Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье»

Елена Федосенко
Консультация для педагогов «Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье»
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАТЕЛЮ

О ВОСПИТАНИИ

ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДЕТСКОМ

САДУ И СЕМЬЕ

Практическое руководство по реализации

Программы воспитания

УДК 373.2

ББК 74.00

В 88

Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в детском саду и семье. Практическое

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье“» размещена в разделах

руководство по реализации Программы воспитания — М. : ФГБНУ «Институт

изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. —

16 с.

Авторский коллектив

И. А. Лыкова, А. Б. Теплова, Н. М. Родина, А. А. Буянов, О. С. Ушакова.

ISBN 978-5-91955-217-8

Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» представляет педагогиче-

скую модель организации воспитательной работы, направленной на приобщение де-

тей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества. Раскрывает

концептуальные идеи, качественные характеристики воспитательного процесса, воз-

растные особенности детей. Описывает шесть содержательных форматов воспита-

тельной работы («Читаем вместе», «Смотрим вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем

вместе», «Трудимся вместе», «Мастерим вместе», три формы взаимодействия детей

и взрослых, четыре модуля для сопровождения семейного воспитания.

Адресуется воспитателям дошкольных образовательных организаций для эффектив-

ной реализации примерной Программы воспитания.

© ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2022

© Лыкова И. А., Теплова А. Б., Родина Н. М., Буянов А. А., Ушакова О. С., авторы, 2022

В 88

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

3

Нормативно-правовую основу воспитательной работы в дошкольной обра-

зовательной организации определяют следующие документы:

Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

• Указ Президента Российской Федерации

от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Россий-

ской Федерации»;

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство — начало жизненного пути человека, основа всей его даль-

нейшей жизни. Поэтому важно своевременно и компетентно создавать эффек-

тивные условия для становления социокультурного опыта, картины мира, цен-

ностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка. Воспитание ребенка

в семье и в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) является

универсальным механизмом созидания качественного и надежного фундамента

жизни. Но это возможно лишь при тесном взаимодействии ДОО и семьи.

Механизмом реализации государственной политики в области воспитания

является рабочая программа воспитания, которая разрабатывается на ос-

нове примерной рабочей программы воспитания в рамках действующих

нормативно-правовых документов.

Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии

образования (далее — Институт воспитания РАО) разработана Примерная

рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реали-

зующих образовательные программы дошкольного образования (далее —

Программа воспитания).

Актуальным становится организационно-методическое сопровождение ре-

ализации Примерной программы воспитания в ДОО. С этой целью сотруд-

никами Института воспитания РАО разработано практическое руководство

«Воспитателю о воспитании» (далее — «Практическое руководство», ко-

торое направлено на достижение цели воспитания через решение следую-

щих задач:

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ

• содействие становлению первичных представлений

о базовых ценностях российского общества;

• формирование ценностного отношения к окружаю-

щему миру, другим людям, самому себе;

• поддержка освоения первичного опыта деятельно-

сти и поведения в соответствии с базовыми ценно-

стями, нормами и правилами российского общества.

ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ

4

• ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ на базовые национальные ценности россий-

ского общества;

• НАЦЕЛЕННОСТЬ на сохранение и развитие человеческого капитала;

• УКОРЕНЁННОСТЬ в духовных и культурноисторических традициях

многонационального народа России;

• ПОДДЕРЖКА семьи в воспитании детей.

Способен рассуждать, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, ис-

кать варианты ответов и решений, преодолевать затруднения в разных ситуациях.

Проявляет самостоятельность, инициативность, готовность брать на себя ответствен-

ность за порученное дело, за успешность индивидуальной и коллективной деятельности.

Ориентируется в социальных ролях в семье и ДОО, готов к принятию разных соци-

альных ролей (сын/дочь, внук/внучка, воспитанник детского сада, друг/подруга, буду-

щий ученик и др., может учитывать интересы и желания других людей, выражает свои

желания и позиции в социально приемлемой форме, стремится к взаимопониманию и

взаимодействию с другими людьми — детьми и взрослыми.

Готов действовать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в социуме (в семье,

группе детского сада, дворовом сообществе, своем населенном пункте, этносе, стране,

высказывает свои суждения и оценки, может сравнивать свои действия и поступки с со-

циокультурными эталонами, зафиксированными в фольклоре (пословицы, поговорки,

в произведениях детской художественной литературы и других видах искусства.

