Снежана Светлицкая
Воспитание толерантности у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы, нам не
Хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Бернард Шоу
Сегодня все больше распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессия. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Публикация «Воспитание толерантности у подростков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Все дети разные и надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В каком воспитании нуждаются дети? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только в жизни в школе, но и за её пределами?
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельностью.
Важна необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Для плодотворного воспитания детей в школе необходимо свести эти противоречия в процессе к некой общей основе. Уважительное отношение, гармонизация отношений, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к собственным взглядам.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учителя». Таким образом, семья в формировании толерантности у обучающихся, имеет большое значение. В основе педагогической деятельности учителя живой смысл и живое общение, на основе живого слова, живого понятия. Толерантность нужно воспитывать. Формирование навыков толерантного отношения возможно только при систематической работе.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычая, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной школе.
Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительство. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, понятие, понимание.
Признание- это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание- это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Толерантность являет собой основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которое создают оптимальное условие для формирования у ребят культуры достоинства, самовыражения личность, исключают факт боязни неправильного ответа. Толерантность - способ выражения человечности, условие гармоничных отношений в обществе.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступить как национальность, религиозная, этическая, социальная,половая принадлежность ребёнка,так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения,привычки.
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. Конечно же, работа по воспитанию толерантности невозможна без поддержки семьи.
В заключение, необходимо отметить, что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чем-то утопическим. Изменение отношений в обществе возможно при условии, что толерантность как принцип мирового сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами, на всех его уровнях, не только в школах, но и в семьях.