татьяна соловьева
Воспитание у детей дошкольного возраста полноценного и осознанного отношения к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистики бьют тревогу. Многие причины от нас не зависят, и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста полноценного и осознанного отношения к здоровому образу жизни» размещена в разделах
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребёнка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитанию у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Комплекс задач, который решается в процессе работы с детьми дошкольного возраста, направлен на совершенствование систем и функций детского организма, накопление им двигательного опыта и переносе его в повседневную жизнь, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровый образ жизни – это благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностей ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровосберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы.
Для профилактики утомления детей проводятся динамические паузы (физкультминутки, которые проводятся в течение всего дня и выполняют релаксационную, коммуникативную, воспитательную функции. Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставляют большое удовольствие ребенку.
Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия на прогулке и в групповой комнате.
В ДОУ осуществляется работа по трем основным направлениям: физкультурно-оздоровительная работа; лечебно-профилактическая; образовательная деятельность.
В рамках физкультурно-оздоровительной работы педагогами проводятся: ежедневная утренняя зарядка; физкультурные занятия согласно расписанию; плавание; подвижные игры в группе и на прогулке; спортивные развлечения; спортивные семейные праздники для детей и их родителей.
Под лечебно-профилактической работой в ДОУ понимается:
• проведение профилактических мероприятий против гриппа и простудных заболеваний (употребление детьми в пищу лука и чеснока, а так же аэрация воздуха; использование оксолиновой мази);
• проведение закаливающих мероприятий после сна и на тропе здоровья (в летний период);
• пальчиковый массаж и ходьба по массажным дорожкам;
• проведение гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики;
• полоскание рта после каждого приема пищи (с целью профилактики появления кариеса) и т. д.
В рамках образовательной деятельности с детьми проводятся познавательные беседы о здоровом образе жизни и о формировании привычек здорового образа жизни : «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Мы здоровыми растем», «Где прячется здоровье?».
Активная работа с родителями является важной частью воспитания у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни. Консультации для родителей на тему поддержания и сохранения здоровья детей, профилактики гриппа и простудных заболеваний, ведения здорового образа жизни в семье; родительские собрания на тему : «Здоровая семья – здоровые дети»; «Здоровое питание детей – залог крепкого здоровья» и т. д. ; совместные с родителями спортивные мероприятия и развлечения активизируют работу по сохранению здорового образа жизни и повышению двигательной активности дошкольников, способствуют сплочению детей и взрослых, формируют потребность в здоровом образе жизни.
Таким образом, работа по формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни привычек здорового образа жизни у детей проводится на достаточно высоком уровне, что приводит к снижению уровня заболеваемости у детей и к улучшению посещаемости ДОУ.