«Практическое руководство» учитывает следующие

возрастные особенности ребенка 5– 7 лет:

• ЦЕЛОСТНОСТЬ — охватывает все направления воспитания во взаимодействии дет-

ского сада и семьи;

• СИСТЕМНОСТЬ — последовательно раскрывает цели программы воспитания в ДОО

и семье;

• ВАРИАТИВНОСТЬ — позволяет решать задачи воспитания с учетом регионального

компонента, специфики условий каждой ДОО, профессионального опыта педагогов;

• ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ — обеспечивает доступность, воспроизводимость и эффек-

тивность воспитательного контента.

«Практическое руководство» выстроено с учетом результатов фундаментальных и

прикладных исследований в сфере дошкольного образования, учитывает запрос го-

сударства, общества и семьи на воспитание современного ребенка, поэтому в полной

мере позволяет педагогу обеспечить следующие качественные характеристики вос-

питательного процесса:

«Практическое руководство» носит прикладной характер, при этом

его содержание опирается на следующие концептуальные идеи:

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

5

ИНВАРИАНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ВАРИАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

«Практическое руководство» предлагает педагогу инвариантное содер-

жание воспитательной работы для успешной реализации Программы

воспитания в условиях вариативного дошкольного образования. Это

означает, что «Практическое руководство» описывает универсальный

воспитательный контент и предусматривает бесконечное разнообра-

зие вариантов его реализации с учетом особенностей региона (природ-

но-климатических, социокультурных, экономических и др., специфики

конкретной образовательной организации, профессиональных компе-

тенций и личностных качеств педагога.

ЦЕННОСТИ —

ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

Содержание воспитательной работы

ориентировано на мотивированное ос-

мысленное освоение детьми системы

ценностей. В течение учебного года со-

держание проектируется на основе всех

ценностей, при этом в каждом месяце вы-

деляется «ценность-доминанта».

МЕСЯЦ ЦЕННОСТЬ-ДОМИНАНТА

Сентябрь «Познание»

Октябрь «Труд»

Ноябрь «Семья»

Декабрь «Красота»

Январь «Здоровье»

Февраль «Дружба»

Март «Человек»

Апрель «Природа»

Май «Родина»

Таблица 1.

Система ценностей — основа планирования воспитательной работы

ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ

6

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»

«СМОТРИМ ВМЕСТЕ»

«РАССУЖДАЕМ ВМЕСТЕ»

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

«ТРУДИМСЯ ВМЕСТЕ»

«МАСТЕРИМ ВМЕСТЕ»

В Институте воспитания РАО разработана педагогическая модель, которая поможет

руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитательную рабо-

ту, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества. Педаго-

гическая модель представлена в двух вариантах — вербальном (описательном, словес-

ном) и графическом (см. рисунок 1).

В обоих вариантах педагогическая модель включает следующие компоненты:

I. Этапы воспитательной работы

II. Содержательные форматы воспитательной работы

III. Ценности как цель и сущность воспитания.

Рассмотрим структуру педагогической модели, раскроем сущность каждого компонента.

I. ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Педагогическая модель предполагает достижение стратегической цели воспитания

через успешное «прохождение» трех последовательных этапов воспитательной работы.

• ПЕРВЫЙ ЭТАП ориентирован на формирование у детей первичных представлений

о ценностях российского общества.

• ВТОРОЙ ЭТАП предполагает создание условий для формирования у детей цен-

ностного отношения к окружающему миру (природному и социальному, родной

стране, родному языку, истории и культуре своего народа.

• ТРЕТИЙ ЭТАП предусматривает поддержку становления и расширения личного

опыта каждого ребенка в действиях и поступках, основанных на мотивированном

принятии ценностей.

В графической модели (на рисунке 1) этапы размещены на внешнем кольце, что сим-

волизирует движение (процессуальность) и направленность воспитательной работы.

Переходы с одного этапа на другой обозначены стрелками.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание воспитательной работы

представлено в шести форматах, обла-

дающих высоким воспитательным потен-

циалом, что предполагает организацию

разных видов совместной деятельности

детей и воспитывающих взрослых.

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

7

В графической модели (на рисунке 1) содержательные форматы представлены в виде

шести цветных секторов с соответствуюшими названиями. Далее в «Практическом ру-

ководстве» будет сохраняться данная маркировка форматов (цвет и наименование,

что обеспечит педагогу удобство ориентировки.

III. ЦЕННОСТИ КАК ЦЕЛЬ И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Ядро модели включает ценностный компонент, поскольку именно приобщение детей

к ценностям определяет цель и сущность воспитания.

В центре графической модели (рисунок 1) находится круг со словом «Ценность», при

этом каждый месяц ценность-доминанта меняется (см. таблицу 1).

Важно понять, что содержательные форматы не «привязаны» к определенному

этапу воспитательного процесса, напротив, содержание каждой рубрики переда-

ет «движение» от начальных представлений детей о ценностях — к формируемым

отношениям и мотивированным поступкам (действиям) по освоению ценностей.

