
движения и безопасности. Зарядка, прогулка, подвижные игры, при-
вычки, физкультминутки и др. в «Практическом руководстве» обрета-
ют новые смыслы, связанные с воспитанием личности.
Символ рубрики «Здоровьесбережение» представляет собой чело-
вечка с флажком. В разделе «Организация воспитательной работы»
этот символ будет появляться во всех содержательных форматах.
При этом на флажках обозначены цифры от 1 до 6. А в конце тетради
для каждого «человечка с флажком» приведены описания упражне-
ний, игр, советов.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
13
Воспитание — сложный процесс, который невозможно свести к
определенному набору рубрик, форматов, технологий, методик…
Поэтому, помимо шести содержательных форматов и рубрики «Здо-
ровьесбережение», «Практическое руководство» включает два вида
проектов — «Проект месяца» и «Проект года» (рисунок 4). При этом
проект понимается как комплекс целенаправленно организованных
мероприятий (воспитательных ситуаций, позволяющих эффективно
решать задачи приобщения детей к ценностям российского