Вильдяйкина Елена
Воспитание уважительного отношения к семье как одно из направлений духовно-нравственного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается вопрос воспитания уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста. Уважение к семье рассматривается как категория нравственных ценностей, признанная обществом. Дается содержательная характеристика методов и средств воспитания уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, нравственные ценности, семья, уважительное отношение к семье, методы и средства воспитания уважительного отношения к семье.
Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном
образовании является духовно-нравственное развитие личности ребенка,
формирование ценностных мотивов, приобщение детей к общечеловеческим
ценностям (Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец). Ребенок
учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических
эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Получая
от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы,
нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и
переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру
общества.
Духовно-нравственное развитие - сложный педагогически
организованный процесс, направленный на расширение представлений
дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего
социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие
чувств детей. Воспитательная деятельность по направлению духовно-нравственного развития предполагает процесс превращения моральных норм
во внутренние убеждения личности, установки к действию.
Таким образом, механизм нравственного воспитания осуществляется по
схеме (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки
и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Процесс воспитания в детях уважительного отношения к семье,
родителям, старшим поколениям, формирование представления о семье,
жизнь в соответствии с традиционными семейными и нравственными
ценностями основополагающие задачи воспитания духовно-нравственной
личности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования итоговым результатом воспитания является
следующий портрет личности ребенка: у ребенка развиты элементы
уважительного отношения к семье, сформировано представление о себе как
части семьи, он понимает и ценит родственные отношения и взаимосвязи,
семейные традиции.
Для каждого ребенка семья является важным институтом социализации,
местом, где он перенимает паттерны поведения в социуме, учится общаться со
старшими и младшими членами семьи, в семье формируются
основополагающие черты будущей личности, нравственные чувства и
социально-значимые качества ребенка. Семья является основой
формирования ценных нравственных взаимоотношений между взрослыми,
взрослыми и детьми. С воспитательной точки зрения период дошкольного
детства это сензитивный период для решения задач по формированию
уважительного отношения к семье, развития чувства принадлежности к семье.
Под семьей понимается немногочисленная малая социальная группа,
членов которой объединяет непосредственное личное общение и общая
социальная деятельность, что выступает основой для формирования
определенных групповых норм и групповых процессов.
Именно семья закладывает основы нравственности человека, формирует
нормы поведения, раскрывает богатство внутреннего мира и определяет
индивидуальные личностные качества.
Представление о традиционном воспитании ребенка в свете уважения к
семье предполагает следование неким традициям, сформированным и
практическим применяемым на протяжении многих поколений. Именно
традиция уважения к семье, ее роли в жизни общества, ее значения для
подрастающего поколения лежит в основе воспитания уважительного
отношения к семье у дошкольника.
В российском обществе традиционно уважается старшее поколение,
традиционно младшие помогают старшим и заботятся о младших,
традиционно принято сопереживать близким, поддерживать их в трудную
минуту. Именно такого рода традиции должны быть переданы ребенку
дошкольного возраста, такие традиции он должен освоить и пронести через
всю свою жизнь.
Таким образом, задача дошкольного воспитания ребенка состоит в
формировании мировоззрения и картины мира, в которых ребенок:
- изучает родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнит
рассказы членов семьи о своем детстве, участвует в днях памяти, ухаживает за могилами, хранит семейные реликвии;
- уважительно относится к старшим членам семьи (к их знаниям и
опыту, любит их, оказывает внимание старикам посредством добрых дел,
добровольно берет на себя работу стариков по возрастным и физическим
способностям, видит, что нужно в конкретной ситуации, исполняет сказанное
старшими;
- проявляет заботу в отношении родителей, знает нужды родителей,
слышит, слушает и понимает, что говорят родители, соблюдает
установленный порядок, прислушивается к их мнению, помимо порученного
выполняет еще какую-либо работу, не говорит грубых слов, не вмешивается в
разговор взрослых, спрашивает позволенья;
- проявляет доброжелательность и доброту в отношении малышей,
заботится о них и оказывает помощь.
Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие «уважительного
отношения к семье». Уважение к семье личностное мировоззрение,
включающее представление сопричастности своей семье и роду, которое
выражается посредством почитания родителей и предков; ценностное
отношение к нравственным ценностям - любви, дружбе, верности, уважению
- как основам семьи; стремление передать и приумножить национальные,
культурные семейные традиции; желание вести здоровый образ жизни;
развитость эмоциональной отзывчивости на чувства, заботу и переживание
членов семьи; нравственное удовлетворение от признания родителей и любви
со стороны членов семьи, потребность активно участвовать в жизни семьи.
В науке накоплен богатый арсенал методов и средств воспитания
уважительного отношения к семье у детей, который может быть использован
в практике работы с ними:
- этические беседы в процессе проблемно-ценностного общения (А. А.
Лопатина, М. В. Скребцова) [11]. Формируют у дошкольников нравственноэтические нормы в процессе рефлексивной деятельности;
- метод сюжетных картинок (Р. С. Буре). Методика воспитания у
детей гуманности, гражданственности, патриотизма, эмоциональноположительного отношения к труду на примерах сюжетных бытовых
иллюстраций из жизни сверстников;
- сюжетно-ролевая игра «Семья» (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко). Методика поэтапного формирования игровых умений и навыков у детей
в процессе свободной самостоятельной игровой деятельности с
использованием метода творческого сюжетосложения;
- решение проблемных жизненных ситуаций (Е. В. Понамарева, Е. А.
Пыльненькая, И. В. Булыгина, Н. Г. Гончарова). Осознание трудностей,
невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к
активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира,
предметов, связей и взаимоотношений;
- игры-инсценировки (Л. Экки). Игра-инсценировка способствует
приобретению навыков поведения в процессе сюжетного проигрывания
смоделированной реальной или вымышленной ситуации, запускает процессы
идентификации и децентрации личностного развития детей;
- чтение художественной литературы (Л. Ю. Есипова). Формирует
ценностное отношение к жизни, обеспечивает устойчивое, гармоническое
развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга,
справедливости, ответственности, уважения к семье и близким и других
качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Действенным средством воспитания уважительного отношения к семье
у дошкольников является художественное слово. Ценность художественной
литературы в деле воспитания ребенка вообще и в духе уважительного
отношения к семье, в частности, нельзя переоценить. Возможность
художественной литературы создать и транслировать образ
высоконравственной личности, человека, уважающего семью, традиционные
семейные ценности, поддерживающего и развивающего традиции своей семьи
должна быть использована в воспитательном процессе. Художественная
литература позволяет найти ключ к детской душе, раскрывая перед ним мир
многообразных отношений, демонстрируя причины и следствия того или
иного типа поведения, помогая сформировать собственное отношение к
героям произведения, провести аналогию между ситуациями на страницах
книги и реальными жизненными обстоятельствами. Очевидно, что такие
мыслительные операции дети должны производить с помощью взрослых,
воспитателя или родителей, однако здесь кроется мощный импульс для
ведения диалога между взрослым и ребенком, позволяющим раскрыть важные
для каждой личности вопросы и проблемы: что есть семья в нашей жизни?
Почему человек не может жить без семьи? Какое значение для нас имеют
бабушка и дедушка, папа и мама, старшие и младшие братья и сестры?
Читая, ребенок знакомится с ценностью семейных отношений,
важностью поддержки близкими людьми друг друга, получает сведения о
своей роли в жизни семьи. Художественное слово воздействует не только на
сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово заставляет ребенка
задуматься об отношениях в своей семьей, побуждает начать заботиться о
близких, помогать им, например, выполняя простую домашнюю работу.
Художественное слово формирует нравственные представления и
нравственный опыт, способствуя передачу дошкольникам знаний и
представлений о моральных качествах человеческой личности.
Таким образом уровень духовно-нравственного развития личности
ребенка дошкольного возраста рассматривается как система усвоения
устойчивых нравственно – ценностных мотивов, проявляющихся в отношении
ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на
нравственных эталонах и нормах. Умение сознательно управлять своими
чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому
поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов,
родителей. Воспитание уважительного отношения к семье является
неотъемлемой ценностно значимой для детей старшего дошкольного возраста
частью их духовно-нравственного развития. Организация игровой,
рефлексивной, речевой деятельности детей является важным средством
воспитания уважительного отношения к семье.