Педагогическая модель носит открытый характер, что предполагает возможность ее

«наполнения», уточнения, расширения, изменения как авторами «Практического руко-

водства», так и педагогами-практиками.

C

Рисунок 1.

Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций

у детей дошкольного возраста.

ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ

8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Педагогическое проектирование направлено на повышение ка-

чества образования в целом, при этом наибольшие трудности у

практиков вызывает проектирование воспитательного процесса.

Для успешного достижения цели воспитания, обозначенной в ра-

бочей программе воспитания, у каждого педагога образователь-

ной организации должно быть четкое представление о специфике

проектирования, его роли и месте в воспитательной деятельности.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

участников воспитательного процесса —

педагогов, детей и их родителей

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

описывающие виды совместной

деятельности с высоким воспитательным

потенциалом

ПРОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

позволяющие эффективно решать

задачи приобщения детей к ценностям

российского общества

МОДУЛИ

для организации взаимодействия

педагога с семьей и поддержки

коммуникации воспитывающих взрослых

педагогов и родителей.

Данное «Практическое руководство» предлагает вариант проектирования воспита-

тельной работы, включающий следующие компоненты:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Воспитательная работа, ориентированная

на приобщение детей к ценностям россий-

ского общества, проектируется в трех фор-

мах взаимодействия:

«ПЕДАГОГ — ДЕТИ»

«ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛИ»

«РОДИТЕЛИ — РЕБЕНОК»

Рисунок 2. Система взаимодействия

участников воспитательного процесса

ДЕТИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

9

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

«Практическое руководство» предлагает шесть

содержательных форматов, описанных в мо-

дели 1. Все эти форматы спроектированы для

двух форм взаимодействия: «Педагог — Дети»

и «Родители — Ребенок».

ДЕТИ

ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ

10

Содержание формата «Читаем вместе» дает ребенку опыт осмыслен-

ного слушания произведений детской художественной литературы, в

которых раскрываются базовые ценности российского общества —

уважение к старшим, к труду других людей, помощь и забота о младших,

любовь к своей малой родине и родной стране и др. После прочтения

стихотворения, рассказа, сказки педагоги или родители обсуждают с

детьми, о чем в них говорится, почему их герои поступили так или ина-

че, помогая ребенку (детям) понять смысл данного произведения. В

отдельных случаях взрослые обращаются к опыту детей, предлагая им

подумать, как поступили бы они на месте героев этих произведений.

Взрослые могут предложить детям нарисовать наиболее запомнивши-

еся им эпизоды, создать свои иллюстрации, из которых затем может

сложиться самодельная книжка, рисованный мультфильм, настольный,

кукольный или теневой театр и т. д.

НОЛЬ

ПЛЮС

«СМОТРИМ

ВМЕСТЕ»

Содержание формата «Смотрим вместе» предлагает материал для ос-

мысленного совместного просмотра педагога с детьми визуального

контента (мультфильмов, кинофильмов и др.). Педагог по определенно-

му алгоритму организует совместный просмотр. Каждый просмотр по-

священ какой-либо ведущей ценности. В дошкольном возрасте боль-

шое значение имеет возникновение эмоционального образа, который

способствует и раскрытию смысла, и регуляции поведения ребенка.

Поэтому для ребенка важна эмоция, которую нужно поддержать, обо-

значить и проговорить. После просмотра рекомендуются игры, рисова-

ние и другие активности, помогающие ребенку осмыслить увиденное,

попробовать отрефлексировать свое отношение к семье, природе,

труду, красоте, дружбе как ценности.

Эта рубрика разработана совместно с платформой «Ноль +», пред-

ставляющей собой онлайн-кинотеатр, в котором собраны анимаци-

онные, игровые, документальные и научно-популярные фильмы для

детей всех возрастов, педагогов и наставников. Особенностью киноте-

атра является интерактивный функционал осмысленного просмотра.

Каждый фильм можно просмотреть как с дополнительными вопроса-

ми, появляющимися во время просмотра, так и в первозданном виде.

В разделе «Воспитание. Детский сад» можно выбрать мультфильм по

ценностям. Интерактивные теги с названием ценности позволят педа-

гогу и родителю не только выбрать мультфильм, но и подготовиться к

осмысленному просмотру.

«ЧИТАЕМ

ВМЕСТЕ»

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

11

Содержание формата «Рассуждаем вместе» направлено на разви-

тие у ребенка умения понимать значение и переносный смысл слов и

словосочетаний родного языка, в которых раскрывается содержание

базовых традиционных ценностей российского общества. В ходе со-

вместного обсуждения со взрослыми дети открывают для себя особую

яркость, легкость, меткость и образность выражений, сохраняющих

мудрость поколений наших предков.

Содержание формата «Играем вместе» дает ребенку опыт действия

на основе сложившегося отношения к ценности, нравственного по-

ступка, опыт ошибок и их преодоления. В игре ребенок получает воз-

можность действия на основе эмоционального образа, с которым он

знакомится в книге и фильмах. В детском игровом сообществе, созда-

ются условия для освоения важнейших культурных практик, как основы

самостоятельного целесообразного действия, осознанного нравствен-

ного поведения. Игра становится условием для проживания ребенком

и представлений, и отношений, и первичного опыта действия.

Игры связаны с определенной ценностью не в сознании ребенка, а в

опыте педагога и в содержании воспитательной работы.

Содержание формата «Трудимся вместе» дает ребенку опыт трудо-

вого усилия, проживания ценности труда как возможности деятельной

помощи и заботы. Предложены содержательные темы и организаци-

онные формы трудовых событий, недельных и ежедневных трудовых

практик детей и воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в

ДОО и дома. Для воспитателя важно спроектировать не только трудо-

вые акции и ключевые дела года, но и ввести труд в ежедневную жизнь

воспитанников, сопровождать труд детей в семье с помощью предло-

женных советов родителям, совместных в ними трудовых дел.

«РАССУЖДАЕМ

ВМЕСТЕ»

«ИГРАЕМ

ВМЕСТЕ»

«ТРУДИМСЯ

ВМЕСТЕ»

ВОСПИТАТЕЛЮ О ВОСПИТАНИИ

12

Содержание формата «Мастерим вместе» дает ребенку опыт творче-

ского осмысления ценностей. Большим воспитательным потенциалом

обладают художественный труд, конструирование, дизайн, детское

изобразительное искусство (лепка, аппликация, рисование, содер-

жание которых направлено на мотивированное приобщение детей к

традициям и ценностям семьи, народа (этноса, всего человечества.

В разных формах взаимодействия с другими детьми и взрослыми ре-

бенок создает различные игрушки, сооружения, подарки, сувениры,

предметы для оформления интерьера и оснащения образовательного

процесса (дидактические игры, макеты, муляжи). Такая деятельность

воспитывает эмоционально-ценностное отношение к природе, челове-

ку, семье, детскому саду, городу (населенному пункту, родному краю,

культурному наследию и формирует позицию созидателя (а не потре-

бителя) : «Я — мастер (созидатель, творец)», «я умею мастерить (соз-

давать, делать, украшать, чинить, обустраивать, «я умелый (умелая)»,

«Мы мастерим (творим) вместе».

«МАСТЕРИМ

ВМЕСТЕ»

В «Практическом руководстве», помимо шести содержательных фор-

матов, выделена рубрика «Здоровьесбережение», которая поможет

педагогу удерживать в поле внимания основные профессиональные

задачи, связанные с сохранением жизни и здоровья детей, обеспе-

чением их безопасности. Эти задачи напрямую связаны с задачами

воспитания.

Ребенок дошкольного возраста осваивает ценности, познавая само-

го себя, проживая свои эмоции, чувства, впечатления, накапливая

свой личный опыт отношений, ошибок и достижений. В связи с этим,

большое значение имеют воспитательные ситуации, которые педагог

создает для того, чтобы ребенок освоил ценности жизни, здоровья,

движения и безопасности. Зарядка, прогулка, подвижные игры, при-

вычки, физкультминутки и др. в «Практическом руководстве» обрета-

ют новые смыслы, связанные с воспитанием личности.

Символ рубрики «Здоровьесбережение» представляет собой чело-

вечка с флажком. В разделе «Организация воспитательной работы»

этот символ будет появляться во всех содержательных форматах.

При этом на флажках обозначены цифры от 1 до 6. А в конце тетради

для каждого «человечка с флажком» приведены описания упражне-

ний, игр, советов.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

13

Воспитание — сложный процесс, который невозможно свести к

определенному набору рубрик, форматов, технологий, методик…

Поэтому, помимо шести содержательных форматов и рубрики «Здо-

ровьесбережение», «Практическое руководство» включает два вида

проектов — «Проект месяца» и «Проект года» (рисунок 4). При этом

проект понимается как комплекс целенаправленно организованных

мероприятий (воспитательных ситуаций, позволяющих эффективно

решать задачи приобщения детей к ценностям российского

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сюрпризы» и казусы на утренниках в детском саду» Для каждого ребенка любое открытое мероприятие на публику, в котором он принимает участие, очень волнительно. Утренник – это всегда стресс.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» ВидеоКонсультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье»
Опубликовано: 1 сентября 2024 в 23:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федосенко (УИ 229850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД